Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:11, реферат
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Введение 2
Глава 1. Виды и свойства конкуренции. 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции. 4
1.2 Условия возникновения конкуренции. 7
1.3. Виды конкуренции 8
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике. 22
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. 22
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 30
2.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 35
Экономические возможности и торговые способности покупателей. Конкурирующие силы возникают вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
-
потребители значимы и их
-
объем потребления
-
отрасль, поставляющая товар
-
товары, предлагаемые на продажу
разными продавцами, относительно
хорошо стандартизированы, и
-
покупаемые изделия не
-
экономически выгодной для
Конкурентная
ситуация на рынке развивается постоянно,
поэтому существует потребность
у фирмы в отслеживании конкурентных
изменений на рынке систематически.
Только при этих условиях фирма может
правильно оценить возможности
конкурентов и собственные
конкуренция рыночная экономика монополия
Реально
сложившаяся практика экономической
жизни в мире показывает, что рынок
и конкуренция- главный механизм
развития современной экономики, более
мощный и действенный, чем любой
иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше,
чем активнее конкуренция и чем
лучше условия для её проявления.
Конкуренция требует
Конкуренция-
сердцевина современного рыночного
механизма не только потому, что
масштабы её проявления за последние
десятилетия неизмеримо выросли. Главное
в том, что конкуренция- это органичное
свойство рынка, его неотъемлемая черта.
Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции,
её разрушительное либо, напротив, слабое
проявление- чёткий индикатор явного
неблагополучия на рынке, появления
’’перекосов’’ и больших
Что
же всё-таки необходимо в нашей стране
для нормального
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной
среде предшествует становление
конкуренции как таковой, т.е. формы
взаимоотношений хозяйствующих
субъектов в процессе реализации
их индивидуальных интересов. При её
отсутствии практически любой
Конкуренция
является важнейшим элементом рыночной
экономики и вместе с механизмом
цен служит необходимым ее регулятором.
Разумеется, для конкуренции требуется
наличие на рынке множества производителей
однородных товаров, причем каждый из
этих производителей не мог бы выбросить
на рынок такое количество товаров,
которое бы заметно повлияло на установившуюся
рыночную цену. Иными словами, свободный
рынок должен исключить господство
монополий и максимально
На первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:
"Каждый
отдельный человек старается
употреблять свой капитал так,
чтобы продукт его обладал
наибольшей стоимостью. Обычно он
и не имеет в виду
Именно
по этой причине А.Смит решительно выступал
против вмешательства правительства
в экономическую жизнь, в частности
против ограничения ввоза товаров
из-за границы, когда они оказываются
более дешевыми, чем собственные.
Таким образом "невидимая рука",
которая с такой точностью
регулирует цены на рынке, как раз
и создает тот спонтанный, или
самопроизвольный, порядок, благодаря
которому рыночная экономика может
противостоять хаосу и
Эта
идея Смита и других шотландских
экономистов и социологов XVIII в. о
возможности возникновения
Именно
так подошел к раскрытию
В сравнении с плановой, рыночная экономика обладает двумя основными преимуществами. Во-первых, в ней используются знания всех участников рынка, а не только весьма узкого числа лиц, занятых планированием и управлением производства в рамках командной экономики. Во-вторых, рынок служит частным целям индивидуумов во всем их многообразии, хотя и
"не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных ... потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка".
Роль конкуренции состоит как раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их "спиной" возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Ф. Хайек пишет:
"Такой
порядок сводится к
Этот
принцип, впервые ясно сформулированный
в общей форме в кибернетике,
действительно убедительно
Однако
рынок нельзя считать полностью
самоорганизующейся системой, которую
можно запустить и дальше она
будет работать без перебоев. Напротив,
после Великой депрессии 1929—1933 гг.
экономисты признали необходимость
государственного регулирования рынка
в период спадов и кризисов. Эта
необходимость вытекает из самой
природы социально-
Говоря
о достоинствах конкуренции и
рынка в целом, не следует забывать
об их негативных сторонах, а также,
разумеется, о тех проблемах, которые
они не могут решить по своей природе.
Что касается первого, то ясно, что
конкуренция иногда приводит к диспропорциям
между спросом и предложением,
замедлению технического прогресса, а
следовательно, нерациональному использованию
ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие
предприятия и фирмы ревниво
охраняют секреты производства, ибо
технические новшества и
Справедливая социальная политика может заметно исправить недостатки рыночного распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. В связи с этим нельзя согласиться с Ф. Хайеком, что извечная заповедь "люби ближнего как самого себя" препятствует расширению рыночного порядка. Ведь конкуренция в одной сфере не исключает сотрудничества в другой, более широкой области. В конце концов люди не являются бездушными автоматами, которые во всем преследуют лишь свои эгоистические цели и заботятся лишь о собственной выгоде. Они получают удовлетворение, когда помогают другим, участвуют в благотворительной деятельности, поддерживают искусство, науку и культуру. Но предположение о том, что люди в своей экономической деятельности руководствуются принципом максимизации выигрыша и минимизации проигрыша, является весьма удобным средством для объяснения и предсказания их экономического поведения.
Что
касается конкуренции, то в условиях
существования монополий она
не может быть свободной и совершенной,
а это оказывает отрицательное
воздействие на механизм формирования
рыночных цен. Все это показывает,
что понятие о свободном рынке
и совершенной, ничем не ограниченной
конкуренции, дает упрощенное, идеализированное
представление о реальном рынке.
Но, как и всякое научное понятие,
оно выделяет, абстрагирует только
наиболее существенные, характерные
признаки рынка. Именно в силу этого
оно все же оказывается применимым
к реальному рынку. Очевидно, что
чем совершеннее реальный рынок
и чем свободнее в нем