Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа
Цель данной работы - изучение рынка сбыта металлоизделий (труб) и выбор оптимального варианта.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
* Обоснование целей, задач, постановку маркетингового исследования;
* анализ маркетинговой среды предприятий (поставщиков изделий);
* обработка результатов;
* формирование маркетинговых решений по результатам.
Введение 3
1. Исследование эффективности продуктово-рыночной деятельности предприятия 5
1.1. Позиционирование предприятия на рынке товаров и услуг 5
1.2. Оценка эффективности продуктово-рыночной деятельности предприятия 12
2. Стратегический анализ товарного ассортимента 16
2.1. Характеристика внутренней и внешней среды предприятия 16
2.2. Анализ жизненного цикла важнейших товарных групп 19
2.3. Обоснование и выбор решений по управлению товарным ассортиментом 23
3. Формирование маркетинговых решений по реализации продуктово-рыночной стратегии предприятия 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
Продукция | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
млн.т. | млн.т. | %** | млн.т. | % | млн.т. | % | млн.т. | % | млн.т. | % | |
Чугун | 40,85 | 44,58 | 109,1 | 44,98 | 100,9 | 46,3 | 102,8 | 48,4 | 103,6 | 50,3 | 103,9 |
Сталь | 52,52 | 59,14 | 114,8 | 58,97 | 97,3 | 59,8 | 101,3 | 62,7 | 104,7 | 65,6 | 104,6 |
Прокат | 40,89 | 46,68 | 114,2 | 47,1 | 100,9 | 48,5 | 103,9 | 50,7 | 104,5 | 53,9 | 106,3 |
Трубы | 3,3 | 4,98 | 150,9 | 5,4 | 108,5 | 5,115 | 94,6 | 6,13 | 19,2 | 5,99 | 97,7 |
По данным табл. 2.1, динамика по продукции: чугун, сталь, прокат, является устойчивой, производство труб можно характеризовать, как нестабильное. Производство труб в 2007 г. снизилось на 0,14 млн. т, по сравнению с 2006 г., что можно оценить , как отрицательную тенденцию на рынке сбыта данного вида металлоизделий.
В 2007 г. производство стальных труб несколько снизилось по отношению к предыдущему периоду: оценочно, было произведено 5,993 млн. т. (97,7% к уровню 2006 г.). Использование производственных мощностей трубных предприятий снизилось до уровня 63%. Снижение объема производства по отношению к 2006 г. можно объяснить возросшими ценами на трубы, вызванными ростом цен на трубную заготовку и штрипсы, поставляемые металлургами. Предприятия нефтегазодобывающей отрасли потребляют до половины выпускаемых труб, и в первую очередь загрузка производственных мощностей трубных заводов определяется их закупками. В результате сокращения закупок труб большого диаметра было снижено их производство, на 3,6% снизилось производство труб сварных, на 7% - электросварных.
В общем объеме производства стальных труб доля бесшовных труб увеличилась с 42,9 до 45,5%, а электросварных снизилась с 53,9 до 51,4%.
Снижение
выпуска отдельных видов труб
можно объяснить некоторым
В создавшихся условиях РФ, функции организации сбыта металлопроката приняло на себя новое структурное звено - вновь возникшие или преобразовавшиеся из государственных предприятий металлоторговые фирмы [15, c. 38].
Металлоторговые фирмы занимаются перераспределением полученного разными путями металлопроката, т.е. склады используются как перевалочные пункты, где клиенты собственным автотранспортом забирают приобретенный или полученный по обмену металлопрокат.
Общее число крупных торгово-закупочных фирм в Тюмени и прилегающих областях порядка 10, их число и представительность отличаются наибольшей стабильностью. Источником поступления металла для данного типа фирм являются заводы-производители. Торгово-закупочные фирмы обеспечивают около половины поступлений металла. Объем поступлений металлопродукции от этих фирм на внутренний рынок весьма значителен. Эти фирмы зачастую появляются на рынке лишь в небольшой промежуток времени, необходимый для реализации имеющейся в наличии металлопродукции, причем эта реализация, как правило, направлена на посреднические и смешанные организации и проводится по демпинговым ценам. Годовой объем сбыта посреднических организаций находится в пределах 5-25 тыс. т. [13, c. 31]
Функции металлоторговых фирм сводятся в основном к посреднической деятельности - получению металла с комбинатов и обслуживанию крупных клиентов-потребителей.
Для многих металлоторговых фирм характерным является специализация по следующим видам продукции: трубы, нержавеющая сталь, алюминиевый прокат, оцинкованный лист и изделия из него.
Отметим, что за десятилетие по стране, так и в Тюменской области, на порядок сократилось индустриальное строительство, особенно строительство крупнопанельных домов. Однако увеличился ввод много- и малоэтажных домов комбинированных архитектурно-строительных систем, ширококорпусных домов. Быстро развивается металлоемкое монолитное и сборно-монолитное строительство, в том числе с использованием легких бетонов и несъемной опалубки. Увеличилось строительство малых и быстровозводимых конструкций металлических складов, павильонов, магазинов и т.п. Значительнее стало строительство металлоемких транспортных развязок и сооружений. Соответственно изменилась структура потребляемой арматуры и профилей строительного назначения, на порядок увеличилось потребление в строительстве оцинкованного листа, арматуры, труб и др. [13, c. 73]
Если ранее основными потребителями металлоизделий, особенно арматуры, были ДСК панельного домостроения, то сейчас спектр потребителей стал много шире (стройплощадки строительных фирм, мостоотрядов и т.п.).
Перераспределилась и география потребления. Ныне строительство энергичнее идет в более «богатых» регионах: Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах, нефтегазовых регионах, на юге страны, в инфраструктуре крупнейших российских экспортеров. А мощное когда-то индустриальное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке значительно сократилось, соответственно, переместились и товарные потоки металла, и центры активной металлоторговли [6, c. 33].
В структуре сбыта готовых металлоизделий в г. Тюмени присутствуют как «нулевые» (прямые поставки) и одноуровневые (сбыт через крупных оптовиков) каналы сбыта, так и двух- и трехуровневые (дальнейшая перепродажа через трейдеров мелким оптом и в розницу) (рис. 2.1).
Рис.
2.2. Каналы сбыта металлопроката в 2002- 2007
гг.
Отношение крупных российских производителей металлопродукции к потребителям в Тюменском регионе выборочное: более половины своей продукции они напрямую поставляют в основном крупным потребителям, стараясь избегать «излишних» контактов, связанных с более мелкими партиями. Например, крупнейший производитель - Западно-Сибирский металлургический комбинат - продает 10% своих клиентов около 60% всего объема производства («Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Газпром»).
Практически все крупные российские меткомбинаты имеют подразделения, ответственные за сбыт, нередко оформленные как торговые дома. Например, Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) имеет собственные сбытовые компании в Тюменской области - ЗАО «Металлург-Экспорт», ЗАО «Металл» и целый ряд других подразделений. Оставшаяся продукция распределяется только среди «избранных», в основном тоже крупных трейдеров. Им заводы предоставляют скидки на большие партии продукции (более нескольких тысяч тонн ежемесячно). Поэтому оптовые цены этих торговцев зачастую ниже отпускных цен производителей. А сотрудничество с 10-20 производителями позволяет крупным трейдерам постоянно поддерживать у себя на складе широкий ассортимент продукции, что, в свою очередь, делает возможным формирование сборных партий для заказчиков [5, c. 72].
Среди крупных компаний, действующих на сбытовом рынке города можно выделить тех, кто торгует только оптом, и тех, кто продают металлопродукцию и оптом, и в розницу. В последнее время на рынке наметилась тенденция увеличения числа трейдеров, готовых обеспечить поставки не только крупным, но и мелким оптом.
В «десятку» крупнейших трейдеров металлолпроката входят: «Сталепромышленная компания», «Западно-Сибирский металлургический комбинат», «Нижнетагильский Металлургический Комбинат», «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», «Севзапметалл», «Металлсервис».
Многие металлотрейдерские компании развивают собственную филиальную сеть, идут на «сближение» с производителями (на дилерских условиях или на основе долгосрочных договоров) и с потребителями.
Оптовая торговля крупных компаний предполагает взаимовыгодные отношения с более мелкими продавцами. Первые предоставляют последним возможность заказать любые партии различного ассортимента практически без ограничений. Важную роль играет и цена оптовых поставок, которая у крупных металлоторговцев зачастую ниже, чем у производителей. Поэтому мелким торговцам покупать металл у заводов невыгодно. Сотрудничество же с крупными трейдерами позволяет им справиться с собственными «недостатками»: меньшие оборотные средства у мелких торговцев не позволяют поддерживать на складе постоянный запас широкого ассортимента продукции. К тому же технология работы и, следовательно, уровень сервиса (быстрота оформления документов и отгрузки, организация доставки и т.д.) у крупных компаний значительно выше. Кроме вышеперечисленных структурных «звеньев» на рынке металлопродукции работают розничные фирмы (магазины), продающие товары поштучно и по метрам для мелких строителей, частников. Как правило, они покупает металл у трейдеров [9, c.62].
При сбыте металлоизделий активно используются традиционные схемы сбыта (теле- и радиореклама, использование печатных изданий, плакаты, баннеры и др.).
В
перспективе в связи с
Более
четко и организованно будет
выстраиваться поступенчатая
Мелкие металлоторговцы, выполняя задачу по обеспечению очень большого числа мелких потребителей (строителей, частников и т.д.), будут также повышать качество своей работы за счет предпродажной подготовки металла (резка, покраска и т.д.), расширения и поддержания постоянного ассортимента, для чего им необходимо сотрудничество с крупными трейдерами.
При этом система сбыта как самих производителей металлов, так трейдеров всех уровней будет все более подстраиваться под нужды потребителей (ассортимент, условия поставок и обслуживание, места расположения торговых точек) в соответствии с требованиями рынка.
На рынке г. Тюмени действуют около 30 различных металлоторгующих компаний. Рынок достаточно четко сегментирован. Наиболее крупные компании, посредники предприятий представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Анализ основных поставщиков металлоизделий на рынке г. Тюмени
Наименование организации | Характеристика и влияние на организацию |
Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) | ЧТПЗ выпускает
широчайший сортамент металлопродукции:
горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный
лист, сортовой прокат обыкновенного и
конструкционного качества. Но основным
направлением являются поставки труб
большого и малого диаметра.
В Тюмени его представляет ТГ «Сибтранс». |
Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) | Производитель
сортового проката, арматурной стали,
кругов обыкновенного и Основной поставщик сортового проката в Тюменской области. |
Нижнетагильский Металлургический Комбинат (НТМК) | Поставщик крупносортовой
стали, зачастую эксклюзивной (двутавровая
балка, швеллер и др.), пользующейся
высоким спросом у клиентов компании.
Комбинат специализируется на металлопрокате строительного сортамента. |
Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина | Поставщик трубного и листового проката по достаточно низким ценам, но при этом не всегда высокого качества. |
ИСПАТ-КАРМЕТ | Металлургический
завод, расположенный в Казахстане
(г. Темиртау).
Поставляет компаниям - посредникам горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный лист, водогазопроводные трубы. Прямые контрактные поставки осуществляются с 2001 года. |
Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) | г.Первоуральск.
Завод специализируется на производстве
труб общего назначения.
Трубы производства ПНТЗ пользуются заслуженным и стабильным спросом клиентов компании. ОАО «Белон» - компания, специализирующаяся на реализации продукции данного комбината в регионе. |