Пути реализации стратегии фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии и их реализации на предприятии.
Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие стратегического планирования…………………………..............4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные
понятия………………………………………………………………..….4
1.2. Сущность и функции стратегического планирования………………...8
1.3. Структура стратегического планирования……………………............16
1.3.1. Определение миссии организации……………………….............17
1.3.2. Формулирование целей и задач…………………………………..18
1.3.3. Анализ и оценка внешней, внутренней среды…………………..18
1.3.4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор
стратегии…………………………………………………………...20
1.3.5. Оценка и контроль стратегии……………………………………..22
1.4. Типы стратегий………………………………………………………….24
1.4.1. Подходы к выработке стратегии……………………………….....25
1.4.2. Функциональная стратегия…………………………………...…...27
1.4.3. Портфельная стратегия……………………………………….…...29
1.4.4. Деловая стратегия……………………………………………….....29
1.4.5. Стратегия концентрированного роста…………………………....31
1.4.6. Стратегия интегрированного роста…………………....................32
1.4.7. Стратегия диверсифицированного роста……………...................33
1.4.8. Стратегия сокращения роста………………………………….......35
1.5. Преимущества и недостатки стратегического
планирования………………………………..…………………………..38
1.6. Особенности формирования и реализации стратегических
планов в РФ…………………………………………….........................42
1.6.1. Инструментарий стратегического планирования……………....44
1.7. Реализация стратегий на малых и средних предприятиях………...…45
2. Реализация маркетинговой стратегии шведской сотовой
компании Теле 2 в России……………………………………………...…67
Заключение……………………………………………………………………77
Список литературы…………………………………………………………..79

Работа состоит из  1 файл

Мой Курсовик.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)



Федеральное агентство  по образованию

 

ГОУ ВПО Нижегородский  государственный педагогический университет

 

Технолого-экономический  факультет 

 

Кафедра предпринимательства  и управления

 

 

 

 

 

 

 

Пути реализации стратегии фирмы

 

 

Курсовая работа

 Менеджмент и маркетинг в домоведении.

 

 

 

 

 

                                                                  Работу выполнил:

Студент дневного отделения

                                                                  Котельников С.А.

                         

                                                                           

                  

               

Работа допущена к  защите                                                    

Зав. Каф. ПиУ                                                            Научный руководитель: 

Каткова О.В.____________                                      к.п.н. Каткова О.В.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2006год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….….3

1. Понятие стратегического планирования…………………………..............4

  1.1. История возникновения стратегического  планирования, основные

          понятия………………………………………………………………..….4

  1.2. Сущность и функции стратегического  планирования………………...8

  1.3. Структура стратегического  планирования……………………............16

       1.3.1. Определение миссии организации……………………….............17

       1.3.2. Формулирование  целей и задач…………………………………..18  

       1.3.3. Анализ и  оценка внешней, внутренней среды…………………..18

       1.3.4. Разработка  и анализ стратегических альтернатив, выбор

                 стратегии…………………………………………………………...20

       1.3.5. Оценка и  контроль стратегии……………………………………..22

  1.4. Типы стратегий………………………………………………………….24

       1.4.1. Подходы к выработке стратегии……………………………….....25

       1.4.2. Функциональная стратегия…………………………………...…...27

       1.4.3. Портфельная стратегия……………………………………….…...29

       1.4.4. Деловая стратегия……………………………………………….....29

       1.4.5. Стратегия концентрированного роста…………………………....31

       1.4.6. Стратегия интегрированного роста…………………....................32

       1.4.7. Стратегия диверсифицированного  роста……………...................33

       1.4.8. Стратегия сокращения роста………………………………….......35

  1.5. Преимущества и  недостатки стратегического

         планирования………………………………..…………………………..38

  1.6. Особенности формирования  и реализации стратегических

          планов в РФ…………………………………………….........................42

        1.6.1. Инструментарий стратегического  планирования……………....44

  1.7. Реализация стратегий на малых и средних предприятиях………...…45

 

2. Реализация маркетинговой  стратегии шведской сотовой

    компании Теле 2 в России……………………………………………...…67

Заключение……………………………………………………………………77

Список литературы…………………………………………………………..79

 

 

Введение

В данной курсовой работе мною рассмотрены  теоретические аспекты развития стратегии и их реализации на предприятии.

Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

       Предметом работы является стратегическое планирование — это одна из  функций управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.  Проецируя все вышенаписанное на реалии обстановки в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

 Проблеме стратегического планирования  уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию была вызвана преобразованием централизованного планирования в систему государственного регулирования. Это потребовало кардинального пересмотра всех элементов  системы внутрифирменного планирования.

 

  1. Понятие стратегического планирования

    1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались  в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Существует четыре различные группы правил:

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.
  2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
  3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
  4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько отличительных  черт:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития приведет организацию к желательным результаты.
  4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
  6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
  7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Таким образом, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

1.2 Сущность и функция стратегического планирования

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 1.2.1.).

 


 

 

Процесс стратегического  планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1.2.2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.1

  1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

 

 

 

  1. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее (спланированы). В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

  • Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
  • Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
  • Информация о работе Пути реализации стратегии фирмы