Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое изучение сущности сегментирования и практическое исследование механизма сегментирования покупателей на рынке косметики, бытовой химии. Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность и содержание процесса сегментирования;
- проанализировать технологии сегментирования;
- изучить опыт сегментирования рынков товаров и услуг;
- провести сегментирование рынка магазина «Улыбка радуги».
Введение.
1.Теоритические аспекты сегментирования рынка.
1.1 Понятие и сущность сегментирования рынка.
1.2 Технология сегментирования.
1.3 Методы рыночной сегментации.
1.4 Выбор целевых сегментов.
1.5 Выявление привлекательности сегментов.
1.6 Позиционирование товара на рынке.
2. Практические аспекты.
2.1 Фирменное досье объекта исследования.
2.2 Проведение анализа рынка:
а. анализ потребностей рынка
б. анализ товара и стратегического портфеля
в. анализ внешних сил маркетинга выбранной фирмы
г. маркетинговые исследования рынка.
Заключение.
Список литературы.
2) степень однородности
продукции. Стратегия
3) этап жизненного
цикла товара. При выходе фирмы
на рынок с новым товаром
целесообразно предлагать
4) степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одно и то же количество товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга;
5) маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. Если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования концентрированного или дифференцированного маркетинга.
1.5 Выявление привлекательности сегментов
Следующим шагом после выявления рыночных сегментов является определение степени их привлекательности и выбор целевых рынков и маркетинговых стратегий по отношению к ним. Осуществляется оценка привлекательности каждого рыночного сегмента и выбор одного или нескольких сегментов для освоения. При оценке степени привлекательности различных рыночных сегментов, удовлетворяющих требованиям к их успешной сегментации, учитываются следующие три главных фактора:
- размер сегмента и
скорость его изменения (роста,
- структурная привлекательность сегмента;
- цели и ресурсы
организации, осваивающей
Структурная привлекательность рыночного сегмента определяется уровнем конкуренции, возможностью замены продукта на принципиально новый продукт, удовлетворяющий те же потребности, силой позиций покупателей и силой позиций поставщиков комплектующих и ресурсов по отношению к рассматриваемой организации, конкурентоспособностью рассматриваемых продуктов на этих сегментах.
Даже если рыночный сегмент
характеризуется нужными
Далее организация должна решить, какие из проанализированных рыночных сегментов она должна выбрать и рассматривать в качестве целевых рынков.
Здесь существуют следующие варианты:
1. Сконцентрировать усилия,
направленные на реализацию
2. Предложить один продукт всем рыночным сегментам (продуктовая специализация).
3. Предложить все продукты
одному рынку (рыночная
4. Для некоторых выбранных рыночных сегментов предложить различные продукты (селективная специализация).
5. Не учитывать результаты сегментации и поставлять на весь рынок все выпускаемые продукты. Такая стратегия прежде всего используется в случае, если не удалось выявить рыночные сегменты с различным профилем реакции потребителей, и/или сегменты, рассмотренные по отдельности, малочисленны и не представляют интереса для коммерческого освоения. Обычно такой политики придерживаются крупные фирмы.
1.6 Позиционирование товара на рынке
Следующий шаг определения направлений рыночной ориентации в деятельности организации заключается в определении позиции продукта на отдельных рыночных сегментах -- это называется позиционированием рынка. Позиция продукта -- это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Она характеризует место, занимаемое конкретным продуктом в умах потребителей по отношению к продукту конкурентов.
Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов. Безусловно, надо также учитывать тот факт, что на позицию продукта влияет репутация и имидж компании в целом.
Позиционирование рынка, таким образом, заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество -- преимущество над конкурентами, полученное путем предоставления потребителям больших благ, или за счет реализации более дешевой продукции, или за счет предложения высококачественных продуктов с набором необходимых услуг, но по оправданно более высоким ценам.»
Позиционирование - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
«Позиционирование - это
комплекс маркетинговых элементов,
с помощью которых людям
Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:
- позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
- позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
- позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
- позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
- позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
- позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
Таким образом, позиционирование товара в целевом сегменте связано с выделением отличительных преимуществ товара, удовлетворением специфических потребностей или определенной категории клиентов, а также с формированием характерного имиджа товара и/или фирмы.
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов, организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, т.е. проводит дифференциацию своих продуктов.
Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала, дифференциацию имиджа.
Продуктовая дифференциация это предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном, лучшими чем у конкурентов. Для стандартизированных продуктов (нефтепродукты, металл) практически невозможно проводить продуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов (автомобили, бытовая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением.
Сервисная дифференциация это предложение услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование) сопутствующих продукту и по своему уровню выше услуг конкурентов.
Дифференциация имиджа -- создание имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов.
Результаты изучения этого вопроса можно обобщить следующим образом.
Позиционирование товара на избранном рынке -- это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.
При этом необходимо различать
сегментацию и
2.Практические аспекты.
2.1
Фирменное досье объекта
Объектом исследования
выступает магазин «Улыбка
Сайт компании Улыбка Радуги - http://www.r-ulybka.ru/.
В сети магазинов представлен полный спектр товаров указанной категории, чтобы у покупателя была возможность купить всю необходимую продукцию в одном магазине. Цены при этом остаются демократичными. Все эти факторы в комплексе и объясняют успех марки и факторы его демократичного развития.
Сеть магазинов «Улыбки радуги» плотно сотрудничает с популярными во всем мире компаниями- производителями такими, как: Garnier, Procter & Gamble, Loreal, Schwarzkopf & Henkel, Невская косметика, Калина и с многими другими. Данные фирмы отлично зарекомендовали себя при поставках только высококачественной и безопасной продукции.
Скидочная карта дает 3% на весь товар, плюс еще существует скидка в 5% для пенсионеров с 10.00 - 13.00,при предъявлении пенсионного удостоверения. Тут же можете приобрести подарочный сертификат на сумму 300, 500 и 1 000 рублей.
2.2 Проведение анализа рынка:
a. Анализ потребностей рынка.
В работе для более полного понимания потребностей на рынке и оценки степени коммерческого риска освоения данного рынка проведем анализ потребности для товара фирмы, используя методику построения «Матрицы потребностей». В роли потребности выступит зубная паста.
Матрица потребностей.
Критерии |
Потребности | ||||||||||||||||||||||||
По иерархии потребности |
Социальные (высшие) |
Первичные (низшие) | |||||||||||||||||||||||
В принадлежности и одобрении социальной группы |
В авторитете и уважении |
В самовыражении |
Физиологические + |
В безопасности | |||||||||||||||||||||
По факторам, влияющим на формирование потребности |
Исторические |
Национальные |
Географические |
Природно- климатические |
Половые |
Возрастные + |
Социально-групповые | ||||||||||||||||||
По временным параметрам |
Остаточные (прошлые) |
Текущие (настоящие) + |
Перспективные (будущие) + |
Дальносрочные + | |||||||||||||||||||||
По принципу удовлетворения |
Удовлетворяемые одним товаром + |
Удовлетворяемые комплексом товаров + |
Удовлетворяемые с помощью услуг + |
Удовлетворяемые товарами и услугами + |
Взаимозаменяемые (конкурентные) + | ||||||||||||||||||||
По четкости перевода в характеристики продукта |
неопределяемые |
Конфигурационные + |
Качественные + |
Количественные четкие | |||||||||||||||||||||
По степени принципиального удовлетворения |
Полностью удовлетворяемые |
Частично удовлетворяемые + |
неудовлетворяемые | ||||||||||||||||||||||
По массовости распрострвнения |
географические |
социальные | |||||||||||||||||||||||
Всеобщие + |
Региональные |
В пределах страны |
Всеобщие + |
Внутринациональные |
Внутри социальной группы |
Внутри социальной группы образования |
Внутри социальной группы по доходу + |
Т. п. | |||||||||||||||||
По эластичности |
Слабоэластичные + |
Нормальной эластичности
|
высокоэластичные | ||||||||||||||||||||||
По природе возникновения |
основные |
Прямо индуцированные |
Косвенно индуцированные + | ||||||||||||||||||||||
По сложившемуся общественному мнению |
Социально негативные |
Социально нейтральные |
Социально позитивные + | ||||||||||||||||||||||
По глубине проникновения в общественное сознание |
неосознанные |
Единично осознанные |
Частично осознанные |
Осознанные всей потенциальной группой + | |||||||||||||||||||||
По степени текущей настоятельности |
Слабо интенсивные |
нормальные |
Повышенно интенсивные + |
Ажиотажные (экстримальные) | |||||||||||||||||||||
По причине возникновения |
естественные |
импульсивные |
Внушенные + | ||||||||||||||||||||||
По времени потребления |
Единично удовлетворенные |
Дискретно удовлетворенные |
Периодически удовлетворенные |
Непрерывно удовлетворенные + | |||||||||||||||||||||
По свободе удовлетворения |
Свободные + |
Деформированные | |||||||||||||||||||||||
По специфике удовлетворения |
Универсальные (массовые) |
Укреплено сегментированные + |
Средне сегментированные |
индивидуализированные | |||||||||||||||||||||
По широте проникновения в различные сферы жизни |
моносферные |
олигосферные |
Полисферные + | ||||||||||||||||||||||
По характеру барьеров удовлетворения |
Связанные со здоровьем + |
психологические |
Социально обусловленные |
ресурсные |