Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:53, контрольная работа

Описание

Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяет коммерческий успех предпринимателя.

Содержание

Введение
1. Место правового регулирования маркетинга в системе отраслей права.
1.1. Понятие системы права, отрасли права.
1.2 Предпосылки становления и тенденции развития правового регулирования маркетинга.
1.3 Маркетинговые правоотношения.
1.4 Источники правового регулирования маркетинга.
2. Договор - правовая форма хозяйственных связей маркетинговой деятельности.
2.1. Значение договора.
2.2. Общий порядок заключения договоров.
3. Ответы на вопросы теста
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Вариант 6.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Введение

  1. Место правового регулирования маркетинга в системе отраслей права.

1.1. Понятие системы права, отрасли права.

1.2 Предпосылки становления  и тенденции развития правового  регулирования маркетинга.

1.3 Маркетинговые правоотношения.

1.4  Источники правового регулирования маркетинга.

2. Договор - правовая форма хозяйственных связей маркетинговой деятельности.

2.1. Значение договора.

2.2. Общий порядок заключения  договоров.

 

3. Ответы на  вопросы теста

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяет коммерческий успех предпринимателя.

Развитие маркетинга как важнейшей сферы современной  экономики требует его всестороннего  и эффективного правового регулирования. Право регулирует взаимодействие участников маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно строить отношения с потребителями, предельно удовлетворять их запросы и реализовывать их экономические интересы; проводить маркетинговые исследования, не выходя за рамки закона, в частности, не нарушая режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайны, осуществлять исследование намерений покупателей, не нарушая их прав и законных интересов, предупреждать нарушения антимонопольного законодательства.

Целью работы является определение  маркетинга как объекта государственного регулирования, рассмотрение правового регулирования различных направлений маркетинговой деятельности. К поставленным задачам можно отнести определение сущности маркетинга, основных положений маркетингового права, а также будут рассмотрены все виды источников маркетингового права.

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие системы права, отрасли права

Под системой права принято  понимать совокупность взаимосвязанных, согласованных, расположенных в определенном порядке по институтам отраслям права юридических норм в соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных отношений и составляющих вместе единое целое. Рассматривая содержание понятия «система права» следует иметь в виду, что совокупность норм права современного государства представляет собой целостное образование, которому присуще внутреннее единство и согласованность. Система права формируется не по желанию отдельной группы лиц или одной личности, а обусловлено, в конечном счете, системой общественных отношений. Составными частями системы права принято считать:

1. нормы права 

2. институты права

3. подотрасли права

4. отрасли права.

Первичным элементом  системы права является норма  права. Из различных сочетаний правовых норм складываются все остальные компоненты системы права. В этой связи следует иметь в виду, что общественные отношения существуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязано между собой в той или иной степени и образуют обособленные группы общественных отношений. В соответствии с обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и нормы права, которые регулируют данные общественные отношения.

Институтом права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Основным элементом системы права современного государства является отрасль права. Нормы права, объединенные в отрасль, регулируют уже определенную область общественных отношений, которая отличается своей спецификой.

Нормам, принадлежащим  к определенной отрасли права, присущи  общие для них единство и своеобразие, которые и являются основанием для  обособления их в отрасль. Российское право, являясь внутренне единым и согласованным, подразделяется на отдельные составные части, которые именуются отраслями права. Различие отраслей права друг от друга заключается в предмете правового регулирования. Отдельные отрасли права регулируют однородные по своему предмету правового регулирования общественные отношения. Отрасли права различаются друг от друга также и по методу правового регулирования, который представляет собой совокупность приемов правового воздействия на участников общественных отношений. Конституционное (государственное) право. Эта отрасль является ведущей отраслью российского права. Нормы конституционного права закрепляют основы общественного строя и политики страны, основы правового статуса граждан и общественных организаций, определяют структуру, принципы организации и деятельности центральных и местных органов государства, основы государственной системы страны и т.д. Основным нормативно-правовым актом данной отрасли Российского права является Конституция РФ. Административное право регулирует исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов. Данная отрасль права закрепляет общие для всех государственных органов исполнительной власти принципы организации и деятельности, их полномочия в области управления экономикой, культурой, обороной страны, охраной общественного порядка и т.д. Финансовое право регулирует организацию бюджетной системы России, использование и расходование денежных средств государственными органами, а также предприятиями, организациями. Данная отрасль регулирует отношения между финансовыми органами и гражданами. Гражданское право регламентирует имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения между государственными, частными, акционерными, общественными организациями и между гражданами. К неимущественным отношениям можно отнести, например, отношения в области авторских прав или отношения, связанные с защитой чести и достоинства граждан. Стороны в отношениях регулируемых нормами данной отрасли юридически равны и заключают при необходимости между собой договоры. Семейное право. Нормами семейного права регулируется порядок заключения и расторжения брака, взаимные права супругов, родителей и детей, порядок усыновления и т.п. Земельное право определяет порядок распределения и использования государственного и частного земельного фонда, правовой режим земель специального назначения, порядок рационального использования земли и проведения мероприятий по землеустройству, способы разрешения земельных споров и т.п. Трудовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих трудовые отношения рабочих, служащих. Нормы трудового права определяют порядок заключения и прекращения трудового договора, заработную плату, рабочее время и время отдыха, трудовую дисциплину, порядок разрешения трудовых споров, порядок материального обеспечения рабочих и служащих по старости, в случае болезни или инвалидности и т.п. Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и какая ответственность наступает за их совершение. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания и следствия, определяет порядок рассмотрения судом уголовных дел и организацию исполнения приговоров по уголовным делам. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения в ходе судебного рассмотрения гражданских, семейных, трудовых споров, а также некоторых дел, вытекающих из административно-правовых отношений. Постепенно в РФ признаются самостоятельными отраслями права такие отрасли, как лесное право, горное право, водное право, экологическое право и др.

Помимо отраслей внутреннего права на территории государства действует также и международное право. Международное право делится на международное публичное и международное частное право. Международное публичное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками международных отношений. Международное частное право – это совокупность правовых норм, регулирующих гражданские правовые отношения, то есть имущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права, которые имеют международный аспект. Участниками отношений, регулируемых нормами международного частного права, являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные государства. Эти отношения связаны с территорией двух или нескольких государств, и объектом таких отношений может являться имущество, находящееся за границей.

 

1.2 Предпосылки становления  и тенденции развития правового  регулирования маркетинга

 

Эффективная маркетинговая деятельность предопределяет коммерческий успех предпринимателя на рынке. При этом у современных маркетинговых служб и других участников маркетинговой деятельности возникают потребности, основанные на опыте практической работы в современных  условиях. Субъекты маркетинга, адаптируясь к этим условиям, вырабатывают определенные правила игры, которые необходимо использовать в правотворческой деятельности законодательных органов всех уровней, преобразуя указанные наработки в правовые формы. В то же время юридическая доктрина вынуждена пересмотреть ряд своих понятий, взглядов, подходов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Данная реакция и приводит к зарождению в недрах  правоведения феномена, который уже сейчас можно называть маркетинговым правом.

Будучи запущенным в  лексический оборот участниками  коммуникационного процесса, информационных обменов - юристами, маркетологами, хозяйственными руководителями, просто гражданами, - термин стал употребляемым.

До недавнего времени  то, что сейчас специалистами уже называется маркетинговым правом, существовало в виде нескольких самостоятельных и независимых друг от друга блоков. Первый блок представляли горизонтальные правоотношения, складывавшиеся между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица по поводу осуществления маркетинговой деятельности. Данные правоотношения традиционно регулировались (в общих чертах) нормами гражданского права. Второй блок маркетинговых правоотношений, связанных с организацией и деятельностью исполнительных органов государственной власти, "курирующих" маркетинговую деятельность, рассматривался в рамках административного права и примыкающих к нему отраслей. И это вполне понятно, так как до начала рыночных реформ в России все хозяйствующие субъекты были государственными, то есть представляли собой адресаты плановых заданий, исходящих от государства и тотально контролируемых государством. Сама же маркетинговая деятельность не отвечала своей природе, а складывающиеся в ходе ее реализации правоотношения можно было с полной уверенностью называть публичными.

Маркетинговое право  и его средства в силу новизны  и нестабильности нуждаются в  серьезном исследовании, обобщении, систематизации и развитии.

В ходе развития и совершенствования  современной правовой теории и практики, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования, объективно из недр гражданского, предпринимательского и административного права вырастает новое направление российской юриспруденции - маркетинговое право, в котором должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием маркетинга, и которое наиболее полно и детально освещает законодательство, регламентирующее данную конкретную деятельность, специфику его применения.

Нормы по правовому регулированию маркетинговой деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или подотрасль права, то есть выделяются в отдельную сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие маркетинговой деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы субъектов маркетинговой деятельности, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Формирование маркетингового права базируется, прежде всего, на экономико-управленческих условиях  и вырастает не только из теоретических посылок, но и в значительной степени в связи с производственной необходимостью.

Рассматривая возможность  правового регулирования современного маркетинга в условиях отечественной экономики, следует отметить, что в стране используются  отдельные приемы и методы маркетинговой работы. С развитием же рынка в России формируются условия для целенаправленной и комплексной маркетинговой деятельности и развития российского маркетингового права.

 Маркетинговое право  базируется на следующих принципах:

    • принцип свободной экономической деятельности (ст8 и 34 КРФ) -каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
    • принцип государственного (экономического, финансового, и т.п.) регулирования рыночных отношений
    • принцип единого экономического пространства (ст.8 и 74 КРФ) – свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, т.е. на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких – либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
    • принцип многообразия форм собственности, юридического равенства их защиты (ст.8 КРФ и закладывает основы имущественного правопорядка)
    • принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости маркетинговой деятельности, направленной на монополизацию рынка (ст.8 и 34 КРФ) - государство гарантирует сохранение и упрочнение конкурентных начал рынка как важнейшего регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию конкурентного законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количества поставщиков, покупателей, покупателей и других субъектов маркетинговой деятельности на отечественных рынках
    • принцип свободы маркетингового договора – маркетинговый договор могут заключить любые лица, осуществляющие данную деятельность и удовлетворяющие требованиям правосубъектности. Субъекты маркетингового права свободны в выборе контрагента по договору
    • принцип приоритета запросов и прав потребителей – базируется на ключевом постулате маркетинга – производить то, что продается. А не продавать то, что производится, а также на законодательстве о защите прав потребителей
    • принцип гармоничного сочетания предпринимательских и общественных интересов.

 

1.3 Маркетинговые правоотношения

 

В процессе маркетинговой  деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных  нормативных правовых актах, призваны регулировать эти отношения.

Маркетинговые правоотношения – волевые, урегулированные нормами маркетингового права и находящиеся под охраной государства, общественные отношения, возникающие между субъектами маркетинга в процессе маркетинговой деятельности, а также вследствие государственного воздействия на субъекты рынка. 

Маркетинговые правоотношения можно дифференцировать на две большие  группы:

- правоотношения внешней  среды: правоотношения с потребителями,  поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами.

- правоотношения внутренней  среды: организационные правоотношения, связанные с построением системы маркетинга на предприятии, организацией и управлением маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта (регулируются уставом или положением о службе маркетинга стандартом предприятия, должностными инструкциями, приказами руководства, а так же различными этическими правилами).

Основные группы субъектов маркетинговых правоотношений - потребители, производители, посредники, маркетинговые фирмы, СМИ, маркетинговые фирмы, маркетинговые союзы и ассоциации, органы власти.

Субъекты являются носителями предусмотренных маркетинговым  законодательством прав и обязанностей. 

Объекты:

  • материальные блага, участвующие в маркетинговом обороте(фирменное наименование организации, товарные знаки и т.д.)
  • нематериальные блага, связанные с маркетингом (действия субъектов маркетинговые права (работы, услуги), продукты интеллектуальной деятельности, маркетинговая информация, способности и имидж)
  • продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу маркетинга (прогнозы и сценарии развития рынка, проекты, полезные модели, промышленные образцы)
  • маркетинговые исследования и маркетинговая информация:  статистические данные, отражающие динамику изменения параметров маркетинговой среды, сведения составляющие коммерческую тайну организации.
  • способности и имидж личности
  • маркетинговый комплекс (маркетинговые коммуникации, товарная политика, ценообразование и товарораспределение)

Специфика взаимодействия субъекта маркетинговой деятельности с другими ее участниками,  проведение маркетинговых исследований, получения, использования и распространения маркетинговой информации, применения комплекса маркетинга, установления порядка и правил выхода фирмы на рынок с товарами, работами и услугами обуславливают необходимость единого регулирования, как по горизонтали, так и по вертикали.

Информация о работе Правовое регулирование маркетинговой деятельности