Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
Проанализировать природу и особенности услуг;
Исследовать развитие социально-культурной сферы;
Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

Содержание

Введение 3
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса 5
1.1 Сервис как услуга, классификация видов услуг 5
1.2 Классификация видов сервиса по сферам его осуществления 10
2. Характеристика услуг социально-культурной сферы 15
2.1 Характеристика услуг 15
2.2 Выбор стратегии продвижения социально-культурных услуг 19
3. Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере 24
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     При этом ценовая конкуренция продолжает сохраняться, однако теперь она основывается не на факторных издержках, а на высокой производительности, достигаемой за счет повышения квалификации персонала и применяемых передовых технологий. Отрасли, имеющие конкурентные преимущества на основе внедрения инноваций, обладают наибольшим сопротивлением к макроэкономическим колебаниям и экзогенным явлениям, становятся менее чувствительными к изменению цен и валютных курсов. Изменяется также и роль государства в развитии данных отраслей, а именно, распределение капитала, протекционизм, лицензионный контроль, экспортные субсидии и другие формы прямого вмешательства теряют смысл или эффективность в условиях, когда конкуренция ведется на основе нововведений. По мнению автора, при внедрении инноваций наиболее эффективными становятся мероприятия, связанные с косвенным государственным воздействием, такие как стимулирование создания новых, более прогрессивных факторов производства и повышения качества внутреннего спроса, и поощрение внутренней конкуренции.

     Взаимодействие  и сотрудничество России с зарубежными  странами и выход ее на международные  мировые рынки выявили невысокую  конкурентоспособность отечественных  технологий и наукоемкой продукции  в социально-культурной сфере, что, в свою очередь, привело к интенсивной импортной интервенции на рынке социально-культурных услуг, а также стало причиной спада производства, ослабления инновационной активности в социальных отраслях и, как следствие, снижения уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов данной сферы.

     При этом в настоящее время ведущую  роль среди всех мировых ресурсов стала играть информация и, как основной результат ее применения, новые технологии. Следовательно, развитие любой страны современного мира напрямую зависит  от того места, которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций. Многое зависит также и от способности отдельных стран воспользоваться дополнительными возможностями, которые предоставляют инновации, а также от умения нейтрализовать дополнительные риски, возникающие в связи с данными процессами. Россия как государство, традиционно поставлявшее многие передовые технологии на мировой рынок, должна рассматривать коммерциализацию своей технологической базы как основополагающий аспект своего развития. Однако в данный момент Россия находится на мировом рынке высокотехнологичной продукции на позициях аутсайдера, так как не принадлежит ни к одной из ведущих групп поставщиков высокотехнологичной продукции и не имеет достаточно развитого внутреннего механизма рыночного и государственного регулирования данного рынка.

     В то же время, устаревшая производственная база большинства предприятий социально-культурного  комплекса России не позволяет им производить продукцию, качеством  и уровнем издержек отвечающую мировым  стандартам. В этих условиях представляется целесообразным привлечение инвестиций в обновление и расширение производственной базы предприятий данной сферы, однако для вложения капитала инвесторам необходим стимул, а на данный момент основным фактором инвестирования в предприятия любой отрасли в мире является их научно-технический потенциал. Поэтому для успешного выполнения поставленной задачи правительству России необходимо в первую очередь самому инвестировать средства в развитие НТП государства.

     По  мнению автора, для сохранения и расширения своих позиций на внутреннем и внешних рынках российским предприятиям социально-культурной сферы необходимо решать проблему повышения конкурентоспособности продукции как за счет улучшения качества выпускаемой или освоения новых видов продукции, так и за счет снижения издержек производства. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют большинству предприятий успешно решить эту задачу. При этом следует отметить, что задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции может быть решена только при условии существенного роста инвестиционной и инновационной активности социально-культурного комплекса.

     По  мнению автора, для увеличения существующих в настоящее время объемов  внутреннего российского рынка трансфера российских технологий социального назначения и повышения конкурентоспособности социально-культурной сферы в международном масштабе необходимо решение таких задач, как:

     • обеспечение охраны объектов интеллектуальной и научной собственности в стране и за рубежом;

     • создание благоприятных условий  для обмена наукоемкими технологиями;

     • пресечение недобросовестной конкуренции  и соблюдение антимонопольного законодательства.

     Нерешенность  этих задач не только может снизить  эффективность торговли социальными технологиями, но и привести к потере значительной части отечественного научного и интеллектуального потенциала.

     Также должно быть предусмотрено обеспечение  защиты прав на результаты интеллектуального  труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, то есть благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений. Должен быть создан соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда. Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.

     Кроме того, немаловажным аспектом инновационной политики государства является развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

     Таким образом, инновационная политика России на современном этапе развития государства  должна базироваться на таких важнейших принципах, как:

     • признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной;

     • создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций  в существенный фактор экономического роста;

     • максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной  деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

     • эффективное развитие и использование  собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;

     • оптимальное сочетание интересов  разработчиков, производителей продукции  и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в  качестве источника доходов.

 

      Заключение 

     В условиях постиндустриального общества услуги стали одной из значимой составляющей экономики. В экономике развитых западных стран на долю услуг приходится до 70% ВВП. С повышением уровня жизни в России становятся все более востребованы услуги в различных отраслях, в том числе и в социально-культурной сфере. Это обусловлено постоянным ростом социальных и культурных потребностей людей.

     Услуги  как таковые являются товаром. Однако в отличие от материальных товаров  услуги обладают целым рядом особенных характеристик, вытекающих из их природы. Можно отметить следующие характеристики услуг:

     Неосязаемость;

     Неотделимость;

     Непостоянство;

     Недолговечность;

     Отсутствие  собственности.

     В условиях конкуренции организациям, оказывающих услуги, должны учитывать вышеперечисленные особенности услуг и соответственно выстраивать свою линию поведения на рынке. Но прежде следует выявить потребности людей в социальной и культурной сфере.

     Чтобы помочь потребителю сделать выбор  организации, оказывающей услуги, следует разработать комплекс элементов материального сопровождения, учитывая который потребитель услуг скорее сделает свой выбор. Помимо этого, следует вести работу по формированию имиджа услуги или организации, так как имидж значительно влияет на выбор потребителя.

     В этих целях осуществляется позиционирование услуг и организаций, оказывающих  услуги. Позиционирование определяет, какими должны быть основные элементы маркетинга-микс данной организации.

     Таким образом, можно заключить, что услуги социально-культурной сферы направлены на удовлетворение социальных и культурных потребностей людей. При выявлении этих потребностей необходимо четко выявить целевой сегмент, для которого предназначены услуги. При оказании услуг, при выходе на рынок необходимо выделить отличительное преимущество перед конкурентами, оказывающих подобные услуги, которое в дальнейшем может обеспечить конкурентоспособность услуги и организации. 
 

 

      Список литературы 

     1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов./С.Н. Андреев – М.: Издательство «Финпресс», 2002. – 320 с.

     2. Волкова М. К вопросу истории  теории маркетинга // Маркетинг.-2001.-№4

     3. Голубков Е.П.. Современные тенденции  развития маркетинга // Маркетинг  в России и за рубежом, 2001. - №3. - С. 23.

     4. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. -№4.-С. 4.

     5. Голубков Е.П. «Процесс маркетинговых  исследований» // Маркетинг в России  и за рубежом.- 1997. № 11,12

     6. Демидова Л.С., Шейман И.М., Якобсон Л.И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере./Л.С. Демидова, И.М. Шейман, Л.И. Якобсон – М.: Аспект Пресс, 196. – 215 с.

     7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 315 с.

     8. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского. -М.: «Росинтер», 1996. -704 с.

     9. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

     10. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг, Омск - 1992.

     11. Новаторов Е.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибьюции услуг // Маркетинг в России и зарубежом. – 2004. – №4, с. 50–59.

     12. Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства //Маркетинг в России и за рубежом -1998.-№1

     13. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры// Маркетинг в России и за рубежом - 1998.-№5

     14. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченка, С.В. Орлов, И.П. Павлова. Под общ. ред. В.К. Романович. – СПб.: Питер, 2005. – 156 с.

     15. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 272 с.

     16. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – Санкт-Петербург- государственный университет культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382

     17. Хаксевер К., Гендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

     18. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом - 2001.- №3

     19. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебное пособие/Санкт-Петербург -2003.;

     20. Шекова Е. Л. К вопросу о классификации продукта сферы культуры Маркетинг - 2002. - №2

     21. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. Монография / По заказу НИИ культуры. — М., 1992. -188 с.

     22. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг - М.: «Сирин», 2001 

Информация о работе Приоритеты инновационного развития в социально-культурной сфере