Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности, на примере ОАО «Газпромнефть-Тюмень», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели в курсовой работе определены следующие задачи:
Определение позиции предприятия на рынке товаров и услуг;
проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия;
проведение анализа жизненного цикла важнейших товарных групп;
обоснование необходимости совершенствования маркетинговой деятельности на данном предприятии.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Анализ эффективности маркетинговой деятельности предприятия…….5
1.1.Характеристика взаимосвязи целей предприятия и целей маркетинга………………………………………………………………………5
1.2.Оценка рыночной ситуации……………………………………………..12
2. Стратегический анализ товарного ассортимента…………………………14
2.1.Характеристика внутренней и внешней среды предприятия…………14
2.2.Анализ жизненного цикла важнейших товарных групп………………21
2.3.Обоснование и выбор решений по управлению товарным ассортиментом………………………………………………………………….23
3. Формирование продуктово-рыночной стратегии предприятия………….28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается внутренним руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации.
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.
Сегодня
ОАО “Газпромнефть-Тюмень”
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт.
Конкурентная борьба нефтепродукт сбытовых предприятий на рынке юга Тюменской области и ХМАО характеризуется высокой степенью динамики и быстро реагирует на изменение конъюнктуры. Конкурирующие предприятия стали уделять больше внимания качеству продукции и сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара.
Основные конкуренты марки «Газпромнефть» на данном рынке:
Анализ
рынка рабочей силы направлен
на то, чтобы выявить его
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
На предприятиях Компании развивается система планирования карьеры. Основным инструментом этого являются Индивидуальные планы развития, которые составляются с учетом требований к должности, сильных сторон и возможностей развития сотрудников, а также мнения непосредственных руководителей и наставников. В конце 2008 года прошли тренинги для развития менеджерских компетенций резервистов Компании.
Маркетинговый
срез внутренней среды организации
охватывает все те процессы, которые
связаны с реализацией
Финансовый
срез включает в себя процессы, связанные
с обеспечением эффективного использования
и движения денежных средств в
организации. В частности, это поддержание
ликвидности и обеспечение
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Базовыми принципами, на которых основывается деятельность Компании, выступают: обеспечение эффективной защиты прав и интересов акционеров Компании, справедливое и равное отношение к акционерам, прозрачность принятия решений органами управления Компании, профессиональная и этическая ответственность членов органов управления и контроля перед Компанией, ее работниками и контрагентами, расширение информационной открытости и развитие системы норм деловой этики.
Система
управления Компании строится в соответствии
с действующим российским законодательством,
Уставом и внутренними
Для
того чтобы выживать в долгосрочной
перспективе, организация должна уметь
прогнозировать то, какие трудности
могут возникнуть на ее пути в будущем,
и то, какие новые возможности
могут открыться для нее. Сильные
и слабые стороны внутренней среды
организации в такой же мере, как
и угрозы и возможности, определяют
условия успешного
Суммируя
вышесказанное, можно констатировать,
что анализ среды, как он проводится
в стратегическом управлении, направлен
на выявление угроз и
Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид:
Слева
выделяются два раздела (сильные
стороны, слабые стороны) в которые
соответственно вносятся все выявленные
на первом этапе анализа сильные
и слабые стороны организации. В
верхней части матрицы также
выделяется два раздела (возможности
и угрозы), в которые вносятся
все выявленные возможности и
угрозы.
2.2. Анализ жизненного цикла важнейших товарных групп
Любой продукт, начиная от зубной пасты и заканчивая автомобилем, имеет свой срок «жизни», т.е. существования на рынке, в течение которой он проходит определенные этапы или фазы. Концепция, описывающая эти этапы, называется концепцией жизненного цикла товара (далее ЖЦТ).
Когда мы говорим о ЖЦТ, то имеем в виду следующее:
1. срок жизни товара ограничен;
2.
объем продаж продукта
3.
на разных стадиях жизненного
цикла прибыль, которую
4. каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.
Фазы жизненного цикла товара:
1. фаза внедрения ( это кривая объема продаж очень медленно ползет вверх). Цель данной фазы – добиться прорыва на рынок, преодолеть рыночные барьеры.
2. фаза роста (на этом этапе товар благодаря рекламе и стимулированию сбыта в прошлом периоде становится известным все более широким кругам потенциальных потребителей).
3. фаза зрелости (эта фаза проходит под знаком дальнейшего абсолютного расширения рынка, т.е. объем продаж в абсолютных величинах продолжает расти).
4. фаза спада (это заключительная фаза жизни изделия. Причина этого в том, что потребность, на удовлетворение которой был направлен данный товар, теперь можно гораздо лучше, дешевле и удобнее удовлетворить с помощью других товаров).
Нет однозначных критериев, чтобы разграничить фазы ЖЦ. Обычно руководствуются такими показателями, как объем продаж и его изменение, прибыль / убытки и ее изменения. Поэтому периоды ЖЦ частенько бывают различны по длительности.
Иногда
невозможно точно определить стадию,
на которой находится продукт. Например,
состарившийся продукт может
на самом деле таковым и не являться,
поскольку на жизненный цикл можно
воздействовать с помощью различных
маркетинговых мер. Соответственно,
этот старый продукт еще можно
реанимировать и перевести, например,
в фазу роста. Поэтому можно сказать,
что ЖЦ является результатом реализации
маркетинговой стратегии.
2.3 Обоснование и выбор решений по управлению товарным ассортиментом
Товарная политика предприятия - комплекс действий торгового посредника на основе наличия у него, чётко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.
Рынок
- это сложное и многостороннее
явление, которое характеризуется
разным уровнем своего развития, особенностями
исторического, социального, культурного
характера присущих различным странам;
это та среда, в которой только
и могут быть удовлетворены все
нужды потребителей через взаимодействие
спроса и предложения, т.е. это с
одной стороны сфера отношений
между субъектами экономики, а с
другой - составная часть рыночной
экономики, куда входят сферы производства
товаров, их потребления и распределения,
а также элементы планирования и
регулирования экономики. Постоянный
анализ рыночной среды, оценка и продуманное
применение полученной информации - залог
успешной работы любой фирмы. Прогноз
развития рынка состоит в определении
условий, при которых обеспечивается
наиболее полное удовлетворение спроса
потребителей в товарах данного
предприятия и создаются
Начать
свою деятельность по оценке конъюнктуры
лучше всего с общего исследования
рынка, т.е. оценки общеэкономической
ситуации на нем. Рыночное окружение
устанавливает пределы того, что
может быть достигнуто. Такая оценка
позволяет вовремя и без
-
конъюнктурные и прогнозные