Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
Проанализировать природу и особенности услуг;
Исследовать развитие социально-культурной сферы;
Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

Содержание

Введение 3
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса 5
1.1 Сервис как услуга, классификация видов услуг 5
1.2 Классификация видов сервиса по сферам его осуществления 10
2. Характеристика услуг социально-культурной сферы 15
2.1 Характеристика услуг 15
2.2 Выбор стратегии продвижения социально-культурных услуг 19
3. Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 

 

      Введение 

     В мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, сырья, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг.

     Актуальность  темы заключается в том, что рынок  услуг представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В обнове рынка услуг лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера сервиса. В мировой экономике сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

     Роль  сферы сервиса (сферы услуг) в  современных условиях определяется следующими факторами:

     В сфере сервиса постоянно создаются  новые рабочие места;

     Сфера сервиса постоянно увеличивает  свою долю в валовом внутреннем продукте страны;

     За  счет сферы сервиса сокращается  время обслуживания домашнего хозяйства, что повышает качество жизни населения.

     Успешная  деятельность предприятий сферы  сервиса в условиях рыночной экономики  и конкуренции возможна при такой организации управления, которая может воздействовать на внутреннюю и внешнюю среду предприятий. Для этого, в частности, необходимо создание новой организационной модели обслуживания. В условиях рынка предприятия сервиса функционируют на основе различных форм собственности, полной хозяйственной самостоятельности и конкуренции.

     Сфера сервиса представляет собой часть  экономической системы, которая  выполняет соответствующие ей функции  в системе общественного воспроизводства, основой функционирования сферы  услуг являются необходимые трудовые, материальные, организационно-технологические и финансовые ресурсы.

     В условиях перехода к рынку кризисные  явления в экономике России в  большей сере затронули сферу  платных услуг. Это проявилось в  большем, чем в других отраслях экономики, падении объемов производства. Невыполнение заданий по вводу в действие объектов социальной сферы, резком повышении цен на платные услуги. Именно развитие сферы платных услуг, в том числе в социально-культурной сфере, может стать стабилизирующим фактором экономического роста. Эта роль сферы услуг может проявиться в нормализации потребительского рынка, смягчении проблем безработицы путем организации новых рабочих мест, росте благосостояния населения, организации обслуживания социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения, привлечении значительных инвестиционных ресурсов для развития предприятий и организаций, оказывающих услуги.

     В настоящее время исследования сферы  сервиса подтверждают необходимость  дальнейшего повышения качества услуг, изучения потребностей клиентов, формирования принципов организации и продажи услуг, создания спроса на услуги, повышения эффективности оказания услуг.

     Предмет исследования – услуги.

     Объект  исследования – социально-культурная сфера.

     Цель  настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.

     Задачи  работы:

     Проанализировать  природу и особенности услуг;

     Исследовать развитие социально-культурной сферы;

     Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере. 
 

 

    1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса 

     1.1 Сервис как услуга, классификация видов услуг 

     Сервис  – это оказание услуг. В современной  экономике услуга обычно противопоставляется  товару.

     Товар – некая вещь, предмет, произведенный  для продажи.

     Услуга  – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

     Услугу  можно определить как продукт  труда, полезный эффект которого выступает  не в форме вещи, а в форме  деятельности, направленной на вещь или на человека.

     Услуга  обладает полезностью для того, кто  ее не производит. Услуга – это продукт  труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс  обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации – от того, кто ее предоставляет).

     Услуга  не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе.

     Услуга  направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

     Существуют  различные классификации типов  и видов услуг, и каждая из этих классификаций отражает специфический подход к анализу сервисной деятельности.

     Можно выделить пять общих типов услуг:

     1) производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт  оборудования;

     2) распределительные – торговля, транспорт,  связь;

     3) профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;

     4) потребительские – так называемые  массовые услуги, связанные с  домашним хозяйством и времяпрепровождением;

     5) общественные – телевидение,  радио, образование, культура.

     Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса.

     Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты  и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.

     Осязаемые действия, направленные на товары и  другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание  чистоты и порядка, ветеринарные услуги.

     Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

     Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические  и консультационные услуги, страхование.

     Кроме того, услуги различаются по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции сервисной деятельности в современном обществе.

     Услуги  можно разделить на материальные и нематериальные.

     Первые  направлены на удовлетворение материальных потребностей, например бытовое обслуживание населения и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание.

     Нематериальные  услуги удовлетворяют духовные потребности, например, образование, консультирование, предоставление информации.

     Стандартизированные и творческие услуги различаются  по степени их алгоритмизации. Стандартные  виды услуг оказываются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут формироваться и  изменяться по индивидуальным требованиям  потребителя. Так, в туристическом бизнесе могут возникать экзотические виды обслуживания, например турист заказывает экскурсовода, одетого и загримированного под какой-либо исторический персонаж. Личные и интеллектуальные услуги часто подвергаются изменениям и корректировке в процессе их реализации.

     Услуги  личные и коллективные направлены на разных потребителей. Часть услуг, например репетиторство и врачебная деятельность, имеют полезность только для отдельных  индивидов (хирург не может оперировать  некий коллектив). Другие услуги, наоборот, всегда оказываются целым коллективам людей: услуги лектора в студенческой аудитории, обеспечение государством общественного порядка, перевозка общественным транспортом, работа средств массовой коммуникации.

     Производственные  и непроизводственные услуги осуществляются в разных сферах деятельности общества. К производственной сфере можно отнести, например, транспортировку грузов и техническое обслуживание оборудования, к непроизводственной – услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха и т.п.

     Коммерческие  и некоммерческие услуги различаются  конечной целью. Первые производятся с  целью получения прибыли и  другой коммерческой выгоды.

     Вторые  не нацелены на прибыльность. К ним  относятся услуги благотворительных  фондов и организаций, ряд государственных услуг (оборона страны, поддержание общественного порядка, забота об образовании и здоровье своих граждан). По мере повышения уровня жизни населения возрастает доля услуг коммерческого характера. Это приводит к дифференциации уровня сервиса в зависимости от платежеспособного спроса людей.

     По  форме организации услуг их можно  разделить на государственные и  негосударственные. Главное различие этих видов услуг состоит в  том, что государственные услуги в принципе не могут быть оказаны  никем, кроме государства. Это услуги по обороне страны, поддержанию общественной безопасности, ведению учета граждан, регистрации средств транспорта, государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью). В обществе существует потребность именно государственного учета рождений, смертей, вступления в брак, отношений собственности и т.п.

     Услуги  делят на чистые и смешанные. Чистая услуга является единственным видом  деятельности производителя (специализированное производство услуг). Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий акт купли-продажи товара.

     В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.

     Идеальная услуга – это абстрактная теоретическая  модель того или иного вида сервисной  деятельности. Она включает правила  обслуживания населения, стандарты  качества, технологию оказания услуги.

     Реальная  услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

     Легитимные  и нелегитимные услуги различаются по отношению к ним государства и общества. Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелегитимные – осуждаются и обычно преследуются по закону. Признаются легитимными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными, полезными, одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду нелегитимных.

     Услуги  могут быть разделены на личностные и безличные. Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.

     К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.

     Услуги  можно делить также на простые  и сложные (комплексное обслуживание), добровольные и навязанные и т.п.

     Оказание  услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги – помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т.д. – не требуют особых знаний и подготовки. Однако, в настоящее время различными организациями предоставляются услуги на высоком профессиональном уровне, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой деятельности.

     Под услугами принято понимать различные  виды деятельности людей, не создающие  материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере.

Информация о работе Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере