Позиционирование товара на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - изучение рынка сбыта металлоизделий (труб) и выбор оптимального варианта.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
* Обоснование целей, задач, постановку маркетингового исследования;
* анализ маркетинговой среды предприятий (поставщиков изделий);
* обработка результатов;
* формирование маркетинговых решений по результатам.

Содержание

Введение 3
1. Исследование эффективности продуктово-рыночной деятельности предприятия 5
1.1. Позиционирование предприятия на рынке товаров и услуг 5
1.2. Оценка эффективности продуктово-рыночной деятельности предприятия 12
2. Стратегический анализ товарного ассортимента 16
2.1. Характеристика внутренней и внешней среды предприятия 16
2.2. Анализ жизненного цикла важнейших товарных групп 19
2.3. Обоснование и выбор решений по управлению товарным ассортиментом 23
3. Формирование маркетинговых решений по реализации продуктово-рыночной стратегии предприятия 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35

Работа состоит из  1 файл

маркетинг.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)
Продукция 2002 2003 2004 2005 2006 2007
млн.т. млн.т. %** млн.т. % млн.т. % млн.т. % млн.т. %
Чугун 40,85 44,58 109,1 44,98 100,9 46,3 102,8 48,4 103,6 50,3 103,9
Сталь 52,52 59,14 114,8 58,97 97,3 59,8 101,3 62,7 104,7 65,6 104,6
Прокат  40,89 46,68 114,2 47,1 100,9 48,5 103,9 50,7 104,5 53,9 106,3
Трубы 3,3 4,98 150,9 5,4 108,5 5,115 94,6 6,13 19,2 5,99 97,7
 

       По  данным табл. 2.1, динамика по продукции: чугун, сталь, прокат, является устойчивой, производство труб можно характеризовать, как нестабильное. Производство труб в 2007 г. снизилось на 0,14 млн. т, по сравнению с 2006 г., что можно оценить , как отрицательную тенденцию на рынке сбыта данного вида металлоизделий.

       В 2007 г. производство стальных труб несколько снизилось по отношению к предыдущему периоду: оценочно, было произведено 5,993 млн. т. (97,7% к уровню 2006 г.). Использование производственных мощностей трубных предприятий снизилось до уровня 63%. Снижение объема производства по отношению к 2006 г. можно объяснить возросшими ценами на трубы, вызванными ростом цен на трубную заготовку и штрипсы, поставляемые металлургами. Предприятия нефтегазодобывающей отрасли потребляют до половины выпускаемых труб, и в первую очередь загрузка производственных мощностей трубных заводов определяется их закупками. В результате сокращения закупок труб большого диаметра было снижено их производство, на 3,6% снизилось производство труб сварных, на 7% - электросварных.

       В общем объеме производства стальных труб доля бесшовных труб увеличилась  с 42,9 до 45,5%, а электросварных снизилась  с 53,9 до 51,4%.

       Снижение  выпуска отдельных видов труб можно объяснить некоторым снижение спроса у потребителей и достаточно высокой долей импорта, в первую очередь из Украины, Казахстана.

       В создавшихся условиях РФ, функции организации сбыта металлопроката приняло на себя новое структурное звено - вновь возникшие или преобразовавшиеся из государственных предприятий металлоторговые фирмы [15, c. 38].

       Металлоторговые фирмы занимаются перераспределением полученного разными путями металлопроката, т.е. склады используются как перевалочные пункты, где клиенты собственным  автотранспортом забирают приобретенный  или полученный по обмену металлопрокат.

       Общее число крупных торгово-закупочных фирм в Тюмени и прилегающих областях порядка 10, их число и представительность отличаются наибольшей стабильностью. Источником поступления металла для данного типа фирм являются заводы-производители. Торгово-закупочные фирмы обеспечивают около половины поступлений металла. Объем поступлений металлопродукции от этих фирм на внутренний рынок весьма значителен. Эти фирмы зачастую появляются на рынке лишь в небольшой промежуток времени, необходимый для реализации имеющейся в наличии металлопродукции, причем эта реализация, как правило, направлена на посреднические и смешанные организации и проводится по демпинговым ценам. Годовой объем сбыта посреднических организаций находится в пределах 5-25 тыс. т. [13, c. 31]

       Функции металлоторговых фирм сводятся в  основном к посреднической деятельности - получению металла с комбинатов и обслуживанию крупных клиентов-потребителей.

       Для многих металлоторговых фирм характерным  является специализация по следующим  видам продукции: трубы, нержавеющая сталь, алюминиевый прокат, оцинкованный лист и изделия из него.

       Отметим, что за десятилетие по стране, так и в Тюменской области, на порядок сократилось индустриальное строительство, особенно строительство крупнопанельных домов. Однако увеличился ввод много- и малоэтажных домов комбинированных архитектурно-строительных систем, ширококорпусных домов. Быстро развивается металлоемкое монолитное и сборно-монолитное строительство, в том числе с использованием легких бетонов и несъемной опалубки. Увеличилось строительство малых и быстровозводимых конструкций металлических складов, павильонов, магазинов и т.п. Значительнее стало строительство металлоемких транспортных развязок и сооружений. Соответственно изменилась структура потребляемой арматуры и профилей строительного назначения, на порядок увеличилось потребление в строительстве оцинкованного листа, арматуры, труб и др. [13, c. 73]

       Если  ранее основными потребителями  металлоизделий, особенно арматуры, были ДСК панельного домостроения, то сейчас спектр потребителей стал много шире (стройплощадки строительных фирм, мостоотрядов и т.п.).

       Перераспределилась  и география потребления. Ныне строительство  энергичнее идет в более «богатых» регионах: Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах, нефтегазовых регионах, на юге страны, в инфраструктуре крупнейших российских экспортеров. А мощное когда-то индустриальное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке значительно сократилось, соответственно, переместились и товарные потоки металла, и центры активной металлоторговли [6, c. 33].

       В структуре сбыта  готовых металлоизделий в г. Тюмени присутствуют как «нулевые» (прямые поставки) и одноуровневые (сбыт через крупных оптовиков) каналы сбыта, так и двух- и трехуровневые (дальнейшая перепродажа через трейдеров мелким оптом и в розницу) (рис. 2.1).

       Рис. 2.2. Каналы сбыта металлопроката в 2002- 2007 гг. 

       Отношение крупных российских производителей металлопродукции к потребителям в Тюменском регионе выборочное: более половины своей продукции они напрямую поставляют в основном крупным потребителям, стараясь избегать «излишних» контактов, связанных с более мелкими партиями. Например, крупнейший производитель - Западно-Сибирский металлургический комбинат - продает 10% своих клиентов около 60% всего объема производства («Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Газпром»).

       Практически все крупные российские меткомбинаты имеют подразделения, ответственные  за сбыт, нередко оформленные как  торговые дома. Например, Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) имеет собственные сбытовые компании в Тюменской области - ЗАО «Металлург-Экспорт», ЗАО «Металл» и целый ряд других подразделений. Оставшаяся продукция распределяется только среди «избранных», в основном тоже крупных трейдеров. Им заводы предоставляют скидки на большие партии продукции (более нескольких тысяч тонн ежемесячно). Поэтому оптовые цены этих торговцев зачастую ниже отпускных цен производителей. А сотрудничество с 10-20 производителями позволяет крупным трейдерам постоянно поддерживать у себя на складе широкий ассортимент продукции, что, в свою очередь, делает возможным формирование сборных партий для заказчиков [5, c. 72].

       Среди крупных компаний, действующих на сбытовом рынке города можно выделить тех, кто торгует только оптом, и тех, кто продают металлопродукцию и оптом, и в розницу. В последнее время на рынке наметилась тенденция увеличения числа трейдеров, готовых обеспечить поставки не только крупным, но и мелким оптом.

В «десятку»  крупнейших трейдеров металлолпроката  входят: «Сталепромышленная компания», «Западно-Сибирский металлургический комбинат», «Нижнетагильский Металлургический Комбинат», «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», «Севзапметалл», «Металлсервис».

       Многие  металлотрейдерские компании развивают  собственную филиальную сеть, идут на «сближение» с производителями (на дилерских условиях или на основе долгосрочных договоров) и с потребителями.

       Оптовая торговля крупных компаний предполагает взаимовыгодные отношения с более мелкими продавцами. Первые предоставляют последним возможность заказать любые партии различного ассортимента практически без ограничений. Важную роль играет и цена оптовых поставок, которая у крупных металлоторговцев зачастую ниже, чем у производителей. Поэтому мелким торговцам покупать металл у заводов невыгодно. Сотрудничество же с крупными трейдерами позволяет им справиться с собственными «недостатками»: меньшие оборотные средства у мелких торговцев не позволяют поддерживать на складе постоянный запас широкого ассортимента продукции. К тому же технология работы и, следовательно, уровень сервиса (быстрота оформления документов и отгрузки, организация доставки и т.д.) у крупных компаний значительно выше. Кроме вышеперечисленных структурных «звеньев» на рынке металлопродукции работают розничные фирмы (магазины), продающие товары поштучно и по метрам для мелких строителей, частников. Как правило, они покупает металл у трейдеров [9, c.62].

       При сбыте металлоизделий активно используются традиционные схемы сбыта (теле- и радиореклама, использование печатных изданий, плакаты, баннеры и др.).

       В перспективе в связи с некоторым  ростом спроса на металлопродукцию в  г. Тюмени будут увеличиваться масштабы деятельности как крупных, так и мелких трейдеров. Стимулирующим факторов в развитии косвенного сбыта металлопродукции в области будет также выступать сохранение на отечественном рынке значительной доли имортных товаров (оцинкованный и нержавеющий прокат, трубы большого и малого диаметра) [15, c. 89].

       Более четко и организованно будет  выстраиваться поступенчатая схема  реализации, свойственная любому цивилизованному  рынку. Ведь крупные трейдеры, получающие от заводов льготные условия по ценам, в состоянии обеспечивать более мелких торговцев и потребителей ассортиментом продукции многих заводов практически по тем же ценам, предоставляя кроме этого постоянное наличие продукции и дополнительные услуги (доставка, резка и т.д.).

       Мелкие металлоторговцы, выполняя задачу по обеспечению очень большого числа мелких потребителей (строителей, частников и т.д.), будут также повышать качество своей работы за счет предпродажной подготовки металла (резка, покраска и т.д.), расширения и поддержания постоянного ассортимента, для чего им необходимо сотрудничество с крупными трейдерами.

       При этом система сбыта как самих  производителей металлов, так трейдеров  всех уровней будет все более  подстраиваться под нужды потребителей (ассортимент, условия поставок и обслуживание, места расположения торговых точек) в соответствии с требованиями рынка.

       На  рынке г. Тюмени действуют около 30 различных металлоторгующих компаний. Рынок достаточно четко сегментирован. Наиболее крупные компании, посредники предприятий представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Анализ  основных поставщиков металлоизделий на рынке  г. Тюмени

Наименование  организации Характеристика и влияние на организацию
Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) ЧТПЗ выпускает  широчайший сортамент металлопродукции: горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный лист, сортовой прокат обыкновенного и конструкционного качества. Но основным направлением являются поставки труб большого и малого диаметра.

В Тюмени его представляет  ТГ «Сибтранс».

Западно-Сибирский  металлургический комбинат (ЗСМК) Производитель сортового проката, арматурной стали, кругов обыкновенного и конструкционного качества и другой продукции.

Основной  поставщик сортового проката  в Тюменской области.

Нижнетагильский Металлургический Комбинат (НТМК) Поставщик крупносортовой стали, зачастую эксклюзивной (двутавровая  балка, швеллер и др.), пользующейся высоким спросом у клиентов компании.

Комбинат  специализируется на металлопрокате строительного  сортамента.

Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина Поставщик трубного и листового проката по достаточно низким ценам, но при этом не всегда высокого качества.
ИСПАТ-КАРМЕТ Металлургический  завод, расположенный в Казахстане (г. Темиртау).

Поставляет компаниям - посредникам горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный лист, водогазопроводные трубы. Прямые контрактные поставки осуществляются с 2001 года.

Первоуральский  новотрубный завод (ПНТЗ) г.Первоуральск. Завод специализируется на производстве труб общего назначения.

Трубы  производства ПНТЗ пользуются заслуженным  и стабильным спросом клиентов компании.

ОАО «Белон» - компания, специализирующаяся на реализации продукции данного комбината  в регионе.

Информация о работе Позиционирование товара на рынке