Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание

Правовое обеспечение маркетинга предполагает: правовое закрепление маркетинга как принципа деятельности организации; определение правового статуса маркетинговой службы/маркетолога; обязательные условия осуществления организацией маркетинговой деятельности; отражение требований маркетинга в заключаемых организацией договорах; правовое регулирование отношений по предоставлению маркетинговых работ.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………2
2. Маркетинг как объект правового регулирования…………………..……3
3. Особенности заключения договоров на оптовых ярмарках, товарных биржах, торгах…………………………………………………………….11
4. Тестовые вопросы………………………………………………………...14
5. Заключение………………………………………………………………..16
6. Список литературы……………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование мд.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной  единицы предприятия разрабатываются  и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные  отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность  подразделений и персонала.

К источникам, регулирующим маркетинг, помимо нормативных  актов следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно  в сфере предпринимательских  отношений. Согласно статье 5 ГК РФ "Обычаем  делового оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой  деятельности положениям законодательства или договору. Обычаи делового оборота, по существу, заполняют пробелы законодательства. Юридическое значение обычаев состоит  в том, что они по очередности  применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге, в маркетинге морских перевозок (см., например, ст. ст. 134 - 135 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Наряду  с внутренними законами и иными  нормативными правовыми актами источниками  регулирования маркетинговых отношений  служат общепризнанные принципы и нормы  международного права. Они содержатся в уставах ООН, декларациях и  резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда.

Российское  законодательство восприняло многие положения  международного права и международных  договоров. Нормы международных  документов применяются к маркетинговым  отношениям с участием иностранных  физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев  на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических  сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам  и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем  подчас они применимы и к отношениям между российскими физическими  и юридическими лицами - например, в  сфере транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых  российскими перевозчиками. По общему правилу международные договоры РФ применяются к маркетинговым правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также сказать, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемницы, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

3. Проблемы  правового регулирования маркетинговой  деятельности

Будучи  надстроечной категорией по своей природе, право отражает общественные потребности, характер социальных связей, возникающих  в данном обществе. Содержание права, равно как и его возможности  влияния на поведение людей и  хозяйствующих субъектов, прежде всего, диктуются экономическим базисом, находящимся за скобками правовой ткани, теми социально-экономическими явлениями, которые детерминируют специфику  правовой оболочки на соответствующем  этапе общественного развития.

В нашей  стране в ходе переходного периода  к рыночным отношениям стало бурно  развиваться законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность. Развитие российской экономики потребовало  эффективных правовых норм, в том  числе маркетинговых. И сейчас об этом постоянно говорят руководители государства, экономисты и юристы; этому  придается большое значение как  в государственном масштабе, ибо  именно развитие этого направления  права определяет сейчас развитие отечественной  экономики, так и на уровне отдельных  промышленных предприятий, представляющих основу рыночной системы хозяйства.

Назревшая объективная необходимость правового  регулирования маркетинговой деятельности в Российской Федерации должна генерировать возникновение нового правового  механизма и языка, которым необходимо владеть, должна привести к формированию и дифференциации понятий, определению  различий, выявлению более четких классификационных критериев и  созданию соответствующих типологий, разграничению и упорядочению правового  знания, аккумулированию материала  в данной области научного и практического  знания.

Эффективная маркетинговая деятельность предопределяет коммерческий успех предпринимателя  на рынке. При этом у современных  маркетинговых служб и других участников маркетинговой деятельности возникают потребности, основанные на опыте практической работы в современных  российских условиях. Субъекты маркетинга, адаптируясь к этим условиям, вырабатывают определенные правила игры, которые необходимо использовать в правотворческой деятельности законодательных органов всех уровней, преобразуя указанные наработки в правовые формы.

В то же время юридическая доктрина вынуждена  реагировать на эти детерминанты пересмотром своих понятий, взглядов, подходов, выводов, суждений, идей, концепций  и теорий. Данная реакция и приводит к зарождению в недрах российского  правоведения феномена, который уже  сейчас можно называть маркетинговым  правом.

Исследование  любых правовых явлений или отражающих их элементов юридического языка  должно начинаться с определения  набора значений исходных понятий. При  этом принятое содержание определенного  правового понятия, дефиниции отражает (в некоторой мере) историю развития науки, ее опыт и обычаи. Именно в  этой связи попытаемся вначале уяснить, какое значение необходимо вкладывать в понятие "маркетинговое право".

До недавнего  времени то, что сейчас некоторыми специалистами уже называется маркетинговым  правом, существовало в виде нескольких самостоятельных и независимых  друг от друга блоков. Первый блок представляли горизонтальные правоотношения, складывавшиеся между юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями без образования  юридического лица по поводу осуществления  маркетинговой деятельности. Данные правоотношения традиционно регулировались (в общих чертах) нормами гражданского права. Само же регулирование затрагивало  только внешнюю оболочку маркетинговых  правоотношений, не создавая механизмов отражения потребностей участников маркетинговой деятельности. Кроме  того, законодательством не были охвачены многие направления маркетинговой  деятельности.

Очевидно, что в масштабах одной отрасли  гражданского права невозможно полное и детальное регулирование маркетинговой  деятельности, так как возникающие  в этой сфере правоотношения не в  полной мере корреспондируются с  принципами и методом гражданского права. Вряд ли можно сколько-нибудь убедительно рассуждать о юридическом  равенстве продавца и покупателя, хозяйствующего субъекта и антимонопольного органа. Не находит широкого применения в маркетинговых правоотношениях  и краеугольный принцип гражданского права - принцип диспозитивности.

Правовое  регулирование маркетинга в Российской Федерации сопровождается бесконечными ссылками на подзаконные нормативные  акты, которые зачастую абсолютно  не увязываются с требованиями федеральных  и региональных законов и в  связи со своей реальной применяемостью являются более значимыми, чем буква  закона.

Маркетинговое законодательство как комплексную  отрасль, имеющую свою родословную, восходящую к гражданскому, хозяйственному (предпринимательскому) и административному  праву, можно рассматривать как  интегрированную систему правовых норм, регулирующих права, обязанности  и ответственность сторон в маркетинговых  и прилегающих к ним правоотношениях. Данный термин имеет право на существование  еще и потому, что нужно как-то выделить и обозначить круг норм, так  или иначе связанных с маркетинговой  деятельностью. В ходе рыночных реформ произошло преобразование прежних  отраслей права и вычленение новых, снижение значения одних отраслей и  рост влияния других. Переход России к рыночным отношениям сгенерировал развитие маркетинговой деятельности, а отсюда объективная необходимость  ее всестороннего регулирования.

Нормы по правовому регулированию маркетинговой  деятельности существуют в любом  государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или  подотрасль права, то есть выделяются в отдельную сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие маркетинговой деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы субъектов маркетинговой деятельности, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Таким образом, ясно одно: есть потребность  в правовом регулировании маркетинговой  деятельности в России. Это подтверждается практикой, российским и мировым  опытом. Осуществлять такую направленность отдельно с позиций публичного или  частного права, взятых в их традиционных отраслевых структурах, не представляется возможным. Необходимо маркетинговое  право, гипотетически (в науке) и  реально (на практике) имеющее органически  комплексный характер, обладающее специфическими принципами, предметом, границами и  методами регулирования.

Эмпирическая  характеристика маркетингового права  определяется тем, что маркетинговая  деятельность в Российской Федерации  осуществляется лишь несколько последних  лет. Более того, родоначальниками маркетинговой  деятельности в России зачастую были неспециалисты. Они принимали маркетинговые  решения, может быть, вполне разумно, но интуитивно. Существовал огромный спрос на опыт маркетинговой деятельности, накопленный за рубежом. Во многом это  распространялось и на сферу маркетингового законодательства, поскольку некоторые  аспекты маркетинга, например связи  с общественностью, практически  вовсе не были урегулированы нормами  права.

Разумеется, возникающие и развивающиеся  маркетинговые правовые нормы далеко не всегда основывались на правильно  воспринятой информации, надежность и значимость которой была подтверждена особыми процедурами ее получения и обсуждения, особыми механизмами проверки и оценки. Эта сторона дела, то есть реальное состояние правовых норм о маркетинговой деятельности, нами рассматривалась как данность, которая сложилась на основе решения частных практических вопросов в сфере маркетинга.

Рассматривая  возможность правового регулирования  современного маркетинга в условиях отечественной экономики, следует  отметить, что до настоящего времени  в нашей стране используются пока отдельные приемы и методы маркетинговой  работы. С развитием же рынка в  России формируются условия для  целенаправленной и комплексной  маркетинговой деятельности и развития российского маркетингового права.

2. Договоры на товарных биржах, оптовых ярмарках, особенности заключения договора по результатам конкурса и аукциона

Товарная  биржа - организация с правами  юридического лица, формирующая оптовый  рынок путем создания и регулирования  биржевой торговли, осуществляемой в  форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее установленном  месте и в определенное время  по указанным ею правилам. Она может  иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством. Следует отметить, что биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и  иную деятельность, непосредственно  не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. 
Биржи могут создавать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и проведения совместных программ, в том числе общих торгов. Запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящему закону, а также являются недействительными соглашения и действия бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле. 
На бирже реализуется не изъятый из оборота товар, определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество' и объекты интеллектуальной собственности. 
Биржевой сделкой является зарегистрированный на бирже договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления сделок устанавливается биржей. Она вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. 
Участники биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершать сделки, связанные с: 
- взаимной передачей. прав и обязанностей в отношении 
реального товара; 
- взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки); 
- взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (фьючерсные сделки); 
- уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). 
Биржевая торговля осуществляется путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерская деятельность), а также от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерская деятельность). 
Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками, под которыми понимаются 
брокерские фирмы, конторы и независимые брокеры. 
Брокерская контора - филиал или другое обособленное подразделение предприятия, учреждения, организации, имеющее отдельный баланс и расчетный счет. Независимый брокер - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. 
Помимо биржевой торговли существуют и иные виды торговых договоров, отличающиеся определенной спецификой. К ним, например, относится торговля на оптовых ярмарках и рынках. Общие принципы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовой ярмарке и оптовом рынке регулируются гражданским законодательством, основывающимся на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободе договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность, беспрепятственном осуществлении судебной защиты их имущественных и личных прав. 
Условия договора между продавцом и покупателем товара определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством. Если условия договора специально не оговорены сторонами, то их взаимоотношения определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. 
В ряде случаев, специально предусмотренных законодательством, могут применяться цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены договора после его заключения допускается, если это предусмотрено договором либо установлено в законодательном порядке. 
Договоры, заключаемые на оптовом рынке или оптовой ярмарке, являются публичными, т.е. одна сторона - всегда продавец, принявший на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратится. Цена одноименных партий товаров у отдельного продавца, а также иные условия предлагаемого им публичного договора на оптовом рынке должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. 
Оптовый продавец не вправе оказывать предпочтение одному клиенту (покупателю) перед другими в отношении публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отказ оптового продавца от заключения публичного договора при наличии у него возможности предоставить покупателю соответствующие товары не допускается. Необоснованное уклонение от подписания публичного договора должно повлечь за собой возмещение другой стороне убытков, 
вызванных отказом заключить договор. 
Отличаются своеобразием и договоры, совершаемые по результатам аукционов и конкурсов. 
При аукционных торгах договор заключается с предпринимателем, предложившим наивысшую цену; при конкурсных торгах - с предпринимателем, выполнившим условия конкурса в лучшим виде. 
Договор фиксируется между продавцом и победителем аукционных торгов и конкурса в срок не позднее 20 дней с момента оформления протокола о результатах торгов или конкурса. Аукционный протокол должен содержать необходимую информацию о победителе аукциона и о предложенной им цене за выставленный на аукцион товар. Конкурсный протокол должен отражать условия конкурса, предложенную награду (либо материально определенный товар либо какое-либо право или выгоду) победителю конкурса, а также его процесс, наименование (или имя) победителя, характеристику его действий или качеств, ставших основанием для победы в конкурсе. 
В соответствии с установленными сроками и условиями оплаты победитель аукционных торгов производит платежи за приобретаемый товар единовременно или в рассрочку, в соответствии с графиком платежей. Сумма внесенного задатка засчитывается победителю торгов в счет платежей за приобретаемый товар. Задатки, внесенные участниками торгов, не признанных победителями, подлежат немедленному возвращению после утверждения протокола о результатах торгов. 
Заключение конкурсного контракта осуществляется на основании протокола о результатах конкурса. Указанными протоколами оформляются все существенные условия контракта. Существенными признаются условия о предмете контракта, сроках выполнения и стоимости (контрактной цене), правах, обязанностях и ответственности сторон, конфиденциальности, правах (включая исключительные права) сторон. 
Предметом конкурсного контракта является материально определенный товар, права или выгоды. 
Механизмы формирования контрактной цены и сроков выполнения работ предполагают конкуренцию предложений претендентов, участвующих в конкурсе. Окончательные цена и сроки контракта устанавливаются по результатам торгов. Утвержденная цена контракта является твердо фиксированной и остается неизменной на весь срок контракта. 
Исполнитель конкурсного контракта не позднее 20 дней со дня подписания протокола о результатах конкурса визирует контракт и возвращает один экземпляр заказчику либо уведомляет его об отказе от заключения контракта.
 

Информация о работе Правовое регулирование маркетинговой деятельности