Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа
Целью настоящей работы явилось попытаться ответить на вопрос о целесообразности применения шока в рекламе. Для достижения указанной цели, мною ставились следующие задачи: понять, каковы были причины, которые подтолкнули рекламистов к началу использования шока в рекламе; более подробно познакомиться с практикой применения шока в коммерческой и социальной рекламе, а также разобраться в аргументации сторонников и противников данного вида коммуникаций.
Введение 2
Предпосылки возникновения шоковой рекламы 3
Шоковая реклама в нашей жизни 8
Социальная реклама как особый пользователь шоковой рекламы 17
Целесообразность применения шоковой рекламы: мнения
сторонников и противников 32
Заключение 41
Список литературы 43
В нашей стране социальная реклама в последнее время так же, как и в большинстве других развитых стран мира, насыщена шоковыми роликами и плакатами. Поскольку этот жанр рекламы сформировался не так давно, то он не успел еще приобрести собственных традиций и поэтому часто просто перенимает их из зарубежного опыта.
Самым ярким примерам шока в социальной рекламе в России является ролик, снятый по заказу ГИБДД (рис.24). Сюжет видеоролика посвящен тем, кто пренебрег ремнями безопасности: «Пристегнитесь, или пристегнут Вас!» – эти слова звучат рефреном в тот момент, когда медики закрепляют на носилках пластиковые мешки с останками погибших в автокатастрофе. При просмотре этого ролика сразу бросается в глаза его жестокость и мрачность, чем-то напоминающая европейскую рекламу.
Рис.24. «Пристегнитесь, или пристегнут Вас!»
Или, для примера, еще можно привести ролик, также снятый для ГИБДД, но посвященный уже пьянству за рулем (рис.25). В данном ролике машину с пьяным водителем закапывают на кладбище. В ролике видны все те же тусклые краски, которые создают эффект безысходности.
Рис.25. Ролик против пьянства за рулем, Россия.
А на билбордах в Самарской области
были размещены изображения “
И таких примеров можно привести еще очень много - вспомним хотя бы знаменитое «проскочив на красный свет, рискуешь попрощаться с белым». Сюда же относятся и антиалкогольные кампании, и кампании против наркотиков и тому подобное. Но, переняв основные концепции производства социальной рекламы, ее создатели не задумались о целесообразности и правильности применения этих методов в России. Страна с высоким уровнем тревожности населения и обилием шока в повседневной жизни – не лучшее место для его использования. К тому же, общее качество социальной рекламы ниже, чем у зарубежных коллег.
Шок – несомненно, весьма неоднозначное явление в социальной рекламе, нередко приводящее к прямо противоположным ожидаемым результатам. Однако явление, бесспорно, знаковое, отражающее как особенности культуры общества, так и его надежды. России еще предстоит осознать результаты использования шока и решить – нужен или нет нашему обществу этот механизм социальной рекламы. Лично я поддерживаю позицию, что шок, как и любое сильнодействующее средство, полезен в микродозах и только здоровому обществу. Необходимым является использование позитивного посыла, завершающего шоковую рекламу и предоставления вариантов решения проблемы. Не стоит также забывать о потенциальном вреде для психики, который несет в себе шок. А мнения заслуженных рекламистов, руководителей и топ-менеджеров известных компаний и просто людей, заинтересованных в благополучии нашей страны и всего мира, по вопросу целесообразности использования шока в рекламе приведены в следующей главе данной работы.
4. Целесообразность применения шоковой рекламы: мнения сторонников и противников.
Наше общество далеко от идеала, однако, не все язвы можно извести, прижигая их каленым железом. Креаторы хотят быстрых результатов – они заставляют нас замереть на месте, пока доносят свое сообщение до нашего сознания. А есть ли другие пути донести до нас "послание доброй воли"? Разумеется, есть. Просто они не лежат на поверхности - их надо искать. Гораздо проще снять документальный семиминутный ролик о том, как с живого енота снимают шкуру, чем проводить дорогостоящие исследования, работать с целевой аудиторией, тратить время и деньги.
Но, на деле, получается все не так уж и гладко - такого перенасыщения, как на рынке страха и отвращения, еще надо поискать. И здесь возникает очень важный вопрос: нужно ли использовать шок как прием только лишь потому, что он действует? Да, безусловно, - страх работает. Однако, есть много вещей, от которых мир отказался, несмотря на их эффективность: напалм, пули со смещенным центром тяжести, метадон - все эти "великие открытия" человечества были частично или полностью запрещены. Почему? Потому что, кроме данных по эффективности, есть еще один критерий оценки способов решения проблемы - оправдывает ли цель средства.
Существуют разные точки зрения
по поводу использования шока в рекламе.
Например, креативный директор рекламного
агентства Della Femina McNamee Джерри Делла Фемина
считает, что шоковая реклама – это «реклама
отчаяния, которая обижает разум»17.
(Lester, Paul Martin. Visual Communication: images with messages. Wadsworth/Thomson
Learning, Belmont, USA, 2000 – 2nd ed. – 404 p.). По мнению
Делла Фемины, единственная причина выбора
шоковой рекламы – стремление компании
сэкономить средства, получив бесплатную
известность.
Многие не согласны с этим и утверждают, что «шоковая реклама обижает лишь тех, кто живет в коконе и не знает, что на самом деле происходит вокруг него»18. (Lester, Paul Martin. Visual Communication: images with messages. Wadsworth/Thomson Learning, Belmont, USA, 2000 – 2nd ed. – 404 p.).
Оливьеро Тоскани, о котором много было написано ранее, считает, что рекламу можно успешно использовать для информирования общественности. А один из членов руководства компании Benetton, Питер Фрессола, утверждает, что шоковая реклама заставляет людей думать, помогает привлечь общественность к обсуждению серьезных социальных проблем и способствует толерантности во всем мире. Но, в то же время, он одобрительно оценивал рекламу Diesel (о ней я писала ранее – во втором разделе работы) про пистолеты, направленные на людей, указывая на то, что «джинсы ассоциируются с сексом и опасностью. А люди, которых эта реклама обижает, в любом случае не являются потенциальными потребителями продукции Diesel»19. Последний тезис Фрессолы не кажется мне таким уж корректным аргументом, поскольку нельзя говорить о толерантности во всем мире и, в то же время, игнорировать чувства большой группы людей.
По мнению Евгения Попова, генерального
директора РА «Дед Мороз» (производителя
скандального пивного ролика), «эпатажная
реклама очень эффективна, когда
рекламируемый продукт находится
в сегменте, где высока конкуренция, как,
например, на рынке пива. Мы сознательно
пошли на некоторый эпатаж и не проиграли
– вызывающая реклама позволила «Тинькоффу»
выделиться на фоне других марок. По нашим
данным, после выхода ролика продажи продукта
существенно выросли»20.
А вот Никита Казачук, генеральный директор
рекламного агентства «Карат» считает,
что «чаще всего запугивающая реклама
приводит к обратному результату - вызывает
отторжение. Человек, конечно, запомнит
шокирующее рекламное сообщение, но будет
стараться защищаться от него и вряд ли
побежит в магазин за покупкой»21.
Сергей Иванушкин, владелец диагностической лаборатории «Гемотес» - участника вышеописанной рекламной акции в Нижнем Новгороде – признает применение шока в рекламе рискованным, но уместным: «Были большие риски. Мы не могли быть уверены на все 100%, как отреагирует наш потребитель. Рисковали всем, и деньгами, и имиджем. Но результаты превзошли все ожидания!»22.
Дмитрий Патрацкий, руководитель рекламной службы компании «Евросеть», считает, что шоковая и эпатажная реклама способна с наименьшими затратами привлечь к себе внимание людей. Ведь такая реклама необычна, она выделяется на общем сером фоне, вызывает сильные эмоции. Она запоминается и остается в сознании, ассоциируясь с определенным брендом. Когда наша компания была еще маленькой и никому не известной, вспоминает он, появился радиоролик: «Евросеть», «Евросеть», – цены просто о…еть!». Через месяц объем наших продаж удвоился. Я встречал много людей на улицах, которые напевали эту песенку. Большой успех имел также эпатажный рекламный ролик: «…Мама ходит в «Евросеть»…все мы ходим в «Евросеть» с продавцами папездесь купили новенький мобильный…купи себе мобильник, чтоб с друзьями «папездесь»…». Затем был запущен ролик со словами: «…можно все в кредит – «Евросеть» не пи…» в Нижнем Новгороде. Мелодию из него также напевали люди на улицах. Я не уверен, что это плохо. Целевая аудитория наших акций – люди с месячным доходом в $120 – $250. Это подавляющее большинство жителей России. У них денег немного, но достаточно, чтобы приобрести раз в год недорогой, бюджетный, «народный» мобильный телефон и платить за разговоры по $5 – $8 в месяц. Наши покупатели пьют пиво на улице, используют матерные выражения в повседневном общении, встречаются с друзьями – в общем, живут обычной жизнью среднестатистического россиянина. Мы разговариваем с ними на их языке. Однако, глупо было бы говорить, что наш успех построен только на эпатажных акциях. Все, безусловно, взаимосвязано – сеть салонов в самых разных регионах России в формате дискаунтера, увеличивающееся число вендорских портфелей плюс продуманные маркетинговые ходы»23.
Похожей точки зрения придерживается и Алексей Пугачев, президент рекламного агентства Art-Com/Worldwide Partners. «Каждый бренд и каждая компания проходят в своем развитии определенные этапы, которые можно сравнить с жизненным циклом человека. Естественной потребностью полного амбиций юноши является желание заявить о себе, прославиться. Тут все средства хороши. Но молодость быстротечна, вслед за ней приходит средний возраст, когда человека начинают оценивать в соответствии с его репутацией, а эксцентричные выходки оказываются неэффективны и более того – работают со знаком минус. Неожиданно выясняется, что вы не можете вести себя столь же эпатажно, вызывающе и резко – это уже никому не интересно.
Те же закономерности можно усмотреть и в истории компаний и брендов. Когда торговая марка только начинает свою жизнь на рынке, ее владельцам важно одно – чтобы ее запомнили. Но дальше необходимо подкреплять это качеством, стабильностью, надежностью, подходящим эмоциональным наполнением. Иначе говоря, вам придется доказывать потребителю, что вы достойны его лояльности. Решать эти задачи с помощью сексуальных экзерсисов уже не получится. И если вы до этого не выстраивали свой бренд, не инвестировали в него, то может оказаться, что говорить вам просто не о чем. Практика современного бизнеса доказывает: все, что не опирается на крепкий бренд, имеет короткий жизненный цикл. Завоевывать симпатию, доказывая всем, что твой продукт самый дешевый, – неблагодарное дело. Всегда найдется товар, который окажется дешевле. Нетрудно сознательно устроить скандал и, тем самым, заставить людей прийти и купить вашу продукцию – если цена действительно низкая. Подобные акции дают очень кратковременный эффект, на следующий день о них уже никто не вспомнит, как не вспомнит и об их организаторах»24.
Креативный директор Lmh consulting Игорь Ганжа на вопрос о правомерности использования шока как инструмента креатора отвечает следующим образом. «С моей точки зрения это возможно в единственном случае - в социальной рекламе. В обычной коммерческой рекламе шокировать потребителя нельзя.
Социальная реклама напоминает человеку о том, что он человек. В большинстве случаев это задача настолько трудная, что решается только самыми сильнодействующими средствами. Коммерческая реклама может позволить себе не применять «тяжелую артиллерию». С другой стороны, коммерческая и социальная реклама используют принципиально разные механизмы воздействия.
Шокируя потребителя, социальная реклама предлагает ему выход, путь избавления от отрицательных эмоций. То, что позволит ему примириться с собой и забыть об эмоциональном шоке, избавиться от тягостных переживаний. Жертвуя средства в благотворительный фонд, стараясь победить дурную привычку, принимая участие в демонстрации защиты или протеста, потребитель совершает действия, которые одновременно и возвышают его в собственных глазах, и позволяют удалиться от проблемы, которую поставила перед ним реклама. Удалиться. Снизить шокирующее воздействие.
Коммерческая реклама, шокируя потребителя, неизбежно вызывает связь между объектом рекламы и пережитыми им чувствами. Таким образом, расставание с деньгами, на которое ориентирует потребителя шокирующая коммерческая реклама, возвращает его к пережитому шоку. Заставляет вновь и вновь переживать отрицательные эмоции за собственные деньги... Боюсь, немного найдется охотников до покупки отрицательных эмоций.
Впрочем, на маргинальные группы потребителей теоретически может воздействовать и шоковая коммерческая реклама…, правда, я рискну утверждать, что в этой группе не будет работать реклама социальная. И что группы эти не столь многочисленны»25.
Анатолий Ясинский, генеральный директор агентства «POV Точка зрения» придерживается следующего мнения: «Очевидно, что «шоковая» реклама - это реклама, которая заставляет забыть обо всем и переключиться - даже против своей воли - на восприятие заложенной информации. Эффект, разумеется, шоковая реклама имеет, т.к. шок создает «белый лист» в сознании, и этот белый лист легко заполнить чем угодно. В какой-то степени, это тот же эффект, который используют мастера дзен в своих диалогах с учениками. Человек на мгновение лишается стереотипов и получает возможность увидеть мир свежим взглядом. Вот только в случае дзеновских диалогов ученик обретал просветление, а после рекламы у него возникает желание купить очередной ненужный предмет. Поэтому я не считаю уместным использовать шоковую рекламу, если дело не касается реально шоковых тем, как это бывает в социальной рекламе. Возможно, что-то шоковое может применяться для продуктов, которые изначально должны вызывать шок - в кино, клипах и т.п. Как правило, это что-то для молодежной аудитории, которая «юзает» более высокий уровень психологического воздействия в общении»26.
Александр Можаев, президент агентства маркетинговых коммуникаций Znamenka считает, что «у любой коммуникации две основные задачи: 1) привлечь внимание 2) сформировать правильное отношение к бренду/проблеме. …Я за то, чтобы эти две основные стороны/задачи коммуникации были в гармонии между собой. И против того, чтобы использовать шок в рекламе просто для привлечения внимания - у нас и так хватает негатива в жизни и на экране. Это, наверное, и есть главное соображение, по которому и заказчики, и рекламисты у нас избегают этого приема, даже в социальной рекламе. А вообще, "креатив" не должен ни смягчать, ни подчеркивать эффект шока, поскольку креатив и есть совокупность всех элементов, как то - история, заход, прием (в т.ч. и шоковое воздействие), музыка, настроение, которые и обеспечивают воздействие на зрителя/потребителя»27.