Прогнозирование развития хозяйственной структуры в краткосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:53, курсовая работа

Описание

В условиях социально-экономических преобразований, свойственных переходной
экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными
структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей, так и с
необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые
цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются
новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все
появляющиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без профессионального
менеджмента, который носит характер непрерывного процесса через реализацию
функций управления.

Содержание

ОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Выявление тенденций развития хозяйственной структуры 5
1.1. Индикаторы, характеризующие результативность функционирования
хозяйственной структуры
1.2. Внешние и внутренние условия, обуславливающие 5
состояние и развитие хозяйственной структуры 10
2. Методические положения прогнозирования развития
хозяйственной структуры 17
2.1. Методика построения прогнозной модели 17
2.2. Характеристика и отбор факторов для построения
прогнозной модели 23
3. Прогнозирование развития хозяйственной структуры в краткосрочном
периоде
26
3.1. Информационное обеспечение процесса разработки
прогноза 26
3.2. Прогноз показателей развития хозяйственной структуры 28
3.3. Оценка прогнозных результатов и их социально-
экономическая интерпретация

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Снижение себестоимости.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

56089 тыс. руб.). Себестоимость  товарной продукции увеличилась  (более, чем на

100%), несмотря на  то, что затраты на 1 рубль товарной продукции снижаются.

Рентабельность  по реализованной продукции имеет  тенденцию к росту (6,2%).

Также увеличилась  производительность труда (на 100%), что  способствует

снижению себестоимости.

В целом, структура  затрат завода «Сибнефтемаш» представлена в табл.1.П1.

Графически, данные отображены на рис.1.1.

                             

                   Рис.1.1 Структура затрат ОАО «Сибнефтемаш»                 

Резко возросшая  доля затрат на сырье и материалы (предыдущий год – 26,2%,

отчётный – 33,2%) выдвигает задачу повышения их эффективного использования.

Также увеличилась  доля затрат на покупные полуфабрикаты, она составляет почти

15% от общих затрат. Затраты на сырьё, материалы и  полуфабрикаты можно

снизить за счёт экономии на транспортных расходах, наладить контакты с

поставщиками, находящихся  ближе по своему географическому  положению к заводу.

Довольно высоки затраты на оплату труда работников 23,1 и 22,2% процента в

отчётном и предыдущем году соответственно.

Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности

производства. Она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от

изменения условий  производства и реализации продукции.

Но, помимо финансовых показателей, нельзя не учесть различные  внешние и

внутренние факторы, так или иначе, влияющих на конечный результат.

1.2.    Внешние  и внутренние условия, обуславливающие  состояние и развитие

хозяйственной структуры

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней

сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают

определенные ограничения  на операционные действия и в какой-то степени,

каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает

его осуществление.

Процесс анализа  организационной среды предприятия  начинается с определения

основных элементов  внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как

эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются

для нее наиболее важными; их называют "критическими точками". Затем фирма

собирает необходимую информацию о критических точках.

Среду любой организации  можно определить как совокупность трех сфер:

внутренней среды, рабочей среды и общей среды.

Изучение внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить

внутренние ресурсы  и возможности компании. Выявляя  сильные и слабые стороны

компании, руководство  имеет возможность расширять  и укреплять конкурентные

преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем

[9].

Внутренняя среда  организации включает в себя следующие  основные элементы:

производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная

структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых

сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Организационная структура ОАО «Сибнефтемаш»  является линейно-функциональной.

Высшим звеном данной структуры является генеральный  директор, которому

подчиняются: начальник ПДО, зам. генерального директора по коммерции, зам.

генерального директора  по экономике, руководитель службы качества,

юрисконсульт, главный  инженер, инженер по технике безопасности, бухгалтерия,

отдел кадров, РСУ.

Данную структуру  трудно назвать оптимальной, однако она довольно эффективна

и, кроме того, практически  полностью исключено дублирование функций. Эта

структура не всегда существовала на заводе, а сформирована только после

преобразования  его в предприятие.

Функциональные  и линейные связи внутри организации еще не сформированы

окончательно. С  целью улучшения организации  производства, повышения качества

продукции на заводе произведены структурные изменения. По состоянию на

01.01.00г. численность  руководителей, специалистов по  промышленно –

производственному персоналу  - 70 чел., по непромышленной группе – 2 чел.

Работа руководителей, специалистов завода была направлена на решение вопросов

производительности  труда, качества, улучшения конструкции  выпускаемой

продукции, уменьшения материалоёмкости, изучения и расширения рынков сбыта.

Значительно укреплена  квалифицированными кадрами конструкторско –

технологическая служба, ремонтно – энергетический участок.

В составе завода "Сибнефтемаш" существуют следующие  структурные подразделения:

основное производство (механосборочный цех, кислородно-накопительная станция,

экспериментально-инструментальный участок);

вспомогательное производство (транспортный цех, ремонтно-энергетический

участок, ремонтно-строительный участок);

непромышленная  группа (здравпункт, столовая).

Организационная структура предприятия

Эффективная деятельность предприятия, помимо управления, во многом зависит от

его коллектива (персонала). Персонал – это основной штатный  состав работников

организации, выполняющих  различные производственно – хозяйственные функции.

Он характеризуется  численностью, структурой, профессиональной пригодностью,

комплектностью. Собственно предприятие заинтересованно в  стабильном

коллективе и  занимает позицию субъекта, принимающего из экономических

соображений меры по ограничению числа увольнений.[4] Система работы с кадрами

на предприятии  направлена на достижение высокой эффективности  труда каждого

работника, а так  же создания стимулов и социальных гарантий, позволяющих

сближать интересы работников с интересами самого предприятия. Работа с

персоналом осуществляется всеми руководителями.

Организацией проведения кадровой работы на предприятии занимается отдел кадров.

В отчётном году текучесть  кадров на заводе составила 14% против 20% в

предыдущем периоде, сменяемость 22% в отчётном, против 26%. Основной причиной

текучести кадров в начале отчетного периода являлась низкая зарплата на

предприятии, в  других  случаях – семейные обстоятельства.

Отдел кадров проводит следующие мероприятия по работе с персоналом:

ведётся работа по привлечению на предприятие молодежи;

улучшение набора кадров  по профессиональным качествам;

улучшение качества подготовки кадров на заводе;

снизить средний  возраст на предприятии за счёт приёма на вакантные должности

молодежи;

освоение компьютерных программ по кадрам;

в качестве дополнительного  стимулирования труда, среди рабочих  проводится

конкурс-соревнование профессионального мастерства. Опыт показал, что он

является одной  из самых эффективных форм стимулирования трудовой

деятельности.

В целом, на заводе кадровая политика достаточно организована. Текучесть

кадров не велика и постоянно снижается. Средний  возраст работающих также

снижается по сравнению  с прошлым периодом [8].

Помимо внутренней среды организации, существует также  и внешняя среда,

которая тоже оказывает значительное влияние на деятельность фирмы. В неё

входят: рабочая  и общая среды.

Рабочая среда - это  среда непосредственных контактов  с фирмой, она включает

тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые

оказывают прямое воздействие на фирму. Это:

во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье,

финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков

труда - наемных  работников, затем клиенты - потребители  продукции фирмы,

посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные

экономические структуры (например, налоговая инспекция);

Основными поставщиками сырья и материалов для ОАО  «Сибнефтемаш» являются:

«Волжский трубный  завод» - 30%, «Новокузнецкий металлургический комбинат» -

22%, «Челябинский  трубный завод» - 18%, «Череповецкий  металлургический

комбинат» - 7%  и  другие (23%).

                             

         Рис. 1.2 Основные поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов        

Рынками сбыта  продукции ОАО «Сибнефтемаш»  являются ОАО "Тюменская нефтяная

компания" – 9%, ОАО "Сургутнефтегаз" – 46%, "Славнефть  – Мегионнефтегаз" –

2%, "Ноябрьскнефтегаз" – 2%, "Юкос – сервис" – 9% и другие

нефтегазодобывающие объединения (рис. 1.2)

                             

                Рис. 1.2 Рынок сбыта продукции  ОАО «Сибнефтемаш»               

Более подробная  схема потребителей продукции ОАО  «Сибнефтемаш» представлена в

Приложении 2. Большую  часть своей продукции предприятие  реализовывает в

пределах Тюменской  области.

во-вторых, к элементам  рабочей среды относят «конкурирующие фирмы» и так

называемые контактные аудитории - средства массовой информации, общества

потребителей и  т.п., которые оказывают существенное влияние на формирование

благоприятного  или неблагоприятного облика фирмы [3].

Основными конкурирующими фирмами на рынке сбыта являются: ОАО «Уралтрансмаш»,

«Ижнефтемаш», «Уралхиммаш», «Курганхиммаш», «Мотовилихинский завод» которые

тоже специализируются на выпуске нефтепромыслового оборудования.

К контактным аудиториям можно отнести СМИ и различные  союзы производителей.

Несмотря на большое  количество печатных и интернет-проектов, в сфере

информационного обеспечения нашего рынка имеются  очевидные пробелы. Наиболее

существенный из них - поддержка экспорта российского  оборудования.

В результате анализа  имеющихся проектов по информационному обеспечению рынка

нефтегазового оборудования был сформирован «Союз производителей нефтегазового

оборудования». В  него входят более 140 предприятий и  организаций по

производству нефтегазопромыслового  оборудования, в том числе и  завод

Информация о работе Прогнозирование развития хозяйственной структуры в краткосрочном периоде