Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выделении наиболее общих проблем, связанных со становлением маркетинга в России, описании развития маркетинговой сферы деятельности российских предприятий.
К выбору данной темы меня подтолкнули следующие моменты: во-первых, по моему мнению, данная проблема актуальна на данный момент, а во-вторых, мой личный, хотя и не большой, опыт работы в проведении маркетинговых исследований, а также другой работы, в ходе которой происходили столкновения с данной проблемой.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Возникновение и развитие маркетинга
1.1. История становления и развития маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Сущность и содержание маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Функции и виды маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Особенности развития маркетинга в России
2.1. История и практика внедрения маркетинга в России. . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Особенности и проблемы развития российского маркетинга . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Пример
В 1996 году на российском рынке появилась новая компания с загадочным названием «Канцлер». Несложно догадаться, чем торгует магазин с такой вывеской. Конечно же, канцелярскими товарами! В то время, когда отечественный рынок изобиловал дешевым китайским товаром, «Канцлер» специализировался на продаже канцтоваров известной германской фирмы «Herlitz»... Главный принцип работы компании — это удовлетворение вкусов всех покупателей. Именно поэтому сегодня в ассортименте магазина представлена продукция как западного, так и российского производства, и даже китайского. На сегодняшний день для покупателей работают мелкооптовый отдел, розничный отдел, а также есть возможность заказа товара по каталогам. К услугам потребителей — всевозможные праздничные и сезонные скидки /15,С.13 /.
К началу 80-х гг. развитие экономики в постиндустриальных странах достигло достаточного уровня для того, чтобы общественное сознание приняло идеи общественного блага. Принципы предыдущей концепции — «потребитель всегда прав», «все для потребителя» — приобрели другой угол зрения: «произведем все, что хочет потребитель, только если это не нарушает общественного благополучия». Обязательные аргументы маркетинга — полезность или, как минимум, безвредность для здоровья, экологическая чистота и т.п. (см. Приложение 7).
Пример
Девиз
известной во всем мире косметической
компании «Ives Rocher» — «Природа —
источник красоты». Акцент делается на
высокой экологичности
В настоящее время в развитии рынка и маркетинга выделяются некоторые тенденции, имеющие особое значение для эволюции маркетинговой теории и практики (см. Приложение 8).
Такие
тенденции вызывают необходимость
развития маркетинговых концепций и инструментов.
Наука «Маркетинг» не стоит на месте. Таким
образом, уже по приведенным в этом разделе
примерам современного использования
классических концепций маркетинга можно
видеть конвергенцию концепций: оставляя
базовой одну концепцию, компании дополняют
ее теми элементами, которые позволяют
их маркетинговой политике быть актуальной,
соответствовать современным общим тенденциям
рынка и маркетинга.
В
настоящее время имеются самые
различные определения
«Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»;
«Маркетинг – система
«Концепция маркетинга –
Как видно из этих определений,
С другой стороны в литературе встречаются более конкретные и четкие определения маркетинга, характеризующие его как одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие.
«Маркетинг – изучение рынка и продвижение товара в нем»;
«Маркетинг – комплекс
В этих и других подобных
определениях под маркетингом
понимается конкретная
Следует заметить, что между приведенными определениями маркетинга нет противоречий. Если деятельность предприятия по производству товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе изучения складывающейся ситуации на рынке, а при реализации товара и услуг используются разные методы обеспечения их продажи на рынке, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности использует концепцию маркетинга в широком смысле.
Какого бы определения маркетинга мы не придерживались, но его ключевыми терминами всегда остаются потребность и спрос, предъявляемые потребителями на рынке.
Нужда
(ощущаемый человеком
Рынок — это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретиться» и виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так и саморегулированию.
На
рынке произведенный продукт
доказывает свою социальную значимость
путем признания его
Пример
Спортивный бар с заманчивым названием «Чемпивон» — яркая иллюстрация успешного развития компании с помощью проведения грамотной маркетинговой политики. Бар предлагает к услугам своих посетителей спутниковое ТВ, благодаря которому они могут смотреть прямые трансляции матчей любимых команд. В баре можно также встретить звезд спорта. Помещения декорированы спортивной атрибутикой, которую можно приобрести. В названиях большинства блюд обыгрывается спортивная лексика: уха «Дайвинг», салаты «Дриблинг» и «Фристайл», свинина «Дискобол», ассорти медальонов из мяса курицы «Чемпивонские медали», семга «Кроль» и т.д. /17,С.1/.
Резюмируя
все вышесказанное, можно сделать
вывод, что общей целью маркетинга является
достижение рыночного согласия между
производителями и потребителями, продавцами
и покупателями при обоюдной выгоде и
в наилучших психологических условиях.
1.3
Функции и виды маркетинга
«Функция
маркетинга – это определенный вид
деятельности в системе маркетинга,
связанный с процессом
Маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем.
Маркетинговые исследования определяют потребности, имеющиеся у покупателя. Производитель предлагает продукцию, ее цены и соответствующее распределение.
На стадии продвижения осуществляется передача покупателю всей информации, касающейся предложения производителя. Покупатель затрачивает определенные усилия, время, уплачивает стоимость товара. Его поведение анализируется маркетинговым исследованием, в результате составляется послепродажная информация. Таким образом, дорабатывается стадия предложения, и цикл возобновляется.
Эта функция маркетинга была представлена как одна из функций предпринимательства, занимающаяся сбытом и реализацией продукции. Данная функция распадается на ряд подфункций, тоже занимающихся процессом сбыта.
Эта подфункция предполагает изучение внешней среды фирмы: экономики, бизнеса, торговли, промышленности, продаж, запросов покупателя, продукции, распределения, рекламы, политики, экономии, технологии, общества, изучение конкурентов, сегментации рынков и д.р.
Разработка планирования производства продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Улучшение качества изделий в зависимости от запросов покупателей, выпуск новых видов товаров.
Разработка политики цен, принятие мер для повышения конкурентоспособности продукции.
Разработка политики распределения товаров и услуг, управление распределением продукции. Упаковка и перевозка продукции.
Стимулирование сбыта, анализ продаж, координация работы торговых агентов, рекламирование деятельности, установление контактов со средствами массовой информации, организация мероприятий по сбыту продукции, планирование продажи товаров, разработка мер, направленных на увеличение объема товаров и услуг.
Рассмотрим несколько видов маркетинга:
Таким
образом, введение маркетинга в практику
бизнеса не означает, что функция маркетинга
стала более важной, чем функция менеджмента
или производства и что маркетинг должен
управлять предпринимательством. Однако
бизнес должен ставить перед собой такие
задачи, которые, прежде всего, соответствовали
бы потребностям и желаниям покупателя,
а потом уже ориентировались на ресурсы
и возможности.