Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Покупатели приобретают товары, руководствуясь разными мотивами. При разнообразии спроса и в условиях конкуренции каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые ему товары и услуги, а это может отрицательно сказаться на деятельности конкретного предприятия. Трудно удовлетворить запросы всех потребителей, так как у них имеются определенные различия в потребностях.
Цель настоящей курсовой работы – изучить первый этап процесса сегментации рынка.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, цели и критерии сегментирования
Выделить принципы и методы сегментирования
На основе теоретических знаний провести сегментирование потребителей гостиничных услуг.
Предметом исследования курсовой работы является процесс сегментирования рынка.
Задача последнего этапа
– выявление связей между различиями
в потребностях и особенностями
или характеристиками потребителей.
Анкетирование позволяет
Ниже приводятся наиболее часто используемые принципы сегментирования потребительских рынков:
1) Географические – деление рынка на различные географические единицы: континенты, страны, регионы, районы, округа и т.д.
2) Демографические – деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как возраст, пол, этап жизненного цикла семьи, размер семьи, профессия, уровень дохода, религиозные убеждения, раса, национальность.
3) Социально-экономические
– предполагают деление
4) Психографические – деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля, типа личности и личностных характеристик потребителей. Важным психографическим признаком является деление на социальные классы - относительно постоянную, однородную часть общества, к которой можно отнести группы людей, имеющих близкие ценностные ориентации, интересы и поведение. Для различных социальных классов характерны классовые предпочтения товаров и марок одежды, хозяйственных принадлежностей, автомобилей и др. часто участники рынка фокусируют свои усилия на определенном социальном классе, которым, как правило, является средний класс.
Важно понимать разницу между средним классом и средним уровнем жизни. В России выделяют группу «успешной адаптации» (среднего уровня жизни) в размере примерно 25% населения.
5) Поведенческие – предполагают деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей как уровень знаний, особенности реакции на рекламу, отношение к рекламе и пр.
При этом под отношением понимаются устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение покупателей.13
В соответствии с этим выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.14
Сегментация по обстоятельствам
применения — деление рынка на
группы в соответствии с обстоятельствами,
поводами возникновения идеи, совершения
покупки или использования
Сегментация па основе выгод — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте. Например, курение для одной категории потребителей является одной из главных жизненных потребностей, для других — только элементом определенного имиджа.
Статус пользователя
характеризует степень
Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктом. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя — характеристика, в соответствии с которой покупателей классифицируют как неосведомленных и осведомленных о продукте, хорошо информированных о нем, заинтересованных в нем, на желающих его купить и на не намеренных его купить. Маркетинговый план разрабатывается с учетом распределения покупателей по разным стадиям их готовности к совершению покупок.
Принципы сегментирования
потребительских и деловых
Ниже приведены наиболее распространенные переменные сегментирования деловых рынков.
А.М. Годин в работе
«Маркетинг» предусматривает
1) Поводы для совершения покупки. Покупателей можно различать по поводу возникновения идеи, совершения покупки или использования товара.
2) Искомые выгоды. Одна из действенных форм сегментации — классификация покупателей на основе тех выгод, которые они ищут в торговле.
3) Мотивы потребителей (причины совершения покупок) могут подразделяться на сегменты преимуществ.
4) Статус пользователя. Многие рынки можно сегментировать не пользующихся товаром, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей.
5) Интенсивность потребления. Рынки можно также разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара.
6) Степень приверженности. Сегментацию рынка можно осуществлять и по степени приверженности к товару.16
Сегментирование рынка товаров производственно-технического назначения:
Для рынка товаров производственно-технического назначения часто используют следующие основные принципы сегментации:
1) Масштаб предприятия-клиента и потенциал его роста
2) Централизация (
3) Территориальная локализация
4) Покупка дешевого предложения
5) Характеристика специалиста,
принимающего решение о покупке
Существует еще одна
классификация принципов для
рынка товаров производственно-
Сегментирование рынка услуг.
При сегментировании рынка услуг наиболее часто используют следующие принципы:
1) Жизненный стиль клиентов
2) Демографические признаки
3) Выгода клиентов
4) Уровень обслуживания
5) Уровень цен
6) Степень контакта с клиентами
7) Соотношение «цена-качество»19
2.2 Методы (модели) сегментации рынка.
Единого метода сегментирования рынка не существует. Многие предприятия не разглашают свои разработки в этой области. Как правило, освещаются лишь общие вопросы сегментирования. От того насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе.
Выбор метода сегментации
и его применение осуществляется
с применением специальных
Существует множество методов классификации, порожденных различием целей и задач, стоящих перед исследователями. Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются метод группировок по одному или нескольким принципам и методы многомерного статистического анализа.
Суть метода группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести новый товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок (на две части) выборка делится на ряд подгрупп.
Для целей сегментации рынка используются также методы многомерной классификации, когда классификация проводится по комплексу анализируемых признаков одновременно. Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или кластерного анализа, таксономии. Схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс (тип) объединяются люди, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у людей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам. С помощью этих методов решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических, психографических показателей.
Успешно проведенная сегментация позволяет получить хорошие коммерческие результаты. Это связано с тем, что, как правило, «лишь наибольшая часть покупателей обеспечивает получение предприятием наибольшей части его доходов. Данное явление часто называют эффектом Парето или правилом 80/20 (20% покупателей обеспечивают получение 80% доходов). Эффект Парето имеет место практически на всех рынках»21. Данные закон касается как потребительской продукции, так и продукции производственно-технического назначения.
Отсюда можно сделать вывод: каждому производителю нужно найти тот сегмент, ту группу потребителей с однотипной реакцией на маркетинговую деятельность, которая входит в эти 20% и искать ее надо не методом "случайного попадания", а путем исследований рынка. Следовательно, сегментация рынка может быть определена как стратегия, с помощью которой рынок разделяется на сегменты (части), которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на мероприятия комплекса маркетинга. Цель состоит в максимальном проникновении на именно эти сегменты рынка вместо того, чтобы распылять усилия по всему рынку.
Глава 3. Сегментация потребителей гостиничных услуг.
В современных условиях торговым компаниям крайне сложно, а часто и невозможно, адресовать свой товар, в том числе услуги по размещению, всем покупателям Покупателей много, они разобщены и сильно различаются по своим потребностям. В связи с этим количество компаний, использующих массовый маркетинг, весьма ограниченны. Практика показывает, что целесообразнее выделять группы покупателей и направлять товар конкретным сегментам. Такая ориентация позволяет сфокусировать усилия на покупателях, наиболее заинтересованных в покупке именно этого товара.
С целью выявления рыночных сегментов среди потребителей гостиничных услуг и наиболее эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей было проведено исследование клиентов одной из гостиниц города Сургута, а именно гостиницы « Нефтяник».
Гостиница «Нефтяник» является одним из самых больших предприятий по размещению гостей в Сургуте и состоит из 131 номеров на 168 мест. Удобное месторасположение — на площади « Нефтяник» — выгодно отличает это предприятие от других гостиниц города. Среднегодовой коэффициент загрузки составляет порядка 60% максимальная загрузка (80—90%) обеспечивается в дни прохождения различных форумов, нефтяных выставок и ярмарок, так как основной контингент проживающих это работники предприятий нефти и газа.
Цель исследования –
выделение среди множества
Задачи:
1). Определить принципы
сегментации клиентов
2). Выделить сегменты
потребителей на основе
3). Осуществить оценку выделенных сегментов с точки зрения их привлекательности и требовательности к комплексу маркетинга фирмы.
Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что клиенты гостиницы «Нефтяник» предъявляют разнородные требования к комплексу предоставляемых услуг. Наиболее часто в гостинице останавливаются клиенты, посещающие город Сургут с деловой целью. Но для увеличения загрузки гостиницы и расширения её деятельности необходимо осваивать и другие рыночные сегменты.
В процессе исследования используется первичная маркетинговая и письменный опрос с помощью специально разработанной анкеты. ( см. приложение) Количество анкет – 100 штук.
В результате исследования должны быть выявлены отдельные сегменты клиентов, которые предъявляют достаточно однородные требования и обладают однородными признаками.