Развитие маркетинга товаров производственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание

Переход России к рыночным механизмам регулирования хозяйственной деятельности обусловил появление и развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, значительное обострение борьбы за место во внешнем рыночном пространстве. В связи с этим, приоритетным направлением финансово – экономической и производственно сбытовой деятельности предприятий становится повышение уровня конкурентоспособности производимых товаров в целях получения прибыли за счет наиболее полного удовлетворения потребностей, формирующих спрос на данные товары.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Сущность и понятие маркетинга продукции
производственного назначения………………………..……….….……..…5
1.1Определение предмета и объекта маркетинга
продукции производственно-технического назначения….…….……...5
1.2 Особенности рынка товаров промышленного назначения…...…….6
1.3 Классификация промышленных товаров……………..............……...8
2.Маркетинговая среда промышленного предприятия……………..………10
2.1Маркетинговая информационная система………………….……….11
Заключение…………………………………………………………………….14
II. Практическая часть
Решение задач…………………………………………………………………16
Глоссарий……………………………………………………….……………...20
Список использованных источников и литературы……………..………….23

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

                                                                        

                                                                                              

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Маркетинг» на тему:

«Развитие маркетинга товаров производственного назначения»

В - 14

 

 

 

 

                 Выполнил:

             Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание:

 

 

I. Теоретическая часть

Введение………………………………………………………………………...3

1.Сущность  и понятие маркетинга продукции 

производственного     назначения………………………..……….….……..…5

1.1Определение  предмета и объекта маркетинга

 продукции производственно-технического назначения….…….……...5

1.2 Особенности  рынка товаров промышленного назначения…...…….6

1.3 Классификация промышленных товаров……………..............……...8

2.Маркетинговая  среда промышленного предприятия……………..………10

2.1Маркетинговая информационная система………………….……….11

Заключение…………………………………………………………………….14

II. Практическая часть

Решение задач…………………………………………………………………16

Глоссарий……………………………………………………….……………...20

Список использованных источников и литературы……………..………….23

 

 

Введение

 

Переход России к рыночным механизмам регулирования хозяйственной деятельности обусловил появление и развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, значительное обострение борьбы за место  во внешнем рыночном пространстве. В связи с этим, приоритетным направлением финансово – экономической и производственно сбытовой деятельности предприятий становится повышение уровня конкурентоспособности производимых товаров в целях получения прибыли за счет наиболее полного удовлетворения потребностей, формирующих спрос на данные товары.

Особенную актуальность  проблема разработки методов маркетинга приобретает  для товаров производственного  назначения, так как только при  достижении соответствующего уровня конкурентоспособности  средств производства можно обеспечить выпуск качественных, востребованных на рынке товаров, предназначенных для конечного потребителя.

Рынок производственного назначения своеобразен и обладает множеством особенностей. Однако подходы к оценке конкурентных преимуществ данных товаров  заимствованы, в основном, из инструментария потребительского маркетинга и требуют существенной корректировки в условиях промышленной среды.

Маркетингу производственных товаров  посвящены работы таких ученых,  как Ф. Глисин, С.Н. Долинская, А.В. Зырянов, А.И. Ковалев, Ф.Котлер, С.Н. Лавров, В.Е. Николайчук, Г. Хардинг, О.У. Юлдашева и др.

Вместе с тем, анализ научной  литературы показывает, что выделение  маркетинга товаров производственного  назначения в качестве самостоятельной  дисциплины, требующего специализированного изучения, находится в процессе формирования. Учеными предпринимаются попытки наиболее полно описать специфику рынка производственного назначения. Недостаточное внимание уделено разработке эффективных инструментов и методов комплексного характера.

Актуальность разработки комплекса маркетинга для товаров промышленного назначения заключается в том, что данная сфера деятельности отличается от остальных рынков  и требует дополнительных инструментов маркетинга для реализации основной стратегии развития предприятий.

Целью данной работы является изучение маркетинга продукции производственного  назначения.

Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретико – методологические  аспекты формирования комплекса  маркетинга товаров промышленного назначения путем анализа отечественной и  зарубежной литературы по данной теме, а также рассмотреть маркетинговую среду промышленного предприятия.

 

 

1. Сущность и понятие маркетинга  продукции производственного назначения

 

В структуре маркетинга выделяют маркетинг потребительских товаров, маркетинг товаров производственно-технического назначения, маркетинг услуг. Специфические особенности производства и реализации продукции производственно-технического назначения предъявляют требования к содержанию промышленного маркетинга. В этой ситуации основными задачами маркетинга являются не только изучение спроса и формирование предложения на виды оборудования, а, даже в большей степени, изучение спроса на те виды продукции, которые производятся на данном оборудовании с целью обеспечения эффективной сбытовой политики промышленной продукции. Кроме того, задачами маркетинга являются поиск резервов роста производительности средств производства, обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, улучшение условий труда, снижения материалоемкости, энергоемкости и прочее. [1, стр.23]

1.1 Определение предмета  и объекта маркетинга продукции  производственно-технического назначения

Для определения предмета и объекта промышленного маркетинга необходимо рассмотреть все существующие классификации маркетинга на промышленный и потребительский.

На рис. 1 представлен  классический подход, содержащий такой  критерий, используемый для дифференциации маркетинга на промышленный и потребительский, как вид товара. В соответствии с этим критерием происходит разделение маркетинга на три основные направления - маркетинг продукции производственно-технического назначения (промышленный маркетинг), маркетинг товаров народного потребления (потребительский маркетинг) и маркетинг услуг.


 

Рис.1. Классификация маркетинга в зависимости от вида товара.

 

 

1.2. Особенности рынка товаров  промышленного назначения

 

Рынок товаров промышленного назначения характеризуется участием в нём  предприятий и организаций, покупающих товары для последующего их использования в производстве различных товаров и услуг. Особенность таких рынков – осуществление на них преимущественно крупных сделок по приобретению значительных объемов сырья, материалов, комплектующих изделий для последующего производства товаров и изделий.

Это предопределяет их отличительные  особенности от рынков потребительских  товаров. Субъектами рынков товаров  промышленного назначения обычно являются крупные предприятия, осуществляющие немногочисленные, но крупные сделки с покупателями. Спрос на этих рынках определяется спросом на потребительские товары. По своему характеру спрос на промышленные товары неэластичен, поскольку колебания цен на товары промышленного назначения не оказывает заметного влияния на величину спроса.

Величина спроса на промышленные товары меняется более быстрыми темпами по сравнению со спросом на потребительские товары под влиянием экономической конъюнктуры ранка.  Поэтому повышение или понижение цены обычно не вызывает соответствующего роста объема продаж и в основном определяется потребностями производственного процесса.

Снижение цен на промышленные товары не вызывает соответствующего увеличения роста продаж, как это  происходит при снижении цен на товары потребительского назначения. Более  того, низкие цены на промышленные товары вызывают у покупателей сомнение в качестве таких товаров.

На величину спроса определенное влияние оказывают поставки в  установленные сроки и формы  расчета с поставщиками. Спрос  на промышленные товары характеризуется  совмещенностью товаров, когда покупка оного изделия вызывает необходимость приобретения другого. Так, изготовление машин и агрегатов требует множества комплектующих товаров необходимых для изготовления более сложного товара.[4, стр.57]

Рынок спроса промышленных товаров характеризуется большим количеством покупателей, принимающих решение о покупке товара. И чем сложнее товар, тем большее количество участников привлекают для окончательного принятия решения о покупке. В этих случаях могут создаваться закупочные комитеты с участием технических экспертов и руководителей предприятия.

Сопоставление рынков промышленных и  продовольственных товаров с  учетом особенностей каждого из них  приведено в табл. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Сопоставление рынков промышленных и продовольственных товаров

 

 

             Фактор

Рынок

Промышленных      товаров

Продовольственных товаров

1

2

3

1. Количество покупателей

Ограниченное количество покупателей

Большое количество покупателей

2. Покупательские мотивы

Рациональные мотивы

Рациональные и эмоциональные  мотивы

3. Информация о продукте, данные об исследованиях рынка

Высокая информированность

Низкий уровень информированности  и учета в специальных рыночных исследованиях

4. Среднее количество закупаемого  товара

Большое

Маленькое

5. Тип и способ взаимодействия  при установлении цен

Переговоры о цене и выход  на взаимоприемлемый уровень

Определяется продавцом

6. Средняя стоимость покупки

Высокая

Низкая

7. Географическое распределение  спроса

Сильно концентрированный

Разбросанный, рассредоточенный

8. Происхождение спроса

Производный спрос

Первичный или независимый спрос

9. Развитие спроса во времени

Зависит от общеэкономических тенденций

Развивается под воздействием многообразных  факторов

10. Изменение цен

Спрос не особенно чувствителен

Спрос относительно гибок

11. Каналы распределения

Чаще прямые каналы (производитель  продает сам)

Чаще непрямые каналы (наличие посредников)

12. Особенности производства

Производиться после получения  заказа

Заблаговременное производство для  анонимного потребления

13. Отношения между поставщиками и покупателями

Тесные взаимоотношения

Отсутствие взаимоотношений

14. Взаимная выгода

Играет большую роль

Не играет роли


 

1.3 Классификация промышленных  товаров

 

Товары производственно-технического назначения классифицируются в зависимости  от того, что получит потребитель от применения и покупки товаров, а также в зависимости от различного сочетания промышленных товаров и услуг.

При использовании товаров  производственно-технического назначения потребитель может осуществлять капитальное строительство и  производство других изделий. При этом товары могут изменять свою форму, состав и внешний вид. Для обеспечения непрерывного производственного процесса необходимо постоянно иметь производственные запасы в нужных качествах, а также осуществлять производственные услуги, связанные с техническим обслуживанием, контролем, экспертизой, консультированием и др.

При покупке товаров, с точки зрения потребителя, их можно  условно разделить на исходные, основные и сопутствующие.

К исходным относятся сырьевые товары преимущественного сельскохозяйственного производства, природные богатства, производственные материалы, изделия и комплектующие материалы.

К основным товарам относятся различные сооружения, предприятия, капитальное основное и вспомогательное оборудование.

К сопутствующим товарам относятся различные материалы, необходимые для эксплуатации основного оборудования и машин, красители для ремонтных работ и услуги по ремонту, техническому обслуживанию, консультационные услуги. [6, стр.115]

В зависимости от различного сочетания промышленных товаров и услуг следует различать товар и сопутствующую ему услугу – например, сочетание основного оборудования и сопутствующих ему услуг по накладке и запуску; услуга и сопутствующие ей материалы при осуществлении ремонтных работ с использованием запасных частей для их проведения.

Виды промышленного  товара приведены в табл.2

Таблица 2

Основные виды промышленного  продукта

 

Вид

Составляющие

Пример

Промышленное оборудование

Здания и сооружения, основное, вспомогательное оборудование, снаряжение, инструменты, мебель и др.

Помещения, станки, компьютеры, машины, спецодежда, столы, шкафы, ковры и  др.

Промышленные товары

Сырье, полуфабрикаты, производимые продукты, комплектующие материалы для  производства

Шерсть, лес, нефть, железная руда, сталь, стекло, лампы, винты, краски и т.д.

Промышленное обеспечение

Упаковочные материалы, различные  виды энергии, детали для производства

Ящики, коробки, банки, пленки, электроэнергия, запчасти, услуги по обслуживанию

Промышленные услуги

Услуги службы контроля, технического обслуживания оборудования, услуги службы обеспечения, облегчающие процесс производства и организации, консультационные услуги

Транспортировка, хранение, финансовые, маркетинговые, консалтинговые услуги, научно-исследовательские работы

Информация о работе Развитие маркетинга товаров производственного назначения