Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности, на примере ОАО «Газпромнефть-Тюмень», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели в курсовой работе определены следующие задачи:
Определение позиции предприятия на рынке товаров и услуг;
проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия;
проведение анализа жизненного цикла важнейших товарных групп;
обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на данном предприятии.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Анализ эффективности маркетинговой деятельности предприятия…….5
1.1.Характеристика взаимосвязи целей предприятия и целей маркетинга………………………………………………………………………5
1.2.Оценка рыночной ситуации……………………………………………..12
2. Стратегический анализ товарного ассортимента…………………………14
2.1.Характеристика внутренней и внешней среды предприятия…………14
2.2.Анализ жизненного цикла важнейших товарных групп………………21
2.3.Обоснование и выбор решений по управлению товарным ассортиментом………………………………………………………………….23
3. Формирование продуктово-рыночной стратегии предприятия………….28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………
, (1.4)
где Kr – коэффициент операционной эффективности.
Таким образом, нами осуществлена оценка операционной эффективности рассматриваемого предприятия.
Для Газпромнефть-Тюмень операционная эффективность предприятия будет равна 1,18, а для ТНК-ВР 1,39, отчего можно сделать вывод, что ТНК-ВР более рентабельна, чем Газпромнефть-Тюмень. Коэффициент операционной эффективности равен 0,85.
Перейдем к определению коэффициента стратегического позиционирования. Стратегическое позиционирование означает осуществление видов деятельности, обеспечивающих уникальную природу создаваемой потребительной стоимости, и заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на сочетании видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.
Заметим,
что отношение выручки
, (1.5)
где KI – коэффициент стратегического позиционирования;
I – индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;
IS – индекс изменения объемов выручки по выборке.
При этом:
, (1.6)
. (1.7)
Индекс
изменения объемов выручки
Таким образом, нами осуществлена оценка стратегического позиционирования рассматриваемого предприятия.
Итак,
в математической форме показатель
конкурентоспособности
,
где K – конкурентоспособность рассматриваемого предприятия;
Kr – коэффициент операционной эффективности;
KI – коэффициент стратегического позиционирования.
Чем выше К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ¥. При этом, в случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (в нашем случае К=0,867). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.
Однако доля рынка, которую занимает Газпромнефть-Тюмень, существенно выше, чем у ТНК-ВР, что ставит это предприятие в господствующее положение. Для сравнения, доля в поставке бензинов на юг Тюменской области в 2010 году у Газпромнефти-Тюмень составляла 50%, а у ТНК-ВР лишь 1%. Подобная ситуация наблюдается и на рынке ХМАО.
ОАО «Газпромнефть» стремится быть лидером отрасли по применяемым технологиям нефтедобычи, темпам роста добычи нефтепродуктов, эффективности ведения бизнеса, то есть увеличить свою долю на рынке постоянно расширяет оптовую и розничную сети реализации нефтепродуктов.
После выхода ОАО «Газпромнефть-Тюмень» на рынок ХМАО по результатам 2010 года доля рынка бензинов ОАО «Газпромнефть-Тюмень» увеличилась на 8%, доля поставок нефтепродуктов группы Уфимских НПЗ сократилась на 6%, ТНК на 3%, а доля поставок на ХМАО Лукойл увеличилась на 9%.
Рис. 1.1 Структура рынка бензина юга Тюменской области
Рис. 1.2
Структура рынка бензина ХМАО
1.2 Оценка рыночной ситуации
Позиционирование
компании нуждается в конкретных
действиях - это не просто разговоры,
поэтому все мероприятия
Обычно потребители выбирают те товары и услуги, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. Поэтому, перед выбором стратегии позиционирования, маркетологи тщательно анализируют основные конкурентные преимущества своих товаров или услуг. Полноценное позиционирование конкретной торговой марки выражается в предложении ценности, т.е. целого ряда преимуществ товара или услуги, на основе которых и строится стратегия позиционирования.
Итоги
анализа продуктов должны быть оценены
с учетом существующего рынка
и рынка, который надлежит создать.
Прежде всего необходимо проверить,
согласованы ли разработка продукта
и цель маркетинга. Для этого необходимо
тщательно изучить
Во-первых, учесть всех потребителей конкурирующих продуктов и их заменителей (желательно изучить мнение потребителей об используемых видах продукции).
Во-вторых,
оценить потенциальных
Прирост потребности складывается из прироста первоначальной потребности и прироста на замену. Далее рассчитывается внутригрупповая структура потребности (по отдельным видам, маркам), исходя из общего объема потребности на основе данных, использованных на стадии анализа. Расчет производится в такой последовательности:
1)определяется доля отдельных видов товаров в общем объеме продажи и доля отдельных марок в объеме продажи товаров данного вида;
2)исчисляется структура возможного объема полной продажи по видам и маркам как отношение возможного объема продажи данного вида товара к суммарному объему возможной продажи;
3)определяется структура ожидаемой продажи.
Таким образом, определяется эффективность деятельности предприятия в рыночных отношениях, как выбор стратегии позиционирования, определения выигрышных вариантов предложения ценности товара и степенью потребляемости.
Существуют как финансовые показатели эффективности, так и нефинансовые.
Для планирования деятельности ОАО «Газпромнефть-Тюмень» функционирует планово–бюджетный отдел, находящийся в подчинении заместителя генерального директора по экономике и финансам.
Планирование осуществляется на основе результатов деятельности предприятия за прошедшие периоды.
Сезонная
тенденция потребления
2.1.
Характеристика внутренней и
внешней среды предприятия.
Любая
организация находится и
Внешняя
среда является источником, питающим
организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Для
того, чтобы определить стратегию
поведения организации и
Внешняя
среда в стратегическом управлении
рассматривается как
Макроокружение
создает общие условия среды
нахождения организации. В большинстве
случаев макроокружение не носит
специфического характера по отношению
к отдельно взятой организации. Однако
степень влияния состояния
Изучение
экономической компоненты макроокружения
позволяет понять то, как формируются
и распределяются ресурсы. Оно предполагает
анализ таких характеристик, как
величина валового национального продукта,
темп инфляции, уровень безработицы,
процентная ставка, производительность
труда, нормы налогообложения, платежный
баланс, норма накопления и т.п. При
изучении экономической компоненты
важно обращать внимание на такие
факторы, как общий уровень
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых форм, регулирующих экономические процессы.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения. уровень образования, мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.