Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:53, контрольная работа

Описание

Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяет коммерческий успех предпринимателя.

Содержание

Введение
1. Место правового регулирования маркетинга в системе отраслей права.
1.1. Понятие системы права, отрасли права.
1.2 Предпосылки становления и тенденции развития правового регулирования маркетинга.
1.3 Маркетинговые правоотношения.
1.4 Источники правового регулирования маркетинга.
2. Договор - правовая форма хозяйственных связей маркетинговой деятельности.
2.1. Значение договора.
2.2. Общий порядок заключения договоров.
3. Ответы на вопросы теста
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Вариант 6.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Горизонтальные  отношения  складываются вне отношений власти -  подчинения. Это, прежде всего, сбыт товаров в процессе маркетинговой  деятельности.

Вертикальные отношения  – отношения на уровне маркетинговой  макросреды между государством и субъектами маркетинговой деятельности.

Под содержанием маркетинговых  отношений следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

В качестве основания  возникновения маркетинговых правоотношений характерны следующие юридические факты:

1 норма закона или другого нормативного правового акта

2 административный акт

3 договор и иные сделки

Маркетинговые отношения  можно классифицировать в зависимости  от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов на абсолютные и относительные.

В относительных правоотношениях  управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных же правоотношениях  управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

 

1.4. Источники правового регулирования маркетинга

 

Источники маркетингового права - система его внешних форм, в которых содержатся маркетингово-правовые нормы.

Источники правового  регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы.

Главным источником в  данной сфере является Гражданский кодекс РФ. Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:

1) отношения субъектов  маркетинговой деятельности с  потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» и др.

2) вопросы сбыта - Федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ФЗ «О лизинге»  и др.

3) отношения, возникающие  в сфере маркетинговой товарной политики - Федеральным законом «О техническом регулировании» и др.

4) ценообразование – Федеральным законом «Об электроэнергетике»  и др.

5) конкурентные отношения  в сфере маркетинга - Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ «О естественных монополиях».

6) маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законами РФ «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и др.

7) продвижение продукции  - Федеральным законом «О рекламе»

8) правовое обеспечение  маркетинга в различных сферах  деятельности, определяемых областью  рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

- Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Законом «О товарных биржах и биржевой торговле» - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности

- Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (с изменениями на 11 июля 2011 года) - маркетинг банковской деятельности

- Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» - страховой маркетинг

- Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - маркетинг в сфере туристской деятельности

- Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» - международный маркетинг и т.д.

Нормы, регулирующие маркетинг содержатся и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

В ряду подзаконных нормативных  актов, опосредующих маркетинговую  деятельность, в частности, находятся:

- Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и аналогичное Постановление Правительства РФ, которые регулируют ценообразование в маркетинге

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ, регулирующие сферу сбыта

- Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный Приказом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур России, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.

В систему источников, регулирующих маркетинг, входят и акты субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной.

В сфере маркетинговой  деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями.

К источникам, регулирующим маркетинг, помимо нормативных актов  следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно статье 5 ГК РФ «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними  законами и иными нормативными правовыми  актами источниками регулирования  маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы  международного права. Они содержатся в уставах ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Договор - правовая форма хозяйственных связей маркетинговой деятельности.

2.1. Значение договора.

 

Товарно-денежный характер отношений экономического оборота предполагает, что реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство. Такие затраты, в свою очередь, определяются с учетом существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением. Правильный учет спроса и предложения и выявление на их основе общественно необходимых затрат на производство товара могут быть осуществлены только в результате достигнутого соглашения между товаропроизводителем и потребителем. Формой такого соглашения и выступает договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя.

Договор представляет собой  одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес  каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств.

Договор—это и наиболее оперативное и гибкое средство связи  между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в которых нуждается потребитель. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать излишние или ненужные им материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный эквивалент или необходимые им материальные блага в натуральной форме. С помощью договора граждане по своему усмотрению расходуют полученные в виде заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и иных доходов денежные средства, приобретая на них те ценности, которые способны удовлетворять их индивидуальные материальные и культурные потребности.

С помощью договора у  граждан и юридических лиц  формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а  результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.

Договор обеспечивает эффективный  обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.

Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. Вместе с тем поистине бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечивается необходимая для любого договора свобода усмотрения сторон при его заключении. Понуждение к заключению договоров, широко распространенное в хозяйственной деятельности юридических лиц в условиях плановой экономики, вытравливало саму «душу» договора, лишало его таких свойств, без которых он существовать не может, и делало его декоративным придатком планово-административных актов.

2.2. Общий порядок заключения договоров.

 

Для того чтобы стороны  могли достигнуть соглашения и тем  самым заключить договор, необходимо, по крайней мере, чтобы одна из них сделала предложение о заключении договора, а другая – приняла это предложение. Поэтому заключение договора проходит две стадии. Первая стадия именуется офертой, а вторая – акцептом. В соответствии с этим сторона, делающая предложение заключить договор, именуется оферентом, а сторона, принимающая предложение, - акцептантом. Договор считается заключенным, когда оферент получил акцепт от акцептанта.

Вместе с тем далеко не всякое предложение заключить  договор приобретает силу оферты. Предложение, признаваемое офертой, в соответствии со ст. 435 ГК:

а) должно быть достаточно определенным и выражать явное намерение  лица заключить договор;

б) должно содержать все  существенные условия договора;

в) должно быть обращено к одному или нескольким конкретным лицам.

Первое требование обусловлено  тем, что без намерения лица заключить  договор последний не может быть заключен, даже если это лицо сообщило контрагенту все существенные условия договора. Второе условие вытекает из п. 1 ст. 432 ГК, в соответствии с которым договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Если в предложении заключить договор отсутствует хотя бы одно из существенных условий, он не может быть заключен, даже если вторая сторона и согласится с таким предложением. Наконец, третье требование обусловлено тем, что в момент заключения договора должно сниматься предложение его заключить. В противном случае в отношении одного и того же предмета может быть заключено несколько договоров, из которых реально можно исполнить только один.

При отсутствии любого из указанных выше признаков предложение  может рассматриваться только как вызов на оферту (приглашение делать оферту). Так, полученное по почте предложение от торговой фирмы посетить ее магазин и приобрести имеющиеся в наличии товары не является офертой, поскольку в данном предложении  отсутствуют существенные условия договора купли-продажи. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как предложения делать оферту, если иное прямо не указано в предложении (п.1 ст. 437 ГК).

От вызова на оферту следует  отличать публичную оферту. Под этим термином понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК). В этом случае предложение заключить договор обращено к любому и каждому. Поэтому первый, кто отзовется на публичную оферту, акцептует и тем снимает предложение (такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком; автоматы по продаже прохладительных напитков; размещенные на прилавке магазинов товары и т.п.).

Акцептом признается согласие лица, которому адресована оферта, принять это предложение, причем не любое согласие, а лишь такое, которое является полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК). Если же принципиальное согласие на предложение заключить договор сопровождается какими-либо дополнениями и (или) изменениями условий, содержащихся в оферте, то такое согласие не имеет силы акцепта. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК).

Информация о работе Правовое регулирование маркетинговой деятельности