Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая "следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации". Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН). По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности

 

возникновения торговых споров между  странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

 

проводятся переговоры между сторонами  с целью удовлетворительного  разрешения споров;

 

если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к  соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

 

если Комиссия не сможет разрешить  спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая  состоит из пяти членов и гарантирует  справедливое урегулирование споров.

 

Следует подчеркнуть, что в отличие  от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

 

 

2.3 Некоторые итоги либерализации  торговли и инвестиций для  стран - участниц североамериканской  интеграции

 

 

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.

 

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного

 

размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения  условий окружающей среды, повышения  активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США - 3,6 млрд долларов. в Мексике - 2,4 млрд долларов., в Канаде - 1,6 млрд долларов.

 

Важнейшее значение для всех стран  имеет проведенное сокращение таможенных тарифов. В результате устранения части  тарифов в 1998 г. по сравнению с 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США, Канадой  и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США; увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американский экспорт в Мексику за аналогичный период увеличился в 2 раза. Это свидетельствует о положительной роли НАФТА в увеличении объемов торговли практически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г. американский экспорт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличился на 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мексиканский экспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных запчастей из Мексики.

 

Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное сальдо торгового баланса Мексики с США превысило в 1998г.14 млрд долл. США, тогда как остальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный дефицит более 11 млрд долларов. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%. В 1999 г. благодаря поставкам на американский рынок мексиканский экспорт увеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долларов. США.

 

Другим положительным эффектом реализации НАФТА является высокий  темп роста инвестиций.

 

Вместе с тем имеются и  противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика - 2,2 млн, а Канада - 1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

 

У Мексики также есть причины  для беспокойства: американские и  канадские ТНК, проникая в страну, "сметают" отечественные малые  и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА  было уничтожено 28000 мексиканских малых  предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств. Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались "эффектом текилы" - бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других "нарождающихся рынков", стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских

 

держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долларов США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.

 

Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные последствия кризиса, в  результате которого уровень жизни  упал ниже показателя 1980 г., то в плане  экономического роста и динамики внешней торговли Мексика в 1995 г. восстановилась относительно быстро. Достаточно сказать, что если во время кризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. - всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем "зонтиком", на который рассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию североамериканской зоны свободной торговли.

 

НАФТА не только смогла выстоять в  период мексиканского кризиса, но и  в дальнейшем показала свою жизнеспособность.

 

По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный процесс  к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие показатели, как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг. И в США, и в Канаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА. Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить. Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание "сообщества демократий Западного полушария". В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.

 

Заключение

 

 

На основе проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

 

Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный  комплекс на основе устойчивых экономических  связей между их компаниями.

 

Классические формы международной  экономической интеграции: зоны свободной  торговли, когда отменяются ограничения  между странами - участницами интеграционного  объединения и прежде всего, снижаются  или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего "четыре свободы" пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики; высшая ступень региональной интеграции - политический союз, который предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование

 

НАФТА - первое соглашение, подписанное  между развивающейся страной  и двумя высокоразвитыми странами.

 

Следует подчеркнуть, что в НАФТА  отсутствуют какие-либо наднациональные  структуры и четкие формы регулирования  интеграционного взаимодействия. В  рамках НАФТА Канада, США и Мексика  сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами. Возможно, именно НАФТА и МЕРКОСУН положат начало всеамериканской зоне свободной торговле.

 

Список использованной литературы

 

 

Интеграция в Западном полушарии / Отв. ред. А.Н. Глинкин. - М.: ИЛА РАН. 2000. - 80 с.

 

Международные экономические отношения/ Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2001. - 368 с.

 

Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / К.А. Семенов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 454с.

 

Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 398с.

 

Международная интеграция / В.Л. Хейфец, А.А. Овденко. - Спб.: ГУАП, 2003. - 68с.

 

Международные экономические отношения - ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 257с.

 

Международная экономика / А.Н. Киреев - М.: Международная экономика, 1999. - 34с.

 

Мировая экономика/ А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. - М.: Финансы и статистика, 2001.

 

Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: Бек, 2002. - 112с.

 

Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734с.

 

Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 78с.

 

Мировая экономика: учебное пособие/ М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: Маркет ДС, 2010. - 416с.

 

Модели современных интеграционных процессов/ Н.Е. Овчаренко. - М.: Проспект, 2003. - 451 с.

 

Экономика/ Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2004. - 254с.ехать в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Финансовый рынок ФРГ, Великобритании  и Франции в 1990-е годы

Европейские финансы более ориентированы  на банковское посредничество, чем  на рынок долговых ценных бумаг. На финансовых рынках Европы происходят существенные изменения, в том числе и в области объединения этих рынков. Некоторые частные рынки стран еврозоны стали более или менее интегрированными, особенно благодаря межбанковскому валютному рынку и – в меньшей степени – быстрому росту рынка корпоративных долговых ценных бумаг.

 

На протяжении многих десятилетий  ХIХ и начала ХХ века финансовый рынок  Великобритании был крупнейшим и  наиболее развитым в мире, что соответствовало  ведущему месту Британской империи  в мировой экономике. После двух мировых войн Великобритания постепенно сдала былые позиции в мировом производстве и торговле, но при этом сохранила, а в 1970–1980-е годы даже упрочила роль международного финансового центра. По объему международных финансовых операций рынок Соединенного Королевства не знает себе равных.

 

На долю Великобритании приходится более 40% оборота торговли акциями  зарубежных эмитентов (то есть иностранными акциями, торгуемыми за пределами национальных рынков), треть валютных операций, более 40% внебиржевого рынка деривативов, пятая часть международного банковского кредитования, 60% первичного и до 70% вторичного рынка еврооблигаций. Лондон – ведущий центр торговли драгоценными металлами. На Англию приходится пятая часть всех собранных премий по морскому страхованию. Страна занимает первое место в мире по положительному сальдо в торговле финансовыми услугами – около 50 млрд. долл. в 2006 году, причем с большим отрывом от Швейцарии, занимающей второе место. В отрасли финансовых услуг Великобритании занято 1071 тыс. чел. Из них в Лондоне работает 338 тыс., но при этом в нем создается 43% ВВП, производимого в финансовом секторе Великобритании.

 

По величине ВВП, объему экспорта, трудовым ресурсам ФРГ занимает лидирующие позиции в Европейском Союзе. Однако по масштабам финансового  рынка Германия по многим позициям уступает Великобритании и Франции. Традиционно после Второй мировой войны по сравнению с англосаксонскими странами за счет выпуска акций в Германии финансировалась заметно более низкая доля капиталовложений, а по отношению капитализации к ВВП ФРГ в два с лишним раза уступает США и в пять раз – Великобритании. Ценными бумагами владеет меньшая доля населения, чем в англосаксонских странах. Совсем невелик рынок облигаций нефинансовых компаний.

 

Эта специфика объясняется особой ролью банков в экономике страны. Они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Финансовый сектор Германии являет собой образец финансовой системы, «основанной на банках» (bank-based).

 

В 1990-е годы проблема недостаточного развития рынка кредитных и финансовых ресурсов, его отставания от конкурентов приобрела приоритетный характер для правительства страны. С его участием и поддержкой была разработана общенациональная стратегия развития финансовых рынков под названием «Финансовая площадка Германия» (Finanzplatz Deutschland), и по ряду показателей Германия заметно усилила свои позиции в Европе и мире, в частности, в области торговли производными финансовыми инструментами. Тем не менее, амбициозная цель перехватить лидерство у Лондона как международного финансового центра реализована не была.

 

 

Рисунок 11 – Структура финансовых активов населения Германии, %

Структура финансовых активов населения  Германии весьма напоминает японскую: около 40% финансовых активов приходится на банковские депозиты, на акции 6%, облигации 18%. Значительная часть приходится на страховые накопления (36%, данные на середину десятилетия). В отличие от США и Японии относительно большая доля в акционерном капитале принадлежит государству – около 7%.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)