Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
Проанализировать природу и особенности услуг;
Исследовать развитие социально-культурной сферы;
Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

Содержание

Введение 3
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса 5
1.1 Сервис как услуга, классификация видов услуг 5
1.2 Классификация видов сервиса по сферам его осуществления 10
2. Характеристика услуг социально-культурной сферы 15
2.1 Характеристика услуг 15
2.2 Выбор стратегии продвижения социально-культурных услуг 19
3. Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     К непроизводственной сфере относят  две группы отраслей, производящих услуги: отрасли, услуги которых удовлетворяют  общие, коллективные потребности общества (управление, наука и научное обслуживание, кредитование и государственное страхование, геология и разведка недр и т.п.), и отрасли, услуги которых удовлетворяют социальные потребности населения (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, здравоохранение, культурная сфера и т.п.). Социально-культурная сфера включает в себя вторую группу отраслей непроизводственной сферы, производящих социально-культурные услуги. 

     1.2 Классификация видов сервиса по сферам его осуществления 

     К сфере услуг, или сервисной деятельности, принято относить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг).

     Более подробная классификация включает в сервисную деятельность бытовые услуги, услуги грузового и пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, правовые.

     В основу другой классификации сервиса  положены четыре главные формы человеческой деятельности:

     – материально-преобразовательная;

     – познавательная;

     – ценностно-ориентационная;

     – коммуникативная, или общение.

     Материально-преобразовательная деятельность – это изменение человеком вещества природы, создание окружающего нас мира вещей, а также преобразование общества и человеческого организма.

     Сервис  в данной сфере включает в себя разнообразные услуги, в том числе  индивидуальные, по удовлетворению материальных потребностей людей. Например, изготовление по специальным заказам всевозможных предметов и приспособлений, транспортировка товаров, ремонт и техническое обслуживание.

     В сфере торговли сервис делится на предпродажный (демонстрация, проверка и упаковка товара) и послепродажный, включающий, в свою очередь, гарантийное (бесплатное) обслуживание в течение установленного срока и послегарантийное обслуживание (может продолжаться в течение всего периода эксплуатации изделия) Удовлетворяя потребности пользователя товара, такой сервис становится дополнением процесса производства и помогает повысить спрос на товар, освоить новые рынки сбыта.

     Кроме того, сервис в материально-преобразовательной деятельности проявляется в создании организаций и общественных структур, способных выполнять сервисные функции. Наконец, к материальной сфере деятельности относится удовлетворение некоторых потребностей самого человека. Это о медицинские, бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги в области спорта и физической культуры, образовательные услуги (поскольку они формируют человеческую личность, вырабатывают умения и навыки).

     Познавательная  форма деятельности направлена на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека – предоставление знаний или информации.

     К этому типу относятся образовательные  услуги, хотя они не всегда сводятся только к передаче информации, а  включают процесс общения, воспитания, выработки навыков какой-либо деятельности. Получение, обработка, структурирование и предоставление информации превратилось в современном обществе в широкую сферу деятельности, которую можно назвать информационным сервисом.

     Многочисленные  службы и организации, действующие  во всем мире, обеспечивают своих потребителей информационными услугами. В последние годы одним из главных технических средств предоставления информационных услуг стал Интернет.

     Информационный  сервис, обеспечивающий познавательную деятельность общества, делится по нескольким уровням сложности, различающимся  глубиной анализа и переработки информации.

     Можно выделить два главных уровня сервиса  в познавательной деятельности:

     1) эмпирический – предоставление  информации об отдельных фактах  и событиях;

     2) теоретический – анализ информации, выявляющий закономерности функционирования и развития данной сферы явлений.

     Задача  ценностно-ориентационной формы деятельности – установить, какое значение имеют  эти явления для человека, выработать определенное отношение к ним, дать им оценку. Эти оценки, конечно, зависят  от человека и от того типа общества, в котором он живет.

     Сервис  в области ценностно-ориентационной деятельности осуществляется через:

     – рекламу;

     – экспертизу;

     – психодиагностику;

     – имиджмейкерские услуги;

     – художественно-оформительскую деятельность;

     – услуги религиозного характера.

     Услуги  рекламы и весь процесс продвижения  товара на рынок можно рассматривать  как изменение существующей у  потребителя системы ценностей. В простейшем случае реклама стремится  сформировать спрос на отдельный  товар или услугу, убедить людей, что он (она) представляет для них несомненную ценность.

     На  более высоком уровне рекламный  сервис решает сложную ценностно-ориентационную задачу – пытается сформировать постоянный, устойчивый спрос на некий товар  или услугу, сделав их необходимой  составной частью всего образа жизни, знаковым продуктом, без потребления которого человек не представляет свое существование.

     Экспертиза  в сфере торговли, моды, дизайна  и других видов художественного  творчества также формирует и  изменяет систему ценностей. Экспертные услуги влияют на спрос, подтверждая или отрицая от имени государства или сообщества признанных специалистов высокое качество (высокий художественный уровень) товара, услуги или произведения искусства.

     Услуги  имиджмейкеров и услуги по организации  связей с общественностью предоставляются для создания привлекательного образа фирмы, политической партии, общественной организации или отдельного лица. Их задача – поднять престиж, ориентировать потребителей или избирателей на заданные мнения и действия. В этом случае организуется систематическое воздействие на те или иные группы людей для формирования у них заранее предусмотренных настроений и представлений, что должно привести к поддержке потребителя услуги.

     Коммуникативная форма деятельности – это организация общения (коммуникации) между отдельными людьми и (или) организациями. К этому направлению сервисной деятельности можно отнести организацию презентаций, встреч, конференций, выставок, переговоров, общения в Интернет, услуги по переводу с одного языка на другой, психологический тренинг общения, в какой-то степени – деятельность средств массовой информации, услуги связи.

     Коммуникативная деятельность всегда связана с передачей  информации, но не сводится только к  ней. Исторически возникли три главных  типа коммуникации:

     1) непосредственное личное общение;

     2) опосредованное общение с помощью  произведений искусства, письменности  и других знаковых систем;

     3) общение посредством электронных  технологий (телефон, радиосвязь, ЭВМ,  компьютерные сети).

     Сервис  при организации личного общения направлен на создание условий для прямых человеческих контактов. Он будет существовать всегда, так как позволяет найти наилучшие возможности для взаимопонимания людей. Общение при помощи письменности и бумажных технологий требует особого класса услуг по организации непрямого взаимодействия через знаковые системы (услуги почты, печатная информация).

     Наконец, сервис с использованием электронных  средств коммуникации резко расширяет  возможности общения, делая его  более оперативным, преодолевая пространственную разобщенность и частично восстанавливая механизмы непосредственного личного общения. 
 

 

      2. Характеристика услуг социально-культурной  сферы 

     2.1 Характеристика  услуг 

     Эффективное функционирование социально-культурной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, которая представляет собой комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, сооружения спортивно-оздоровительного назначения и т.д.)

     Согласно  Общероссийскому классификатору видов  деятельности, продукции и услуг (1994 г.), отраслевая структура социально-культурной сферы включает в себя:

     Оптовую розничную торговлю, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

     Гостиничный и ресторанный бизнес;

     Транспортное, складское хозяйство, связь;

     Финансовое  посредничество – страхование, пенсионное обеспечение;

     Государственное управление и социальные услуги;

     Здравоохранение;

     Деятельность  по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

     Деятельность  по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

     Деятельность  по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

     Более реальное представление о структуре  и, соответственно, услугах социально-культурной сферы дает классификация объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:

     Образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования;

     Культура  – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих упреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников);

     Охрана  здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения. Инвалидности, производственного травматизма;

     Здравоохранение – сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;

     Социальное  обеспечение – стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом медицинском обслуживании и уходе);

     Жилищно-коммунальное хозяйство – жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

     Физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

     Услуги  социально-культурной сферы можно  подразделит на три вида:

     общественные  услуги в чистом виде;

     частные услуги в чистом виде;

     смешанные услуги.

     Чистые  общественные услуги имеют свойства:

     1. Неделимость и неизбирательность,  совместный характер потребления;

Информация о работе Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере