Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
Проанализировать природу и особенности услуг;
Исследовать развитие социально-культурной сферы;
Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.
Введение 3
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса 5
1.1 Сервис как услуга, классификация видов услуг 5
1.2 Классификация видов сервиса по сферам его осуществления 10
2. Характеристика услуг социально-культурной сферы 15
2.1 Характеристика услуг 15
2.2 Выбор стратегии продвижения социально-культурных услуг 19
3. Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере 24
Заключение 29
Список литературы 31
2.
Невозможность исключения из
потребления и возможность
3. Отсутствие конкурентности и перегружаемости;
4. Значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ.
Производство
и потребление чистых общественных
услуг подразумевает
Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан.
Указанные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их производству и серьезным негативным социальным последствиям.
К этой группе услуг относятся – социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.
Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:
1.
Индивидуальный характер
2. Исключаемость;
3. Конкурентность.
В силу указанных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения.
Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. К ним относятся услуги в области: здравоохранения, образования, культуры, а также тяготеющие к общественному сектору услуг, называемые социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень неисключаемость и неконкурентности в их потреблении.
В силу вышесказанного в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:
1.
Государственный, где
2.
Добровольно-общественный, где производятся
смешанные общественные блага
ограниченного доступа (
3.
Смешанный, где производятся
4. Частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе, где предприятия работают ради извлечения прибыли. Организационно-правовые формы – товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия.
Таким
образом, социально-культурная сфера
в условиях рыночной экономики –
это сложное структурное образование,
включающее в себя четыре сектора с различными
формами собственности и хозяйствования
первичных звеньев, которые определяются
местом производимых ими услуг на шкале
общественных и частных благ.
2.2 Выбор стратегии
продвижения социально-
Для успешного продвижения на рынке социально-культурных услуг следует выбрать и разработать основные стратегические положения.
Но
предварительно следует оценить
текущее положение организации,
оказывающей социально-
Сбор текущей информации включает в себя анализ макросистемы, рынка, возможностей и угроз, а также шансов риска, сегментный анализ доходности и прибыльности, анализ привлекательности сегментов рынка, обзор собственной маркетинговой деятельности.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, дает возможность организации существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
При
анализе внешней сферы
Демографическая структура общества;
Рост и ли сокращение населения;
Уровень образования;
Мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства;
Отношение людей к работе и качеству жизни;
Разделяемые людьми ценности;
Существующие в обществе обычаи и верования.
На состояние и структуру спроса на социально-культурные услуги принципиальное влияние оказывают тенденции изменения структуры и численности населения, перемены в семейно-брачных отношениях, миграция населения, плотность и процессы урбанизации, изменения национальной среды, региональные различия в уровне жизни населения, изменение представлений о материальном благополучии и т.д. рынок социальных услуг в современной России явным образом географически сегментирован, что стимулирует развитие регионального маркетинга, учитывающего размеры различных региональных сегментов, платность населения, уровень доходов, культурную специфику и вытекающие отсюда потребительские предпочтения.
Достижения науки и техники предоставляют возможности для производства новой продукции, усовершенствования производимой продукции, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Практически нет ни одной стороны коммерческой деятельности, которую не затронули бы перемены. Сейчас важнейшими факторами, влияющим на деятельности организаций социально-культурной сферы, становятся ускорение технологических перемен, массовое применение информационных технологий, снижение цен на высокотехнологичные товары.
В
то же время многие организации социально-
Общий уровень экономического развития;
Уровень образованности рабочей силы;
Величина средней заработной платы;
Уровень инфляции;
Уровень безработицы;
Процентная ставка;
Нормы налогообложения;
Обменный курс валют;
Цены на энергии т.д.
Например,
появление обеспеченных слоев населения
формирует платежеспособный спрос
на ряд новых услуг в социально-
Политические факторы –
Изменения в законодательстве, регулирующие экономические процессы;
Базовые характеристики политической подсистемы;
Отношение
правительства к различным
Группы лоббирования, существующие в органах государственной власти.
Анализ внутренней среды должен выявить конкурентные преимущества организации, связанные с ее ресурсным потенциалом:
Квалифицированный персонал;
Имиджевый потенциал;
Материально-техническая база;
Информационные ресурсы;
Недвижимость;
Финансовые ресурсы;
Собственные ноу-хау.
При дальнейшей проработке стратегических линий проводят сегментирование рынка по различным критериям. Основными из них являются: возрасти, доход, семейное положение, жизненный цикл семи, образ жизни, жизненные ценности и т.д.
Все сегменты должны соответствовать следующим условиям:
Измеримость
(возможность измерения
Значимость (способность приносить хотя бы минимальную прибыль);
Доступность (возможность доступа и обслуживания сегмента);
Реальность (возможность применения стратегий по обслуживанию сегментов).
Эти
условия требуют
Особенности сегментирования рынка услуг социально-культурной сферы обусловлены следующими обстоятельствами:
Территориальная ограниченность;
Территориальные особенности;
Природно-климатические факторы;
Сегменты индивидуальных потребителей и организаций – клиентов.
Следующий шаг в выработке стратегической линии – позиционирование на рынке социально-культурных услуг.
Позиционирование организации предполагает создание отличного от конкурентов положения организации на рынке, которое гарантировало бы ей стабильное положение в течение длительного времени: создание уникального ряда товаров и услуг, обеспечение восприятия целевым рынком и этого ряда, и самой организации как уникальных. Организации и услуги социально-культурной сферы занимают позиции относительно конкурирующих организаций и услуг, поэтому качество и уровень сервиса оцениваются относительно того, что предлагается конкурентами. Позиционирование на рынке социально-культурных услуг предполагает четкий выбор целей:
В рамках какого сегмента рынка организация хочет конкурировать;
Какую позицию относительно других конкурентов она должна занять;
Какой должна быть концепция услуги для решения этой задачи.
3. Приоритеты инновационного
развития в социально-
Развитие любого товарного рынка, а также изменение уровня конкурентоспособности предлагаемых услуг, продукции обусловлены конкурентной средой в исследуемой сфере деятельности. Уровень конкуренции на различных рынках в России неоднороден. Так, существуют сегменты, на которых она достаточно сильна как между отечественными, так и отечественными и зарубежными товаропроизводителями.
В
связи с этим следует отметить,
что в последнее время
Информация о работе Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере