Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа
Любой рынок состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Покупатели приобретают товары, руководствуясь разными мотивами. При разнообразии спроса и в условиях конкуренции каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые ему товары и услуги, а это может отрицательно сказаться на деятельности конкретного предприятия. Трудно удовлетворить запросы всех потребителей, так как у них имеются определенные различия в потребностях.
Цель настоящей курсовой работы – изучить первый этап процесса сегментации рынка.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, цели и критерии сегментирования
Выделить принципы и методы сегментирования
На основе теоретических знаний провести сегментирование потребителей гостиничных услуг.
Предметом исследования курсовой работы является процесс сегментирования рынка.
3.2. Формирование сегментов потребителей гостиницы «Нефтяник»
В результате применения методов простой группировки и классификации были получены следующие данные: основными клиентами гостиницы являются мужчины (86,7%) и только 13,3% женщин. Их возраст в основном составляет от 30 до 50 лет (66,7%), респондентов в возрасте до 30 лет значительно меньше (26,7%), и совсем малочисленна группа старше 50 лет — всего 6,6%.
Чаще всего клиенты гостиницы приезжают из других городов России — 93,4% (из них 26,6% из Москвы), остальные 6,6% — из стран ближнего зарубежья. Следует заметить, что на момент проведения обследования гости из стран дальнего зарубежья в гостинице отсутствовали.
По роду занятий клиенты гостиницы распределились следующим образом: руководители — 33,4%, служащие — 23,3%, предприниматели и работники других сфер деятельности — по 20%, а также пенсионеры — 3,3%. 63,3% опрошенных остановились в гостинице вместе с друзьями или сослуживцами; 36,7% — в одиночку.
В зависимости от уровня ежемесячного дохода респонденты составили следующие группы: 40% из них имеют доход от 500 до 700 долл. США, 26,7% — от 200 до 500 долл., 16,7% — более 1000 долл., 10% — до 200 долл. и 6,6% — от 700 до 1000 долл. Далее с помощью сопоставления установлена взаимосвязь между выделенными признаками, выявлены наиболее выразительные группы клиентов.
Анализ клиентов гостиницы помог выделить группы сегментов, но не показал их различия в пожеланиях и предпочтениях. Поэтому следующим этапом исследований явилось установление особенностей спроса на гостиничные услуги выявленных сегментов потребителей. Для основной группы респондентов — 47,4% важно, чтобы в гостинице предоставлялись услуги по организации питания гостей: 23,7% предпочитают услуги развлечения (казино, дискотека); 18.4% опрошенных указали на необходимость наличия сауны, бассейна в гостинице; лишь 2,6% нуждаются в предоставлении услуги по организации экскурсии и 7,9% указали на необходимость оказания других услуг.
Предпочтения различных стилей оформления интерьера распределились следующим образом: классический — 40% респондентов, свободный — 43,3%, романтический — 10% и экстравагантный — 6,7%.
Клиенты гостиничного комплекса «Нефтяник» указали следующие направления совершенствования работы гостиницы: 30% опрошенных на первое место поставили необходимость расширения комплекса дополнительных услуг (в частности, открытие ресторана); два сегмента (по 26,7%) указали на необходимость проведения ремонта и обновления меблировки комнат и применения более гибких иен на гостиничные услуги; 10% считают важным повышение профессионального уровня работников и 6,6% респондентов другие направлении.
Изучив в совокупности признаки клиентов, представляется возможным описать профили полученных сегментов.
1-й сегмент — «требовательный»
2-й сегмент - «лояльный». Ежемесячный доход в этом сегменте составляет от 200 до 500 долл. Им важно, чтобы в гостинице предоставлялись услуги по организации питания и развлечению гостей. Они предпочитают свободный стиль оформления интерьера. В числе первоочередных направлений по совершенствованию деятельности гостиницы они назвали расширение комплекса дополнительных услуг. Это достаточно большой сегмент (26,7%), в котором преобладают мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, занимающиеся различными видами деятельности.
3-й сегмент — «элитный».
Представлен клиентами,
4-й сегмент — «экономный».
Отличительной особенностью
5-й сегмент — «реально оценивающий». Этот сегмент очень малочисленен — всего 6,6%. По мнению гостей, вошедших в данную группу, в гостинице необходимо расширять комплекс предоставляемых услуг и обновлять материально-техническую базу. Они предпочитают свободный и романтический стили. Наиболее значимым направлением по совершенствованию деятельности гостиницы назвали необходимость наличия в гостинице услуг питания. Данный сегмент составляют мужчины в возрасте до 50 лет, занимающиеся предпринимательством и другими видами деятельности.
Тот факт, что в гостинице проживают гости с различными потребностями, указывает на необходимость проведения дифференцированного маркетинга, тем более что при существующей невысокой загрузке есть возможность привлекать и новые, еще не освоенные сегменты гостей.
Заключение
При выходе компании на новый рынок маркетологи сталкиваются с вопросом сегментации рынка и определения ниши, в которой компания будет позиционировать свой продукт. Вместо того чтобы пытаться конкурировать с сильными соперниками в пределах всего рынка, целесообразно выбрать для компании те части рынка (ниши), в которых продукт будет продвигаться наиболее эффективно.
Таким образом, изучив тему курсовой работы «Сегментирования рынка: понятие, принципы и модели сегментации» необходимо отметить, что целью сегментирования рынка является обеспечение адресности производимому, разрабатываемому и реализуемому товару.
Сегментация рынка или фокусирование – это деление потребителей с их разными потребностями на однородные требования к товару и реакции на маркетинговые меры групп (цена, реклама и т.д.). Сегментация рынка представляет собой одну из важнейших отличительных особенностей маркетинговой концепции.
Существует множество
определений понятия
Так же выделяется понятие «сегмент рынка» т.е. часть рынка, группа предприятий, имеющая общие принципы (признаки). Различают принципы сегментирования рынка:
- потребительских товаров (географические, социально-демографические, поведенческие, психографические);
- продукции производственно
– технического назначения (централизованная,
территориальная локализация,
- рынка услуг (уровень цен, уровень обслуживания, степень контакта с клиентами, и др.).
Сегменты и ниши рынка могут быть выявлены с помощью последовательного исследования принципов сегментирования, положенных основ разделения рынка. Так, при исследовании рынка потребителей гостиницы «Нефтяник», мы использовали следующие показатели: пол, возраст, уровень ежемесячного дохода, род занятий и др. Далее с помощью методов группировки и анализа была установлена взаимосвязь между выделенными признаками, выявлены наиболее выразительные группы клиентов. Данное исследование показало, что существует множество сегментов с абсолютно различными вкусами и потребностями, следовательно есть необходимость в осваивании и других рыночных сегментов, для того что бы загруженность гостиницы была – 100%, т. е. есть возможность повышения эффективности работы гостиницы.
Список используемой литературы.
1. Маркетинг. Учебник – практикум / Под ред. Н.П. Ващекина. – М.: Московский государственный университет коммерции. - 1999. – 186 с.
2. Маркетинг: Учебник для вузов. ./ под ред. Н.П.Ващекина. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ИД-ФБК-ПРЕСС. - 2003 – 312 с.
3. Маркетинг. Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. / под ред. В.Ю.Гречкова – М.: Юристъ. - 2002. – 568 с.
4. Маркетинг. Учебник. / Под ред.проф. Э.А. Уткина. – М.: Экмос. - 2001 – 148 с.
5. Маркетинг. Конспект лекций. – М.: Изд-во Приор, 2001. – 167 с
6. Годин А.М. Маркетинг: Учебно – методическое пособие./ А.М. Годин,-- М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 314с.
7.Березин И. Маркетинг и исследование рынка. / И. Березин, – М.: Русская Деловая Литература,1999 – 152 с.
8. Васильев Г.А. Международный маркетинг./ Г.А.Васильев, – М.: ЮНИТИ.1998 – 145 с.
9. .Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. 3-е издание / П.Дойль,.- СПб .: Питер, 2003 – 544 с.
10. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. / Г.Д. Ковалев, – М.: ЮНИТИ, 2000. – 256 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. / Ф.Котлер, – М.: ЮНИТИ.1998. –247 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Ф.Котлер,– СПб.: Вильямс. 2002. - 350 с.
13. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России, 2-е изд. /В.М. Терещенко,– СПб.: Питер, 2004.
14. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями./ А.Б.Титов, – СПб.:2001. – 278 с.
15. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. / В.П. Федько, Н.Г.Федько, – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 – 384 с.
16. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник / П. Чевертон. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2002
17. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/ В.С.Янкевич, Н.Л.Безрукова, – М.: 2002 – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета, использовавшаяся при проведении исследования
Дамы и господа!
Мы рады приветствовать Вас в гостинице «Нефтяник» для лучшей организации Вашего отдыха предлагаем ответить на вопросы нашей анкеты. Искренние ответы помогут сделать Ваш отдых более комфортным и привлекательным, (выбранный ответ/ответы обведите «в кружок»)
1. Какой стиль оформления интерьера Вы предпочитаете?
1) Свободный 2) Классический
3) Романтический 4) Экстравагантный
2. Какая дополнительная услуга для Вас необходима?
1) Питание 2) Развлечения
3) Сауна, бассейн 4) Экскурсии
5) Другое
3. Укажите направления совершенствования нашей деятельности
Расширить комплекс предоставляемых услуг
Ремонт и переоснащение гостиницы
Система оплаты гостиничных номеров
Повышение профессионализма работников
Другое
А теперь несколько слов о себе
4. Ваш пол 5. Ваш возраст
Мужской 1) До 30 лет
Женский. 2) 30 - 50 лет
3) Свыше 50 лет
6. Уровень ежемесячных доходов 7. Род занятий
До $200 0 Руководитель
200-500 долл. 2) Служащий
500-700 долл. 3) Предприниматель
700-1000 долл. 4) Пенсионеры
свыше 1000 долл. 5) Другое
8. Где проживаете
Москва
Другие города России
Ближнее зарубежье
Дальнее зарубежье
Благодарим за сотрудничество!
1 Товарно-дифференцированный маркетинг — тип маркетинга, при котором продавец предлагает два пли несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.д.
2 Маркетинг. Учебник – практикум / Под ред. Н.П. Ващекина. – М.: Московский государственный университет коммерции. - 1999. – С.11.
3 Годин А.М. Маркетинг: Учебно – методическое пособие. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – С.78
4 Годин А.М. Маркетинг: Учебно – методическое пособие.-- М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – С.83
5 Маркетинг: Учебник для вузов. ./ под ред. Н.П.Ващекина. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ИД-ФБК-ПРЕСС. - 2003 – С.56
6 Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С.65
7 Маркетинг. Конспект лекций. – М.: Изд-во Приор, 2001. – С.110
8 Васильев Г.А. Международный маркетинг. – М.: ЮНИТИ.1998 – С.49.
9 Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с.149
10 .Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии. 3-е издание .- СПб .: Питер, 2003 – С.328.
11 Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ.1998. –С.118.
12 Березин И. Маркетинг и исследование рынка. – М.: Русская Деловая Литература,1999 – С.62.
13 Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.:2001. – С.156.
14 Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник – М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. – С.61
15 Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 – С.281.
16 Годин А.М. Маркетинг: Учебно – методическое пособие.-- М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – С.115.
17 Маркетинг. Учебник. / Под ред.проф. Э.А. Уткина. – М.: Экмос. - 2001 – С.49.
18 . Годин А.М. Маркетинг: Учебно – методическое пособие.-- М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – С.112.