Роль маркетинга в повышении уровня конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы
раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
изучить влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность товара;
исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Конкурентные преимущества предприятия……………...6
1.1 Понятие конкурентоспособности………...………………………6
1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ…………………10
1.3 Конкурентные стратегии предприятия…………………………..17
ГЛАВА 2. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности …..28
2.1 Основные направления конкурентных преимуществ…………28
2.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая. по маркетингу.docx

— 83.22 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

КАФЕДРА маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

      по дисциплине  основы маркетинга 

      на тему: Роль маркетинга в повышении  уровня конкурентоспособности продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса, 318 группы,

очной формы  обучения,

специальности 080111.65  Маркетинг

Грачев Богдан Алексеевич

Проверила: Мазилкина Елена Ивановна

 

 

 

 

 

                                                САРАТОВ 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Конкурентные преимущества предприятия……………...6 
1.1 Понятие конкурентоспособности………...………………………6 
1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ…………………10 
1.3 Конкурентные стратегии предприятия…………………………..17 
ГЛАВА 2. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности …..28 
2.1 Основные направления конкурентных преимуществ…………28 
2.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………..39 

Список используемой литературы…………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Актуальность исследования. По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

Отсутствие  необходимых теоретических и  практических знаний сложного механизма  обеспечения конкурентоспособности  товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при  установлении цен, что ведет в  ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вместе с  тем, политика многих предприятий в  области обеспечения конкурентоспособности  нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

        Степень научной разработанности работы. Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что обеспечение конкурентоспособности  довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, и с какими результатами.

       Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

          Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. В данной работе рассмотрены эти способы и сделана попытка определить преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.

           Для успешной деятельности на рынке предприятие должно осуществлять гибкую ценовую политику. Ценовая политика как составляющая системы обеспечения конкурентоспособности теснейшим образом взаимосвязана со многими аспектами деятельности предприятия: модернизацией производства, инвестиционной деятельностью предприятия, маркетингом, инновациями и многими другими.

           В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.

           Целью курсовой работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе маркетинговых мероприятий по ее совершенствованию.

 

Задачи  курсовой работы

 

  •         раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
  •         изучить влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность товара;
  •         исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке;
  •         рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товара. 

                      ГЛАВА 1. Конкурентные преимущества предприятия

      1. Понятие конкурентоспособности товара

 

         В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

          Понимание того, что скрывается за словом "конкурентоспособность" еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности как характеристике возможности сбыта товара в условиях конкуренции.

         Распространенным является подход к конкурентоспособности как комплексу потребительских свойств товара относительно  его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отождествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.

         Если подойти к определению конкурентоспособности товаров через их цены, которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу.

          Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.

          Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

          Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар был конкурентоспособен.

         Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.

        Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:1

  • расходов на покупку
  • расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.) В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

       Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия.

        Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.

        Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом, среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:

 

К= Р/С → mах

         Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.

Конкурентоспособность продукции тесно привязана к  конкретному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и  т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за "излишним" качеством  может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для  которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему "необходимый" уровень конкурентоспособности. В  ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый  высокий технический уровень. С  другой стороны, на практике нередки  случаи, когда изделие, отвечающее с  технической точки зрения мировым  стандартам, не находит активного  сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет  должной конкурентоспособности.

         Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров к их выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

          Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, и прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. Рентабельность его собственной деятельности - основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оценивается как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Информация о работе Роль маркетинга в повышении уровня конкурентоспособности продукции