Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа
Задачи курсовой работы
раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
изучить влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность товара;
исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности товара.
Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Конкурентные преимущества предприятия……………...6
1.1 Понятие конкурентоспособности………...………………………6
1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ…………………10
1.3 Конкурентные стратегии предприятия…………………………..17
ГЛАВА 2. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности …..28
2.1 Основные направления конкурентных преимуществ…………28
2.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции……………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………...41
Выделение
этапа формирования конкурентных преимуществ
фирмы в процессе стратегического
планирования организации обусловливается
и направленностью данного
Базой для оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.
Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.
Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача предприятия стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
рассматриваются
изменения в требованиях
анализируются направления развития аналогичных разработок;
рассматриваются сферы возможного использования продукции;
анализируется круг постоянных покупателей.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.
По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:
комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия; разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции; оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж; разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия; контроле качества продукции; установлении цен на продукцию; отборе продукции при покупке через тендеры и торги; аттестации продукции; подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции; решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации; подготовка информации для рекламы продукции; решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии; разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и
Оптимальные пути повышения конкурентоспособности разрабатываемой техники обеспечивают наиболее рациональное целевое использование инвестиционных ресурсов, осуществление мероприятий по оптимизации затрат при создании новой техники, а также условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка.
Представленные в результаты оценки конкурентоспособности позволяют выработать следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия:
сосредоточить все ресурсы предприятия на деятельности в рамках целевых сегментов рынка, на которых продукция признана конкурентоспособной, и исключить работу по второстепенным направлениям на этапе
разработать
и внедрить пакет дополнительных
сервисных услуг с учетом потребительских
предпочтений на целевых сегментах:
увеличение гарантийного срока, наличие
обменного фонда продукции на
складах дилерских фирм, комплектация
в различных исполнениях
разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении агрессивной имиджевой рекламы8 и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;
разработать и реализовать план по снижению себестоимости продукции с учетом внедрения нового технологического оборудования для производства без потери качества;
провести доработку дизайна продукции с учетом современных тенденций и возможностей нового технологического оборудования;
систематически
оценивать
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельности. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий, а так же повышать конкурентоспособность своего товара.
Итак, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции. Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях. Цена должна оправдывать предложение при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.
Я считаю,
что поставленная мной цель в начале
курсовой работы достигнута. И так как
все задачи были раскрыты, то цель курсовой
тоже достигнута. Изучив данную курсовую,
мы узнали, что маркетинг имеет огромную
роль в процессе повышения конкурентоспособности
товара. Т.к. конкурентоспособность - решающий
фактор коммерческого успеха на развитом
конкурентном рынке. Под этим понятием
понимают соответствие товара условиям
рынка, конкретным требованиям потребителей
не только по своим качественным, техническим,
экономическим, эстетическим характеристикам,
но и по коммерческим и иным условиям его
реализации такие как: поставки, каналы
сбыта, сервис, реклама, а все это
осуществляется при помощи маркетинга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 2004.
2. Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 2004.
3. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г. Светунькова. М.: 2005
4. Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 2008.
5. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2008.
6. Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 2005.
7. Верли Х. Маркетинг, как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. - 2003 г. №6.
8. Уткин
Э.А. Курс менеджмента.
9. Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.
10. . Экономика предприятия (фирмы): Учебник. Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2004
1 Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 2004.
2 Экономика предприятия (фирмы): Учебник. Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2004
3 Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 2004.
4 . Верли Х. Маркетинг, как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. - 2003 г. №6.
5 Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.
6 Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 2008.
7 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г. Светунькова. М.: 2005
8 Ценообразование и рынок. Под ред. Салижманова И. K. М.: Фининформ, 2006.
Информация о работе Роль маркетинга в повышении уровня конкурентоспособности продукции