Практические аспекты маркетинговой стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка маркетинговой стратеги предприятия.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
Изучить сущность стратегии маркетинга;
Рассмотреть процесс выбора и оценки стратегии;
Исследовать процесс разработки программы маркетинга;
Определить основные различия сбытовой и маркетинговой стратегии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I Сущность маркетинговой стратегии………….…………………....5
1.1 Определение маркетинговой стратегии………………………….....5
1.2 Классификация маркетинговых стратегий…………….…………...6
ГЛАВА II Процесс разработки маркетинговой стратегии……….………....12
2.1.Основные элементы маркетинговой стратегии…………………...12
2.2. Этапы разработки маркетинговой стратегии……………………..13
ГЛАВА III Практические аспекты маркетинговой стратегии………………19
3.1. Отличие и связь маркетинговой и сбытовой стратегии ………....19
3.2. Организация маркетинговой деятельности в российских компаниях ………………………………………………………………………22
3.3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговые стратегии.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Титульник

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3

      ГЛАВА I Сущность маркетинговой стратегии………….…………………....5

          1.1 Определение маркетинговой стратегии………………………….....5

          1.2 Классификация маркетинговых стратегий…………….…………...6

    ГЛАВА II Процесс разработки маркетинговой стратегии……….………....12

          2.1.Основные  элементы маркетинговой стратегии…………………...12

          2.2. Этапы разработки маркетинговой  стратегии……………………..13

      ГЛАВА III Практические аспекты маркетинговой стратегии………………19

          3.1. Отличие и связь маркетинговой  и сбытовой стратегии ………....19

          3.2. Организация маркетинговой деятельности  в российских компаниях ………………………………………………………………………22

          3.3. Рекомендации по совершенствованию  маркетинговой стратегии………………………………………………………………………..23

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………….......29 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Сегодня многие специалисты осознали принципиально  важную роль маркетинга. Причём это  актуально для предприятий любой  отрасли экономики. Одним из важнейших  элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение её стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок.

      В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Вместе с тем усиливается и роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития. Еще несколько лет назад стратегический маркетинг представлялся, прежде всего, как определение общего направления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагирующего на изменение внешних условий. В последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы и распределение в соответствие с этим управленческих ресурсов фирмы. Иначе говоря, маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы.

      Важность  изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию.

      Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоемким производством, имеющих большую протяженность производственной структуры наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.

      Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы  является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании. Это должно быть не разовым процессом, а постоянной, текущей деятельностью топ-менеджеров.

      Целью курсовой работы является разработка маркетинговой стратеги предприятия.

      Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:

      Изучить сущность стратегии маркетинга;

      Рассмотреть процесс выбора и оценки стратегии;

      Исследовать процесс разработки программы маркетинга;

      Определить  основные различия сбытовой и маркетинговой стратегии;

      Дать  рекомендации по совершенствованию  маркетинговой стратегии.

 

       ГЛАВА 1 Сущность маркетинговой стратегии

      1.1.Определение  маркетинговой стратегии

      Стратегическое  планирование необходимо, так как  оно позволяет компании оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.

      Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

      Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных  клиентов компании за счет использования  ее внутренних ресурсов и внешних возможностей. Цель разработки стратегии - определение основных приоритетных направлений и пропорций развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей компании и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы (рис.1).

      

      Рисунок 1. Маркетинговая стратегия

      Маркетинговая стратегия компании обычно закрепляется в документе, имеющем одноименное название или название "маркетинговая политика".

      Маркетинговая стратегия разрабатывается как  составная часть общей стратегии  развития компании.

      В зависимости от отраслевой принадлежности, ситуации на рынке и сложившихся  особенностей управления организацией маркетинговая стратегия может разрабатываться на срок от 1 года до 25 лет.

      Наиболее  часто в России в настоящее  время используется горизонт планирования, равный 1-3 лет, но уже сейчас можно  встретить предприятия, разрабатывающие  стратегии на срок 5 и даже 10 лет.

      1.2. Классификация маркетинговых стратегий

      Маркетинговая деятельность классифицируются по различным  признакам: 1) В зависимости от состояния рынка (новый, существующий) и товара (новый, существующий); по отношению к конкурентам; в зависимости от положения компании на рынке.

      Рассмотрим  каждый признак в отдельности:

  • Выбор конкретной стратегии конкуренции осуществляется с учетом ряда факторов, главные из которых: ключевые условия (факторы) успеха для рассматриваемого рынка товаров; сильные и слабые стороны предприятия и его основных конкурентов по отношению к ключевым факторам успеха; стратегический потенциал предприятия и возможности расширения ресурсов
  • Стратегии, определяющие маркетинговую деятельность в зависимости от состояния рынка и товара, являются наиболее обобщающими. Рынок делится на 2 части - существующий, то есть который уже привлек достаточное число пользователей и развит на данной территории, и новый, то есть либо на данной территории его нет, либо о нем пока никто не знает. Аналогично делится и товар/услуга - существующий товар/услуга, - о котором знают потребители, новый - которого нет или о нем не знают1.

      Матрица Анзоффа - матрица, позволяющая наглядно представить стратегии развития компании в терминах «товар» и  «рынок», а также оценить вероятности успеха и затрат2 (см. таблицу 1.1).

      Таблица 1.1 Матрица Анзоффа

              Старый  рынок       Новый рынок
      Старый товар       1. Глубокое проникновение на рынок  (Старый товар на старом рынке)        2. Развитие рынка (Старый товар  на новом рынке) 
      Новый товар       3. Развитие товара (Новый товар на старом рынке)       4. Диверсификация (Новый товар на  новом рынке) 

 
      
  • Проникновение на рынок: здесь не требуется особых инноваций, так как рынок уже  достаточно развит и товар всем хорошо известен, компании могут выбрать  стратегию последователей. Такую стратегию используют новые компании либо фирмы, расширяющие поле своей деятельности.
  • Стратегия развития рынка нацелена на привлечение новых пользователей. Это может быть достигнуто путем расширения территории внедрения товара (стратегия географической экспансии) или привлечения новых групп потребителей в пределах уже освоенной территории (стратегия создания новых рынков.
  • Развитие малоизвестного товара или разработка нового товара рискованная стратегия, но в случае успеха принесет огромную прибыль, так как ваш товар будет уникальным на данном рынке.
  • Стратегия диверсификации связана с расширением деятельности фирмы, притом самая распространенная стратегия - когда организация производит или продает новый товар, принципиально отличающийся от её прежней продукции, и, следовательно, выпускаемый на новый для неё рынок.

      Второй  признак, по которым различаются  стратегии - это отношение компании к конкурентам.

      Основу  конкурентной стратегии составляют конкурентные преимущества предприятия  на данном товарном рынке.

      Главная цель данной стратегии - создание, и  удержание конкурентных преимуществ  предприятия3.

      2) В зависимости от направлений достижения конкурентных преимуществ или деловых стратегий.4.

      М. Портер выделяет три ключевые общие  стратегии: лидерство по затратам, дифференциация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно (рис.2).

  • Лидерство по затратам. При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д.

      Низкие  затраты дают организации хорошие шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.

      

      Рисунок 2– Базовые варианты стратегии по М. Портеру5

  • Дифференциация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты.
  • Фокусирование. Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом.

      Анализ  конкурентной обстановки и определение  положения в ней организации  предполагают определение сложности  и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов.

      Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три  общих конкурентных стратегии: лидерство  по затратам (задача - добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличия продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача - сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе)6.

      3) По длительности использования  маркетинговая стратегия может  быть:

      Краткосрочной - разрабатывается на срок не более  года и предполагает разработку «бизнес-планов»  и сопряженных с ними бюджетов;

      Среднесрочной - разрабатывается на срок не более 2-5 лет;

Информация о работе Практические аспекты маркетинговой стратегии