Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия – изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути, которые рассмотрены в данной курсовой работе.
Однако
часто такой способ диверсификации,
как разработка, развитие товара, является
единственно возможным, особенно когда
разрабатывается абсолютно
2
Разработка и внедрение
нового товара
на рынок
Как отмечалось выше, только 10% всех новых товаров являются действительно новыми, оригинальными и называются товарами мировой новизны. Разработка таких товаров, организация их производства и вывод на рынок требуют больших затрат и сопряжены с повышенным риском. Это является одной из причин того, почему компании разработку новых товаров связывают чаще всего с усовершенствованием и модификацией существующих товаров.
Разработка и внедрение на рынок новых товаров осуществляются в соответствии с принципами и методами инновационной политики, в частности процесса инновации товара.
Процесс инновации товара включает шесть этапов:
1) поиск идей о новых товарах;
2) отбор идей;
3)
экономический анализ
4) разработка товара;
5) испытания товара в условиях рынка, тестирование;
6)
вывод, внедрение товара на рынок (рисунок
1).
отрицательный положительный
Рисунок
1 - Этапы процесса инновации товара
2.1
Поиск идей о новых товарах
Процесс инновации товара начинается с поиска идей о новых товарах. Базой для поиска идей о товарах являются внутренние и внешние по отношению к предприятию источники идей.
К внешним источникам идей о товаре относятся: торговые предприятия; покупатели и потребители; конкуренты; ярмарки и выставки; различные публикации; исследовательские институты; поставщики; товары других отраслей производства; рекламные агентства; хозяйственные объединения, министерства и другие государственные институты.
К внутренним источникам идей о товаре относятся: отделы маркетинговых исследований; отделы технического и перспективного развития; патентные отделы; производственный отдел; все подразделения отдела маркетинга; отдел международного экономического сотрудничества; отдел подготовки товара; постоянные или временные группы сотрудников для поиска и генерирования идей.
Представленная на рисунке 1 схема этапов процесса инновации товара по своему содержанию представляет процесс планирования нового товара.
Задача
планирования нового товара состоит
в поиске и разработке альтернативных
вариантов товарной политики, обоснования
их возможных шансов и рисков. В
целях повышения
Для
планирования нового товара применяются
различные методы (таблица 4). Для поиска
и генерации идей о новом товаре используются
методы исследования рынка и техника творческого
поиска, которая базируется на использовании
творческого потенциала, интеллекта группы
людей и известных специалистов. При этом
различают логико-систематические методы
и интуитивно-творческие методы. Наиболее
известными логико-систематическими методами
считают следующие: техника анкеты свойств
и характеристик товара; метод вынужденных
отношений; морфологический метод.
Таблица 4 - Методы планирования нового товара
|
Техника анкеты свойств и характеристик товара используется для поиска творческих идей по улучшению товара. Все свойства, характеристики и признаки объекта (к которому может относиться товар) обобщаются и излагаются в письменном виде. Создание новой идеи осуществляется путем изменения или замены одного или нескольких признаков объекта и их последующего объединения в виде новой комбинации свойств.
Метод вынужденных отношений (сочетаний) несколько схож с техникой анкеты свойств. Идея рождается как результат обдуманного обобщения знания о предметах, которые первоначально не входили в одну группу. Например, из анализа свойств таких отдельных товаров, как письменный стол, пишущая машинка и настольная лампа, с помощью метода вынужденных отношений (сочетаний) могут быть найдены следующие идеи: в столешницу письменного стола встроить пишущую машинку; преобразовать поверхность стола для установки картотеки; настольную лампу заменить лампой на подвижных шарнирах и т.д.
Техника анкеты свойств и метод вынужденных сочетаний базируется на комбинации свойств имеющихся товаров, что ограничивает их использование. Тем более что возможна зависимость качества новой идеи от качества ранее использованных идей.
Морфологический метод базируется на принципах структурного анализа. В соответствии с этим методом все важнейшие параметры товара исследуются по отдельности и в комбинации их возможных сочетаний. Он построен на полной и строгой классификации объектов, явлений, их свойств и параметров, позволяющей оценить возможные сценарии развития идеи и путем сопоставления этих сценариев получить комплексное представление идеи будущего развития товара.
Процесс морфологического анализа включает пять основных этапов.
1. Описание проблемы, без продолжения каких-либо решений.
2.
Разложение проблемы на
3.
Альтернативные решения для
4.
Комбинация альтернативных
5.
Выбор и реализация
Таблица 5 - Морфологический ящик для конструкции кофеварки
|
В отличие от логико-систематических методов, в основе которых лежат принцип разложения системы на части и принцип комбинации отдельных решений, интуитивно – творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы.
Наиболее известными методами этого вида получения идей являются мозговая атака и синектика.
Метод мозговой атаки был предложен американским специалистом в области рекламы Алексом Осборном в 1953 г. Он базируется на принципах свободной ассоциации мышления творческих рассуждениях участников группового обсуждения о той или иной идее и способах воплощения ее в жизнь. Способами проведения этого метода являются интенсивная дискуссия всех участников и положительный обмен ассоциациями и мнениями с последующей оценкой результатов дискуссии. Для успешного применения этого метода необходимо соблюдать ряд условий:
- в обсуждении должно участвовать от 5 до 15 человек;
- продолжительность заседания от 15 до 30 мин.
- равноправность всех участников заседания;
- критика в любом виде запрещается;
- количество важнее, чем качество;
- тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно перед его открытием;
- оценка идей осуществляется в период от трех до пяти дней после заседания.
Синектика является достаточно результативным методом поиска идей. Он был предложен В. Гордоном и основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы. Отчуждение достигается путем использования аналогий из других областей жизни. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы:
1) изучение проблемы;
2) анализ проблемы и разъяснение ее экспертам;
3)
тестирование понимания
4)
формулирование спонтанных
5) оценка руководителя понимания проблемы;
6) образование аналогии;
7)
создание связей между
8) переход к проблеме;
9) разработка решения.
Метод синектики может проводиться при соблюдении следующих условий:
- в обсуждении должно участвовать 5–7 человек;
- проведение предварительного обучения участников этому методу;
- продолжительность заседания от 90 до 120 мин;
- обеспечение наглядности путем фиксирования отдельных шагов на большой доске.
К
интуитивно–творческим методам
относится и известный метод
Дельфи.
2.2 Отбор идей о новом товаре
Следующим этапом является отбор, селекция идей о товаре. Если поиск и формирование банка идей направлены на увеличение их объема, то цель отбора идей заключается в том, чтобы выявить и отсеять непригодные решения. При этом устанавливается соответствие идеи целям фирмы, возможности реализации идеи имеющимся на предприятии ресурсам.
Установлено, что число идей, принятых и доведенных до реального товара, уменьшается во времени, а затраты на их поиск и отбор растут.