Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель работы – систематизируя теоретические основы практики управления, рассмотреть роль маркетинговых исследований в маркетинговой стратегии предприятия и возможность разработки планов предприятия на их основе. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты и особенности разработки и реализации маркетинговой стратегии на предприятии в современных условиях как составную часть процесса управления маркетингом на предприятии.
2. Рассмотреть понятие и сущность маркетинговых исследований в контексте исследования конкурентоспособности предприятия.
Введение
1. Процесс управления маркетингом в современных условиях
1.1 Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга
1.2 Процесс управления маркетингом
2. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
2.1 Концепция системы маркетинговой информации
2.2 Система маркетинговых исследований
3. Качественный маркетинг, бенчмаркинг
4. Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Практически деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей и в качестве покупателей, и в качестве продавцов, и в качестве рядовых граждан.
Цели маркетинга: максимально
высокое потребление, достижение максимальной
потребительской
Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.
Задачи маркетинга:
1. Исследование, анализ и
оценка нужд реальных и
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и прогнозирование
состояния и развития рынков,
на которых оперирует или
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6.Участие в формировании
стратегии и тактики рыночного
поведения фирмы, включая
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.
1.2 Процесс управления маркетингом
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. Ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых задач. Все это и составляет процесс управления маркетингом, элементы которого представлены на рис. 1.[12]
Рисунок 1 - Процесс управления маркетингом
Оценку рыночных возможностей, с точки зрения целей и ресурсов фирмы, можно представить в виде схемы (рис. 2).
Фирме может показаться, что ее рыночные возможности ограничены, но это лишь подтверждает неумение мысленно увидеть будущее и осознать свои сильные стороны. Фирма может заняться выявлением новых рынков, используя, в частности, сетки развития товаров и рынка (рис. 3). С помощью данной сетки возможны следующие варианты:
Рисунок 2 - Оценка рыночной возможности, с точки зрения целей и ресурсов
Существующие товары |
Новые товары | |
Существующие рынки |
1. Более глубокое проникновение на рынок |
3. Разработка товара |
Новые рынки |
2. Расширение границ рынка |
4. Диверсификация рынка |
Рисунок 3 - Выявление новых рынков с помощью сетки развития товара и рынка
1. Более глубокое внедрение
на рынок, т.е. рост продаж
имеющихся товаров уже
2. Расширение границ рынка за счет изучения и завоевания новых сегментов.
3. Разработка товаров,
предусматривающая предложение
нового товара взамен
4. Диверсификация - одна из
стратегий маркетинга, проявляющаяся
в отказе от ориентации на
единственный продукт или одну
форму распределения и
Отбор целевых рынков состоит из четырех этапов:
- замеры и прогнозирование спроса;
- сегментирование рынка;
- отбор целевых сегментов;
- позиционирование товара на рынке.
Замеры и прогнозирование спроса предполагают выявление всех аналогичных товаров, продающихся на рынке, оценку объема их продаж и оценку будущего размера рынка. Сегментирование рынка - это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах и поведении. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
При отборе целевых рынков
можно использовать 5 возможных путей
выхода на этот рынок, представленных
на рис. 4, где И - интенсивность покупательской
потребности, Г - возрастная группа потребителей.
Японский опыт выхода на рынок предполагает
освоение одного, обойденного всеми
рынка, завоевание имени, а затем
освоение новых сегментов и захват
доминирующего положения. Крупные
компании стремятся к полному
охвату рынка. Оценить причины, почему
покупатели приобретают один вид
товара, а не другой (например аспирин
- быстродействующий или
Позиция товара соответствует восприятию покупателей, а не их действительности. Чем ближе расположены друг к другу марки товара, тем по мнению покупателей, они выглядят как удовлетворяющие одну и ту же нужду. Деятель рынка объединяет товары и потребительские предпочтения в сводную схему, которая показывает, что хотели бы приобрести покупатели.
Рисунок 4 - Пять способов охвата рынка
Комплекс маркетинга (рис. 5) включает 4 составляющих:
- товар;
- цена;
- методы распределения;
- методы стимулирования.
Иначе комплекс маркетинга
- это набор поддающихся контролю
переменных факторов маркетинга, совокупность
которых фирма использует для
вызова желательной ответной реакции
со стороны целевого рынка.
Рисунок 5 - Четыре составляющих комплекса маркетинга
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий требует системы управления маркетингом, которая включает планирование маркетинга, состоящего из стратегического и тактического (текущего) планирования, организацию управления и контроль. Цель системы стратегического планирования - удостовериться, что фирма находит и развивает сильные производства и сокращает или вообще сворачивает слабые.
Под планированием маркетинга понимается разработка планов для каждого отдельного производства и рынка после того, как фирма приняла стратегическое решение относительно того, как поступать с каждым из своих производств. Фактически компания будет разрабатывать два плана: перспективный и годовой. Для реализации планов маркетинга создается на предприятии служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем.
Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис. 6).
Рисунок 6 - Функциональная организация
Эта схема обладает простотой
управления, однако по мере роста товарного
ассортимента и рынков затрудняется
составление планов по каждому товару
и рынку и координация
Для компаний, торгующих по всей территории страны, используется другой подход: координация по географическому принципу (рис. 7). Преимущество этой схемы в том, что торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, т.е. лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Фирмы с широкой товарной
номенклатурой используют организацию
по товарному или товарно-
Рисунок 7 - Организация по географическому принципу
Рисунок 8 - Организация по
товарному принципу
Преимущества этой организационной структуры в том, что управляющие по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс маркетинга по своему товару, быстро реагируют на возникающие на рынке проблемы, и это хорошая школа для молодых руководителей. Недостатки в том, что часто возникают конфликты из-за недостаточности прав у управляющих по товарам и система обходится дороже, чем предполагается вначале.
Суть организационной структуры по рыночному типу в том, что вместо товара, управление организовано по рынкам сбыта (отраслям), как показано на рис. 9. Достоинство этой системы в ориентации фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.
Организация по товарно-рыночному типу или матричному принципу представлена на рис. 10. Система обладает преимуществами товарной и рыночной структур, однако основными ее недостатками являются большие затраты и частые конфликты. Однако большинство управляющих считают, что достоинства матричной системы перевешивают ее недостатки.
Рисунок 9 - Организация по
рыночному типу
Рисунок 10 - Организация по матричному принципу
Для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности фирмы, осуществляется маркетинговый контроль. Выделяют три типа маркетингового контроля:
- контроль за выполнением планов;
- контроль прибыльности;
- стратегический контроль;
2. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
2.1 Концепция системы маркетинговой информации
В процессе анализа, планирования,
реализации и контроля за ходом выполнения
плана маркетинга требуется информация
о потребителях, конкурентах, возможностях
предприятия, дилерах и других силах
действующих на рынке. Концепция
системы маркетинговой
Рисунок 11 - Система маркетинговой информации
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых мероприятий.
У любой фирмы существует
внутренняя отчётность, к ней относятся
показатели: текущего сбыта, суммы издержек,
объёмы материальных запасов, движения
денежной наличности, данные о кредиторской
и дебиторской задолженности. Применение
ЭВМ позволяет создать
Система сбора внешней
текущей маркетинговой
Руководители фирм применяют
следующие методы сбора такой
информации: чтение газет, книг, специальных
изданий, беседы с поставщиками и
другими лицами, не являющимися штатными
работниками фирмы; обмен сведениями
с другими управляющими и сотрудниками
фирмы; обучение продавцов фиксировать
события и сообщать о них (это
"глаза и уши" фирмы); назначение
специалистов по сбору внешней маркетинговой
информации (особенно о конкурентах);
покупка сведений у сторонних
поставщиков внешней текущей
информации (существуют специальные фирмы
по сбору информации о ценах на товар,
доле рынка, подборе рекламы конкурентов),
организация специальных отделов по сбору
и распространению текущей маркетинговой
информации, в которых сотрудники просматривают
наиболее важные издания в поисках новостей,
составляют обзоры и рассылают их управляющим
по маркетингу. В этих отделах ведут досье
интересующих фирму сведений. Это резко
повышает качество информации, поступающей
к управляющим по маркетингу.
2.2 Система маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования
- систематическое определение