Пути реализации стратегии фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии и их реализации на предприятии.
Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие стратегического планирования…………………………..............4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные
понятия………………………………………………………………..….4
1.2. Сущность и функции стратегического планирования………………...8
1.3. Структура стратегического планирования……………………............16
1.3.1. Определение миссии организации……………………….............17
1.3.2. Формулирование целей и задач…………………………………..18
1.3.3. Анализ и оценка внешней, внутренней среды…………………..18
1.3.4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор
стратегии…………………………………………………………...20
1.3.5. Оценка и контроль стратегии……………………………………..22
1.4. Типы стратегий………………………………………………………….24
1.4.1. Подходы к выработке стратегии……………………………….....25
1.4.2. Функциональная стратегия…………………………………...…...27
1.4.3. Портфельная стратегия……………………………………….…...29
1.4.4. Деловая стратегия……………………………………………….....29
1.4.5. Стратегия концентрированного роста…………………………....31
1.4.6. Стратегия интегрированного роста…………………....................32
1.4.7. Стратегия диверсифицированного роста……………...................33
1.4.8. Стратегия сокращения роста………………………………….......35
1.5. Преимущества и недостатки стратегического
планирования………………………………..…………………………..38
1.6. Особенности формирования и реализации стратегических
планов в РФ…………………………………………….........................42
1.6.1. Инструментарий стратегического планирования……………....44
1.7. Реализация стратегий на малых и средних предприятиях………...…45
2. Реализация маркетинговой стратегии шведской сотовой
компании Теле 2 в России……………………………………………...…67
Заключение……………………………………………………………………77
Список литературы…………………………………………………………..79

Работа состоит из  1 файл

Мой Курсовик.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:

    • Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.
    • Второй элемент — способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
    • готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;
    • научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.

 

    • Третий элемент — способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии — интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.
    • Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы.

Разработка  стратегии с помощью матрицы  БКГ основана на идентификации предприятия (или ее подразделения) с определенным вариантом матрицы и применении стандартной стратегии, рекомендуемой для данного варианта.

Матрица БКГ  лежит в основе рассмотрения 4 типов  стратегических хозяйственных подразделений  и соответствующих им стратегий (два варианта по двум критериям). В  качестве критериев рассматриваются: доля рынка относительно ближайших конкурентов и темпы роста отрасли, в которой работает предприятие (см. рис. 1.2.3).

 

 

 

 

                                                                                             Таблица 1.2.1.

 

                                Относительная доля на рынке

Темпы роста  отрасли

                Высокая

                          Низкая

 

 

Тип предприятия

(подразделения):

Маркетинговая стратегия:

Тип предприятия (подразделения):

Маркетинговая стратегия:

 

 

 

 

Высокие

 

 

 

 

 

 

«Звезда»

 

 

Интенсификация  маркетинговых усилий для поддержания  существующего положения или  увеличения доли рынка

«Вопросительный знак» или «Трудные дети»

 

 

 

 

Интенсификация  маркетинговых усилий или уход с  рынка

 

 

 

 

Тип предприятия (подразделения)

Маркетинговая стратегия:

Тип предприятия (подразделения):

Маркетинговая стратегия:

 

Низкие

 

«Дойная корова»

Использование прибыли для помощи растущим подразделениям, поддержание существующего положения

«Бедная собака»

Уменьшение  маркетинговых усилий или продажа


 

 

Логика матрицы  БКГ базируется на предположении  о том, что чем выше доля рынка  предприятия, чем перспективнее  сфера хозяйствования, тем выше прибыль  и относительные издержки.

    • Пятый элемент — способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.
    1. Структура стратегического планирования

На рис. 1.3.1. представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, входящих в стратегическое управление, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

Процесс стратегического  планирования включает:

    • определение миссии предприятия, организации;
    • формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
    • оценку и анализ внешней среды;
    • оценку и анализ внутренней структуры;
    • разработку и анализ стратегических альтернатив;
    • выбор стратегии.

Процесс стратегического  управления (кроме стратегического  планирования) включает также:

    • реализацию стратегии;
    • оценку и контроль выполнения стратегии.

Как видно из рис. 1.3.1, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления. Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование». Однако это не так. Стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений.2

Основные компоненты стратегического планирования:

1.3.1. Определение миссии организации

 Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

1.3.2. Формулирование целей и задач

Для описания характера  и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:

    • количественные цели;
    • качественные цели;
    • стратегические цели;
    • тактические цели.

Цели для нижележащих  уровней фирмы рассматриваются как задачи.

1.3.3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей  любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

    • получение ресурсов из внешней среды (вход);
    • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
    • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

    • макроокружения;
    • непосредственного окружения;
    • внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает  те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

    • кадровый потенциал;
    • организация управления;
    • финансы;
    • маркетинг;
    • организационная структура.

1.3.4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии

Выработка стратегии  осуществляется  на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач.  На  этой стадии принятия  решения менеджеру  необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе  проведенного  анализа  в  процессе  разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным  аппаратом концепции  развития  фирмы  в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень  преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и  переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:

    • ликвидация  (полная  распродажа  материальных запасов и активов организации);
    • отчисление  лишнего  (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);
    • сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).

К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают  ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Информация о работе Пути реализации стратегии фирмы