Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 06:46, курсовая работа
В середине ХХ века считалось, что прочное положение фирмы определяется не только достаточно низкими производственными издержками, но, в первую очередь, способностью фирмы обеспечить сбыт произведенного товара посредством совершенствования его методов. Самым характерным их них стала реклама. Однако, к 60-м годам эта концепция уже не могла гарантировать процветание фирмы, так как методы конкурентной борьбы становились все более изощренными.
Специфическая
для сегментов стратегия приобретает
все большее значение (сегментирование
рынка). Поэтому предметом стратегии конкуренции
является определенный целевой рынок
или сегмент рынка. Дифференцированный
маркетинг касается групп клиентов, которые
определенным образом реагируют на выбор
инструментов маркетинга. Концепция логистики,
напротив, направлена на интеграцию и
консолидацию потоков материалов, продукции
и информации через все предприятие. Ориентированная
на сегменты логистика, наоборот, нередко
ведет к значительным проблемам затрат.
Таким образом, маркетинг и логистика
имеют определенные представления о цели
и масштабах оценки. Попыткой разработать
соответствующую сегментированию рынка
концепцию для сферы логистики является
идея "логистической миссии". Эта
концепция основывается на определении
географических целевых рынков, обслуживаемых
посредством единого сервисного стандарта.
Таким образом, "логистическая миссия",
как правило, охватывает несколько сегментов
клиентов. Те самым достигается компромисс
между направленным на сегменты клиентов
использованием дифференцированного
маркетинга и логистической целью фокусировки
товарных потоков. Среди конкурентно-стратегических
аспектов различаются стратегия фокусировки,
дифференцирования и руководства затратами
(cтратегия конкуренции). В таблице 2 составлены
логистические выражения и предпосылки
для этих трех типов стратегии. Становится
ясно, что маркетинговые и логистико-стратегические
решения здесь связаны друг с другом теснейшим
образом. Это касается не только маркетинговой
логистики, но и всей системы логистики
(планирование складского хозяйства-->
планирование транспортировки--> планирование
хранения--> информационная логистика-->лица,
оказывающие логистические услуги).
Концепция
логистики и маркетинга базируется
на экономической общности, отражающей
сущность рыночных процессов. Маркетинг
представляет собой концепцию управления
(планирование, организацию и контроль)
производством и реализацией
продукции, ориентированную на спрос.
Логистика является концепцией управления
материальными, информационными и
иными потоками, ориентированной
на эффективное использование
В обеих концепциях четко выделяется роль потребителей, а не производителей.
По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг, в сущности, представляют собой части единого процесса - процесса удовлетворения потребностей потребителей. С принципиальных позиций для поставщика сбыт становится свершившимся фактом только тогда, когда потребитель(заказчик) получил необходимый ему товар. До этого момента реализация представляет собой незаконченный процесс. Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, так как в совокупности они обуславливают политику и характер производственной, снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений.
В то же время по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики существует три позиции.
Первая позиция заключается в том, что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел концепции маркетинга. Принято считать, что в 60-х годах из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных, во-первых, с обеспечением ресурсами (материальными, энергетическими, трудовыми) процесса производства, а, во-вторых - с рационализацией процесса сбыта в условиях растущей конкуренции. В основе данного процесса лежала объективная причина - существенный рост совокупных затрат на формирование и содержание запасов, а также на организацию транспортно-экспедиционной деятельности. Одновременно прогрессирующая специализация предприятий вынуждена серьезно заняться проблемами оптимизации хозяйственных связей. Предметом особого внимания стали вопросы, связанные с продвижением материальных ресурсов в каналах распределения. Это послужило поводом и основным воздействующим фактором для формирования концепции логистики. Сторонники данной позиции считают, что если маркетинг - это весь процесс рекламы, формирования спроса на рынке, управления продажами и продвижением товара к потребителю, то физические действия по подготовке, переработке, распределению и перемещению продукции представляют собой часть этого процесса.
Сторонники
второй позиции считают, что, возможно,
так было ранее - в период созревания
и становления концепции
Сторонники
третьей позиции (центристы) считают,
что маркетинг и логистика
представляют собой самостоятельные
направления производственно-
Одной из важнейших функций логистики является эффективная организация материально-технического обеспечения потребителей. В условиях "рынка покупателя" к данному процессу со стороны потребителей предъявляются высокие требования, которые заключаются не только в стремлении удовлетворить потребности производства в материально-технических ресурсах, но и в получении удобного логистического сервиса при минимальном уровне затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.
В
то же время продуцент, использующий
маркетинговую концепцию, не сможет
эффективно осуществлять продвижение
своих товаров на рынок, если не решены
в той или иной мере вопросы
логистического сервиса. Данная проблема
еще более обостряется в
В
связи с этим необходимо подчеркнуть,
что негатив в исполнении логистических
функций часто вызывается маркетинговыми
просчетами, а временные дополнительные
затраты на ликвидацию последствий
срыва поставок не всегда могут служить
оправданием для слабо
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:
-исследование рынка и сбор информации;
-разработку и планирование ассортимента продукции;
-организацию товародвижения и продаж;
-рекламу и стимулирование сбыта.
Если непредвзято проанализировать выполнение данных функций, то выяснится, что они не могут быть в полной мере эффективно реализованы без участия служб логистики.
Первая
функция задает параметры логистической
системе и маркетинговой
Довольно
тесно осуществляется взаимосвязь
маркетинга и логистики в рамках
второй функции. Маркетинг предопределяет
предметную специализацию и ассортиментную
структуру производства, что влияет
на формирование и дальнейшее развитие
логистической системы. Однако в
дальнейшем логистика оказывает
обратное воздействие на маркетинг.
Дело в том, что чем шире и динамичнее
номенклатура выпускаемой продукции,
тем сложнее проблемы управления
потоковыми процессами во всех сферах
производственно-хозяйственной
Современный
комплексный подход предполагает разработку
ассортимента продукции с учетом
решения задач по согласованию всех
аспектов управления потоковыми процессами.
На практике очень часто ассортиментная
программа разрабатывается лишь
с учетом требований маркетинга, что
приводит к снижению общей эффективности
деятельности продуцента. Принятие маркетингового
решения о выпуске новой
Третья
маркетинговая функция - организация
товаропродвижения и продаж - связана
с логистикой наиболее тесно. Процессы
физического перемещения и в
целом управление материальными
и информационными потоками в
логистических целях, идентифицирующих
маркетинговые каналы распределения,
позволяют предприятию
Соблюдение логистических принципов на этапе реализации товарной продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третьей маркетинговой функции. Однако это позволяет в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.
Большое
внимание оказывает логистика и
на разработку маркетинговой тактики.
Например, при всем желании предприятие
не может выбрать тактику
Передовые
предприятия учитывают
Уровень
развития логистической системы
и ее состояние оказывают