Понятия и виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:11, реферат

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Виды и свойства конкуренции. 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции. 4
1.2 Условия возникновения конкуренции. 7
1.3. Виды конкуренции 8
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике. 22
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. 22
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 30
2.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

понятие конкуренции.docx

— 73.52 Кб (Скачать документ)

     Конкуренция по продукту - это стремление захватить  часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

     Конкуренция по условиям продаж- использование  многочисленных средств для привлечения  покупателей к товарам. Эта конкуренция  включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

     Особыми методами неценовой конкуренции  являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

     Научно-технический  прогресс создаёт широкие возможности  для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

     В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают всё более масштабное развитие, отражая  закономерности углубления общественного (и его разновидности - международного) разделения труда, специализации и  дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.

     В соответствии с территориальным  охватом обычно выделяют конкуренцию  в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задаёт обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки её проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые ’’стандарты поведения’’, которые формируются общемировыми условиями.

     Несмотря  на то, что каждый рынок имеет  свои уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как  осуществляется конкуренция на разных рынках, и следовательно суть конкуренции  может быть выражена единой аналитической  концепцией, используемой для выявления  природы и оценки интенсивности  конкуренции.

     Согласно  исследованиям, известного английского  учёного, авторитета в области конкуренции  М.Е. Портера состояние конкуренции  на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

     Соперничество среди конкурирующих  продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

     Сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или в  конкурентном преимуществе является лучшим индикатором «пульса» конкуренции.

     Прибыль побуждает конкурирующие фирмы  развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

     Черты конкурентных взаимодействий фирм можно  охарактеризовать следующим образом:

     - Фирмы борются за более выгодную  рыночную позицию, которая проявляется,  в конечном счёте, в стремлении  каждого завоевать свою клиентуру  (наиболее прибыльную рыночную  долю);

     - Конкурирующие стратегии фирм  и пути реализации этих стратегий  различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о том,  что и как будет работать  на этом рынке (реакция покупателей  и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.).

     Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения позиции  или с целью защиты уже завоёванных  преимуществ). Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии  зависит, с одной стороны, от рыночного  успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников.

     Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

     Межфирменное  соперничество может закончиться  успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность "контролировать" направление  действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут  привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

     Акции и контракции фирм-соперников, в  конечном счете, выливаются в создание новых условий спроса-предложения  или в реагирование на создавшиеся  условия рынка: маркетинговые стратегии  фирм-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в  свою очередь, заставляет фирмы принимать  такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех  в сложившихся условиях.

     Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных  с точки зрения цены.

     Часто фирмы, принадлежащие к одной  отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие вследствие наличия  заменителей товара, сталкивают продавцов.

     Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей  создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.

     Во-вторых, производитель товаров и/или услуг  может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.

     В-третьих, конкуренция со стороны заменителей  зависит от того, насколько легко  покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости «переключения» покупателя на товар-заменитель).

     Наиболее  часто упоминаемым индикатором  силы конкурентного давления на производителя  со стороны производителей заменителей  является темп прироста продаж.

     Пример  конкуренции товарозаменителей.

     Продавцам мелкой бытовой техники  в последнее время  неожиданную конкуренцию  составили операторы  сотовой связи. По мнению продавцов, очень часто электрический чайник или кофеварку покупают в подарок. После того как в очередной раз операторы сотовой связи снизили цены, подарком «что-нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон».

     Угроза  появления новых  конкурентов. Конкурирующие  силы, возникшие вследствие угрозы появления  новых конкурентов.

     Серьезность угрозы возможного появления на рынке  новых конкурентов зависит от двух групп факторов:

     - барьеры для входа; 

     - ожидаемая реакция фирм на  вновь входящих в отрасль. 

     Существуют  следующие основные барьеры для  входа:

     - эффективный масштаб производства;

     - эффект ЖЦ продукции (иногда  достижение низких затрат на  единицу зависит от опыта производства  товара и др. выгод, полученных  за время освоения товара;

     - предпочтения и преданность потребителей  к определенным торговым маркам;

     - потребность в капитале (чем больше  величина требуемых инвестиций  для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);

     - препятствия в виде дополнительных  затрат, связанных с доступом  к более дешевым источникам  сырья, патенты и ноу-хау, опыт  производства, основной капитал,  приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам,  удобные места расположения предприятия  и т. п.;

     - доступ к каналам распределения; 

     - государственные меры и политика (здесь имеются в виду, законодательные  правили и ограничения, применяемые  на данном рынке).

     Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар, изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет.

     Угроза  появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь  конкуренция ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение  наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем  технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его  оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли  на капитал в разных отраслях будет  неодинаков. Перелив капитала будет  происходить до тех пор, пока различные  нормы прибыли не выровняются  в какую-то общую или среднюю  прибыль.

     Межотраслевая конкуренция объективно создает  определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего  лишь 1-2 процента.

     Если  бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво  ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность  в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.

     Стихийное передвижение капиталов из одних  отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль  не заблокирован. Если в обществе возникают  отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма  образования средней нормы прибыли.

     Экономические возможности и  торговые способности  поставщиков. Конкурирующие  силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.

     Конкурентное  влияние со стороны поставщиков  главным образом зависит от того, насколько важными являются эти  составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков  занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны  поставщиков увеличивается)

     Влияние поставщиков сильнее, если имеют  место следующие факторы:

     - затраты на производство играют  важную роль для покупателя;

     - поставщики представляют собой  несколько крупных фирм, не скованных  интенсивной конкуренцией;

     - продукция поставщиков дифференцирована  настолько, что покупателю трудно  и дорого перейти от одного  поставщика к другому; 

     - покупатели не являются важными  клиентами для фирм-поставщиков,  т. е. поставщики не замкнуты  на определенную отрасль; 

     - поставщики не конкурируют с  производителями заменителей в  других отраслях;

     - со стороны одного или нескольких  поставщиков существует реальная  угроза прямой интеграции в  бизнес отрасли покупателя.

     - фирмы-покупатели не проявляют  склонности к интеграции в  рынки поставщиков. 

Информация о работе Понятия и виды конкуренции