Понятия и виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:11, реферат

Описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Виды и свойства конкуренции. 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции. 4
1.2 Условия возникновения конкуренции. 7
1.3. Виды конкуренции 8
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике. 22
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. 22
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 30
2.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

понятие конкуренции.docx

— 73.52 Кб (Скачать документ)

     Возникают вопросы: насколько возможно расхождение  между реальным и идеальным рынком? В какой степени экономические  отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно  отличаются от идеально рыночных?

     Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются  с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать  рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка.

     Только  цены (даже если они испытывают колебания  под воздействием различных факторов, препятствующих конкуренции), отражают соотношение между спросом и  предложением.

     Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос  и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше  способствует их удовлетворению. Как  показал печальный опыт нашей  страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии  точно учесть разнообразные запросы  людей и, главное, своевременно и  эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного  механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит  в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.

     Учитывая  спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя  товаров, для чего производители  начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В  конкурентной борьбе за рынок побеждает  тот производитель, который при  высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве  перемещаются свободно, то производитель  не нуждается в "выбивании" фондов и ресурсов у планирующих и  снабженческих организаций. Не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые  ресурсы и затем расширяет  или заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в  устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном  случае в условиях конкуренции они  проиграют в экономическом соревновании со всеми вытекающими отсюда негативными  последствиями.

     Таким образом, важнейшая функция рынка  состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через  механизм спроса и предложения. 

     2.2 Значимость конкуренции  в рыночной экономике 

     Теперь  нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции  в современной экономической  системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным инструментом воздействия  одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование —  это основной элемент рыночного  механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок  может эффективно выполнять функции  распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии  конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция  проверяет бизнес на степень его  соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции  происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов  вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

     В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических  ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой  продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как  трудовые способности. Привлечение  того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата —  в условиях конкуренции зависят  от качества трудовых способностей. Как  правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему  больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о  качестве своего ресурса – труда.

     Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать  издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над  ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования  работников, активно взаимодействовать  с наукой, изыскивать новейшие научно-технические  разработки. 

     2.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 

     Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального

     3. Внешняя торговля России: тенденции  и перспективы развития обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

     Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной  поддержки экспорта; трудности адаптации  к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных  в оборонном комплексе и предназначенных  для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность  производства и чрезвычайно высокая  доля материальных затрат даже в передовых  секторах промышленности.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми  капиталистическими странами в области  теории и практики конкуренции, по крайней  мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения  к этому

     Особенность ситуации состоит и в том, что  в распоряжении российского бизнеса  находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени  на самостоятельные разработки, усвоить  уроки системного, комплексного решения  проблемы, чтобы избежать дорогостоящих  ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в  имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов  и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

     Опыт  последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и  организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение  на российский рынок иностранных  компаний - все это значительно  осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с  другой, создали условия, в которых  конкуренция стала обыденным  делом.

     Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному  ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком  тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные  с усилением конкурентной позиции  предприятий, стали невозможны. И  тем не менее, выход из тяжелого финансового  положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

 

Список литературы

 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.
  2. Буров А.С. Конъюнктура мир рынков товаров и услуг. Учебное пособие. ГРИФ УМО РФ. – М.: Экзамен, 2005.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.
  4. Камаев В.Д. «Экономическая теория» Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999г.
  5. Кирцнер И.: Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 94-98.
  6. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004.
  7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.: Издательство «Туран», 1996. Т.2.
  8. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» Москва 2002г.
  9. Портер. М Международная конкуренция. М.:2005 г.
  10. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.1. М., 1996 г.
  11. «Стратегия конкуренции».1998г. (Майкл Э. Портер)
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. С 331-332
  13. Черкасов Г. Рынок: регулирование рынка. Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2004.
  14. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
  15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.

Информация о работе Понятия и виды конкуренции