Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:37, контрольная работа
В экономической литературе существуют различные точки зрения на природу маркетинга и его роль в современной экономике. Позиции авторов могут принципиально различаться по вопросам, связанным с возможностью применения маркетингового подхода к организации хозяйственной и иной деятельности на различных уровнях управления. Кроме того, наблюдаются несогласованность терминов и различие взглядов по вопросам, относящимся к маркетинговой организации бизнеса на уровне первичного звена экономики.
Введение___________________________________________________3
1. Эволюция маркетинга и концепции управления маркетинговой деятельностью, характерные для каждого эволюционного этапа
1. Функции маркетинговой деятельности_____________________11
2. Управление маркетингом на предприятии___________________12
3. Организационное построение маркетинговых служб__________16
2. Роль маркетинга, его значение для российской экономики. Взаимоотношение маркетинга и общественных организаций, выступающих за его сокращение.
1. Роль маркетинга, его значение для российской экономики________19
2. Взаимоотношение маркетинга и общественных организаций, выступающих за его сокращение__________________________________21
3. Аналитическая часть_________________________________________25
Вывод_________________________________________________________31
Список литературы______________________
Аналитическая функция включает следующие подфункции: изучение рынка, товара, потребителей, анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция – это организация системы сбыта и товародвижения, формирование спроса и стимулирования сбыта и организация сервиса.
Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля.
Основополагающий принцип маркетинга «Не пытайтесь сбыть то, что Вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено».
Опыт отечественных и зарубежных фирм производителей свидетельствует о том, насколько важна ориентация на запросы потребителей. Например, работа на нашем рынке компании «Проктэр энд Гэмбл», «Синар», турецких производителей из кожи и кожаных изделий. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей.
Реализация этого принципа требует:
- исследование динамики спроса и предложения на рынке;
- адаптация производства требованиям рынка;
- воздействие на рынок
и потребительский спрос с
помощью комплекса
- сегментации рынка на
определенные группы
- разработки стратегии маркетинга на перспективу.
Использование основного принципа маркетинга предполагает целевую ориентацию и комплексность. Целевая ориентация – это выбор товара, рынка, сегмента потребителей и стратегии маркетинга. Комплексность означает системное использование маркетинговых мероприятий. Применение отдельных составляющих маркетинга не дает должного эффекта, примером служат отечественные предприятия, использующие только средства маркетинга в сфере сбыта.
Управление маркетингом на предприятии.
В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее подходящих рынка и потребителя и способа управления ими. Признавая рынок и потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в значительной мере сами управляют деятельностью предприятия. Следовательно, маркетинг правомерно рассматривать и как управляющую, и как управляемую систему.
Управление маркетингом
Управление маркетингом
Маркетинг — управленческая функция, которая выявляет человеческие потребности и желания, предлагает продукты и услуги для удовлетворения этих потребностей и порождает трансакции, в результате которых продукты и услуги поставляются в обмен на что-либо, представляющее ценность для поставщика.
Управление маркетингом - анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию и поддержанию выгодных обменов с целевыми потребителями с учетом целей организации
На каждом иерархическом уровне управления маркетинговой деятельностью предприятия, ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды, методы, способы и приемы экономического анализа, условно разделяемые на традиционные и математические.
Перед маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи:
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от маркетинга как управляющей и управляемой функции. В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его устойчивость.
В планах маркетинга предусматривается достаточно быстрое реагирование на возможные изменения, как во внешней, так и во внутренней среде, отклонение от плановых показателей. Например, при резком снижении объема продаж рекомендуется усилить рекламу и улучшить стимулирование сбыта, снизить цены, провести модернизацию товара и расширить сервис, реорганизовать систему сбыта и продаж или сократить производство продукции. В случае, когда спрос превышает объем производства, следует сократить расходы на рекламу и стимулирование сбыта, повысить цены, уменьшить количество торговых агентов, расширить производство.
Невозможно рассчитывать
на правильный и надежный прогноз
путей развития маркетинга, не учитывая
направления в изменении
Интернационализация предприятий. Гарда (1988) и Лейзер (1993) называют главной трудностью глобализации. Покупатели и поставщики товаров и услуг становятся более глобальными в своем подходе к бизнесу. Концепция отдельных национальных рынков больше не является адекватной. Исключение представляют лишь те случаи, когда сильно разнятся вкусы и культурные предпочтения потребителей и, как следствие, усиливается конкуренция между поставщиками. Нарушение регулирования промышленности и появление единого европейского рынка послужили ускорению и усилению этой тенденции. При этом трудность маркетинга заключается в реструктурировании местной маркетинговой деятельности с целью успешной международной конкуренции на несоизмеримо более крупных рынках. Таким образом, глобализация усложняет все составляющие традиционных четырех P маркетинговой смеси.
Усложнение и усиление компетенции потребителей. Потребители становятся все более требовательными к качеству, надежности и долговечности товаров. Частично это связано с улучшением информационной базы под значительным влиянием достижений в системах коммуникации и обработки информации. Данным изменениям сопутствует возникновение групп, сетей и союзов покупателей. Оно стало новым явлением, отнявшим у производителей контроль над рынком во многих отраслях. Они ответили на этот вызов переходом на многоканальный сбыт, включая не только уже существующие возможности прямой торговле, но и новые (телевизионные торговые каналы и торговля со складов). Проблема, стоящая перед маркетингом, носит двойственный характер: во-первых, пути сближения с потребителями; во-вторых, разработать способы упростить использование многочисленных рыночных каналов.
Недостаток рыночного роста. Многие сектора рынка уже достигли своей зрелости, что характеризуется насыщением и спадом деловой активности. Прибыли снижаются, требуя повышения эффективности деятельности и "ценности за деньги". В таких условиях упор делается как на удержание уже имеющихся клиентов, так и на поиск новых. Возникает новая проблема для маркетинга: как создать и стимулировать спрос для рынка, а не довольствоваться лишь конкуренцией по принципу деления рынка. МакКенна (1991) предупреждает, что последнее просто "сводит маркетинг к драке за крошки, вместо попыток заполучить весь пирог".
Динамическое мышление. Прямым результатом технологического прорыва в области обработки информации и коммуникаций стал переход от одно-продуктового бизнеса к системному мышлению. От продажи готовых товаров к торговле на основе репутации и приспособления производства под конкретные пожелания потребителя, по принципу "то, что требуется", — такова фундаментальная задача, стоящая перед современными предприятиями. Ее решение требует создавать долгосрочные взаимоотношения с потребителями и полностью подчиняться их запросам.
Конкуренция по времени. Временные рамки становятся все более сжатыми, а темп изменений постоянно ускоряется. Разработка гибких производственных и управляющих систем вдохновила компании на использование в конкурентной борьбе фактора времени — то есть скорости, с которой они могут предлагать свои товары рынку. Необходимость в раннем выходе на рынок и быстром возврате инвестиций очевидна.
Названные трудности заставляют предприятия
реструктурировать и
Организационное построение маркетинговых служб.
Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Необходимо всегда держать руку на пульсе рынка. Надо всегда знать какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее. Перед тем, как тратить немалые деньги на рекламу, неплохо бы понять, а будет ли эффект от нее. Если предприятие собирается расширяться в регионы, то необходимо всегда знать положение в каждом из них.
Чтобы повысить эффективность деятельности предприятия за счет маркетинга, необходимо:
- Определить функции маркетинга,
необходимые предприятию,
- Внедрить новые функции
маркетинга в бизнес-процесс
- Сделать отдел маркетинга
центром информации
- Пересмотреть подход
к планированию, вовлечь отдел
маркетинга в процесс
Предприятие, которое действительно хочет ориентироваться в своей деятельности на маркетинг, а не просто декларировать его, должно добиваться того, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников всех его структурных подразделений.
Очередной этап развития экономики вплотную подвел предприятия к осознанию проблемы необходимости практического применения маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии.
Таким образом, маркетинг в наше время является очень перспективной областью. Руководители должны понять, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли предприятия и занять достойное место в международной сфере экономических отношений.
Маркетинговые службы представляют собой два уровня управления:
- центральные маркетинговые управления (или отделы);
- оперативные отделы (или секторы).
В общем аппарате управления предприятием центральные маркетинговые службы - не просто подразделения по обслуживанию производства и сбыта, а
координирующие, планирующие и контролирующие органы стратегического
производственно-сбытового управления. Большинство оперативных вопросов по реализации комплекса маркетинга; (комплексной рыночной политики фирмы: товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной) решается на низовом уровне управления - непосредственными производителями и сбытовиками конкретноготовара. Маркетинговые службы не только регулируют продажи товаров, но и непосредственно управляют производственными программами предприятий в зависимости от конкретных требований конечных потребителей, предъявляемых к выпускаемой продукции.
В практике работы предприятий структура маркетинговых служб разнообразна, но можно выделить следующие основные типы линейно-функциональных структур:
- по финансовой маркетинговой деятельности;
- по продукту;
- по регионам;
- по группам потребителей.
В зависимости от особенностей деятельности предприятий, видов выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг, специфики сегмента рынка, на котором фирмы работают, наблюдается переплетение и комбинирование различных типов организационного построения маркетинговых служб.
2. Роль маркетинга, его значение для российской экономики. Взаимоотношение маркетинга и общественных организаций, выступающих за его сокращение.
Роль маркетинга, его значение для российской экономики.
В России началась дифференциация
спроса вследствие индивидуализации желания
потребителей. Это выразилось в повышении
требований к качеству и уровню обслуживания
потребителей. В результате сформировалась
наиболее рафинированная концепция маркетинга:
превращать потребности покупателей путем
их наилучшего удовлетворения в доходы
фирмы.
Роль маркетинга в экономическом развитии
страны:
1)1860-1930 гг. - товарная ориентация, характеризующая
превышением спроса над предложением
при достаточно низкой конкуренции. В
результате изменение качества товаров
и услуг осуществлялось без достаточного
учета потребностей, желаний и вкусов
потребителей.
2)1930-1950 гг. - сбытовая ориентация имела
место при активизации конкурентной борьбы,
ее обострении на рынке. Вместе с тем имел
место значительный объем неудовлетворенного
спроса, который стимулировался различными
методами, в том числе и рассрочкой платежа
- кредитными продажами, характерным для
данного этапа является расширение рекламных
воздействий на потребителя, внедрение
стимуляторов продаж.
3)1950-1960 гг. - рыночная ориентация, т.е. выделение
товаров, пользующихся активным спросом
у потребителей как за счет высокого качества,
так и привлекательности исполнения и
достижения за счет этого высокого уровня
продаж. Основные характеристики - формирование
рынка покупателя, расширение ассортимента
товарных групп, насыщение рынка товарами.
При этом выделение товаров с высокой
потребительской стоимостью происходило
без достаточных маркетинговых исследований
и анализа спроса.
4)1960-1990гг. - маркетинговое управление процессом
производства и продаж продукции. Для
этого периода характерны переход к перспективным
планам деятельности предприятий на рынке
в средне- и долгосрочном временном периоде
(10-15 лет); системность и целенаправленность
в исследовании рынка и его составных
элементов; использование комплексных
методов формирования и планирования
спроса, расширение усилий по стимулированию
сбыта; развитие индивидуального маркетинга,
уменьшение жизненного цикла товаров
и услуг, ориентация на рыночную новизну
товара, более тщательный анализ групп
потребителей. 5) Настоящее время - "сервизация"
экономики, расширение сферы деятельности
фирм на рынке услуг, формирование послепродажного
рынка. Начальная стадия развития рынка
представляет собой период, когда производители
товара занимают прочную позицию ввиду
большого спроса и ограниченного предложения.
В России продолжается активный процесс
внедрения маркетинга в предпринимательскую
деятельность, что способствует формированию
рыночного менталитета граждан и повышению
эффективности перехода страны к рыночной
экономике. Ассоциация маркетинга в СССР
организована в 1990 г., в 1995 г. организована
Российская ассоциация маркетинга На
сегодня развитие маркетинга в России
в значительной степени предопределяется
становлением рыночного менталитета и
рыночной среды. Эволюция маркетинга в
России происходила в несколько этапов.
Первый этап
- в середине 1970-х гг. появляются первые
публикации в области маркетинга, в которых
в большей мере анализировались подходы
и возможности использования маркетинга
во внешнеэкономической деятельности.
Второй этап
- в середине 1980 - начале 1990-х гг. в маркетинговую
элиту вливается молодое поколение маркетологов,
работы которых в основном посвящены общим
проблемам внешнего и зарождающегося
внутреннего российского рынка.
Третий этап
- с середины 1990-х гг. по настоящее время
наблюдается рост научных публикаций,
в которых получают развитие методологические
и теоретические основы маркетинга применительно
к условиям становления в России рыночных
отношений.
Информация о работе Роль маркетинга, его значение для российской экономики