Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии и их реализации на предприятии.
Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие стратегического планирования…………………………..............4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные
понятия………………………………………………………………..….4
1.2. Сущность и функции стратегического планирования………………...8
1.3. Структура стратегического планирования……………………............16
1.3.1. Определение миссии организации……………………….............17
1.3.2. Формулирование целей и задач…………………………………..18
1.3.3. Анализ и оценка внешней, внутренней среды…………………..18
1.3.4. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор
стратегии…………………………………………………………...20
1.3.5. Оценка и контроль стратегии……………………………………..22
1.4. Типы стратегий………………………………………………………….24
1.4.1. Подходы к выработке стратегии……………………………….....25
1.4.2. Функциональная стратегия…………………………………...…...27
1.4.3. Портфельная стратегия……………………………………….…...29
1.4.4. Деловая стратегия……………………………………………….....29
1.4.5. Стратегия концентрированного роста…………………………....31
1.4.6. Стратегия интегрированного роста…………………....................32
1.4.7. Стратегия диверсифицированного роста……………...................33
1.4.8. Стратегия сокращения роста………………………………….......35
1.5. Преимущества и недостатки стратегического
планирования………………………………..…………………………..38
1.6. Особенности формирования и реализации стратегических
планов в РФ…………………………………………….........................42
1.6.1. Инструментарий стратегического планирования……………....44
1.7. Реализация стратегий на малых и средних предприятиях………...…45
2. Реализация маркетинговой стратегии шведской сотовой
компании Теле 2 в России……………………………………………...…67
Заключение……………………………………………………………………77
Список литературы…………………………………………………………..79
53-летний бухгалтер Галина Никитина, ее муж и сын-студент все вместе тратят на связь не больше 1000 руб. в месяц, экономя по сравнению с "МегаФоном", которым пользовались раньше, "больше чем в 2 раза". Меньше $14 в месяц тратит на связь офис-менеджер из Иркутска Марианна Головачева. Менеджер отдела рекламы агентства "Южный регион плюс" Диана Сухова из Ростова-на-Дону тоже не нарадуется: "Я много говорю по работе и, будучи абонентом то "Билайна", то "МегаФона", получала счета по 3000 руб. А теперь никогда не плачу больше 500 руб." "Дискаунтер — это не обязательно для бедных, это скорее для жадных", — комментирует Погребинский из AC&M-Consulting. "Да, для жадин, — весело соглашается Сухова. — Мой мобильный телефон стоил 20 000 руб., поэтому на разговорах теперь экономлю".
Пусть инспекторы ФАС иногда и находят передергивания в рекламе Tele2, но в целом слоган "Всегда дешевле!" все же скорее правдивый. Например, первая минута разговора внутри сети Tele2 в Омске по тарифу "Первый рублевый" стоит 0,34 руб. Это почти в 6 раз дешевле, чем у "ВымпелКома" по тарифу "Друзья" и у МТС по тарифу "Первый", и в 1,5 раза дешевле, чем у "МегаФона" по тарифу "Единый". Точно так же Tele2 работает и в Швеции. Богданов из "Тройки Диалог" приводит такой расчет: средняя цена минуты разговора по prepaid-тарифу у Tele2 составляет €0,05, а по самому дешевому тарифу конкурирующего оператора Telenor — €0,11.
Когда Tele2 только начинала работать в России, никто не верил, что компания сможет долго удерживать такие цены. Когда Tele2 зашла в Нижний Новгород в 2003 г., представители МТС заявили газетам, что шведы не смогут удерживать цены на внутрисетевые звонки на уровне $0,01 более полугода. Прошло три года, и в четырех из пяти тарифов оператора, действующих в этом регионе, внутрисетевые звонки либо бесплатны, либо стоят дешевле 25 коп. за минуту.
"Федералы" отчетливо сознают, что большая часть новых клиентов Tele2 — это их старые клиенты. Но завлекать их обратно не собираются. "Мы ориентированы на рост капитализации, на повышение эффективности бизнеса, — говорит генеральный директор "ВымпелКома" Александр Изосимов. — А увеличение рыночной доли за счет низкорентабельных абонентов сразу скажется на нашей прибыли". "Ведь очевидно, что, если мы введем специальные дешевые тарифы, рассчитанные на таких абонентов, это сразу каннибализирует всю нашу базу. Ничто не удержит состоятельных клиентов от перехода на такие тарифы", — вторит ему Шамолин из МТС.
Федеральные операторы не скрывают, что в дальнейшем будут только увеличивать цены на связь. "И демпингующие операторы, не входящие в "большую тройку", вполне смогут захватить 20% сотового рынка по числу абонентов", — прогнозирует Изосимов. "Их рыночная доля в денежном выражении будет, конечно, гораздо меньше", — добавляет он.
По данным AС&М-Consulting, во II квартале 2006 г. на долю Tele2 пришлось 2,3% всей выручки сотовых операторов страны — $78,5 млн из $3,4 млрд. А годом ранее она была 1,2%. Выходит, что Tele2 привлекает все больше "тяжелых" пользователей, готовых тратить на связь вполне приличные деньги.
Особенно удачно идет бизнес Tele2 в Санкт-Петербурге. Туда компания пришла в 2003 г., позже всей "тройки". За первый год, по оценке AC&M-Consulting, оператор отвоевал 2% питерского рынка, а сейчас имеет все 8%. Из маргинального оператора, признает Прянишников из "ВымпелКома", Tele2 превратилась в серьезную альтернативу федеральным операторам. В ноябре Tele2 стала в Санкт-Петербурге лидером по новым подключениям: ей досталось почти 60% всех новых абонентов.
По прогнозу Стенберга, через несколько лет рентабельность "Tele2 Россия" по EBITDA достигнет 35-40%. "Сомневаюсь, что нишевый оператор достигнет рентабельности как у существенного игрока, — говорит аналитик "Атона" Надежда Голубева. — Ну разве что они "МегаФон" купят". Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. Стенберг не скрывает, что готов приобретать российских операторов второго эшелона. Но не за любые деньги. Так отложены в долгий ящик переговоры о возможной покупке самарского оператора СМАРТС — отчасти из-за конфликта между основным владельцем СМАРТСа Геннадием Кирюшиным и группой "Сигма", претендующей на 20% акций оператора, а отчасти из-за нежелания Кирюшина уступать в цене. В августе Tele2 отказалась и от покупки холдинга Vostok Mobile Volga, контролирующего трех сотовых операторов Поволжья с общей абонентской базой в 90 000 человек. Ее купил "Волгателеком", хотя упорные слухи, что покупателем будет все же Tele2, ходили до самого последнего момента. Но, видимо, $28,6 млн, выложенных "Волгателекомом", показались шведам чрезмерной суммой.
"У нас нет задачи наращивать число регионов присутствия во что бы то ни стало", — говорит Стенберг. Он готов заняться укреплением уже имеющихся позиций. "Большая тройка" постепенно сокращает инвестиции в развитие инфраструктуры в России, а Tele2 наращивает. "В этом году мы вложили в 2 раза больше, чем в прошлом, и в 2007 г. вложим как минимум столько же", — утверждает глава "Tele2 Россия". Впрочем, точные цифры он не называет. В отчете Tele2 сказано лишь, что капвложения в Россию и Прибалтику за первые девять месяцев этого года составили 1,8 млрд крон. Это и есть сюрприз, который Tele2 готовит конкурентам. Нишевый оператор собирается биться за потребителя на самом что ни на есть традиционном поле — повышая качество связи. На модные нынче дополнительные сервисы Стенберг решил махнуть рукой: "Наш абонент не тратит такую-то сумму на голосовые услуги, а такую-то — на дополнительные. Чем больше он тратит на сервисы, тем меньше говорит".
В Швеции Tele2 активно занимается проводной связью и Интернетом, а на мобильную связь приходится лишь треть выручки группы. Но "Tele2 Россия" пока ничем таким заниматься не собирается. "Может быть, лет через пять", — говорит Стенберг. Сейчас его мысли заняты очередной рекламной кампанией. В ней фигурируют мафиози. Только они, по мнению шведа, знают, что сколько стоит, и никогда не переплачивают за товары и услуги.
Итак, процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.
Стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.
Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений. В зависимости от того, кто принимает решения, планирование может быть децентрализованное (снизу – вверх), централизованное (сверху – вниз), и интерактивное (во взаимодействии).
При составлении стратегического плана необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятия взаимосвязаны.
В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и не давало желаемого улучшения в ее деятельности.
В то же время практика показывает, что на нестабильно работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического планирования.
13. «Основы менеджмента» М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, М.: 2004
14. «Стратегический менеджмент» Ф.Аналоуи, А.Карами, М.: «Юнити»,
2005
15 «Менеджмент» О.С.Виханский, А. И. Наумов, М.:Гардарики,
2005
16. «Менеджмент организации» Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др., М.: ИНФРА-М, 1995.
17. http://www.sbs.gov.uk/
18. http://www.business-plans.co.
19. http://www.bbsrc.ac.uk/
20. http://www.smallbusiness.co.
21. http://www.planmagic.com/
22. http://www.
23. http://www.small-business-
24. http://www.
25. http://www.goldendrail.ru
26. http://www.sf-online.ru
27. http://www.ko.ru
28. http://www.mm.com.ua
1Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. – М: Юнити, 2001. –
c. 221
2 Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. – М: Юнити, 2001. – С. 163
3 Виханский О.С. Стратегическое управление:
Учебник для вузов. – М.: Гардарика,
2000. – С. 346.