Система маркентиговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание

Темой курсовой работы является маркетинга хлебобулочных изделий. В связи с расширением числа производителей данного вида продукции, разгосударствлением крупных государственных предприятий этой отрасли, отсутствием строгих мер государственного ценового регулирования, появлением новых видов оборудования различной производительности и соответственно различной стоимости появилась настоятельная необходимость систематизировать и поставить на разумно обоснованную платформу стратегию и тактику рыночных действий.
Целью данной курсовой работы является составление проекта маркетинга реализации хлебобулочных изделий, оптимизация структуры маркетинговой службы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Икмэк»………………… 4

2. Маркетинговые исследования……………………………………………………….8 2.1. Исследование ранка………………………………………………………………....8
2.2. Современное состояние производства продукции……………………………9-10
2.3. Система ценообразования…………………………………………………………10
2.4. Рынок сбыта продукции…………………………………………………………...11

2.5. Конкурентоспособность продукции………………………………………..…12-13
2.6. Программа формирования спроса и стимулирования сбыта ……………….13-14
3. Проектная часть……………………………………………………………………...15
3.1. Цели и стратегии маркетинга……………………………………………………..16
3.2. Ценовая стратегия предприятия…………………………………………………..17
3.3. Сбытовая стратегия предприятия…………………………………………………18
3.4. Совершенство программы ФОССТИС…………………………………………...18
3.5. Смета бюджета маркетинга……………………………………………………….18
3.6. Расчет эффективности мероприятий по планированию маркетинговой службы . 19
Выводы и предложения…………………………………………………………...…20
Литература……………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Анализ показывает, что особого внимания требует проблема обеспечения населения хлебобулочными изделиями. В Ермекеевсеком районе практически отсутствуют в продаже хлебобулочные изделия в мелкой расфасовке.

Из выше приведенных данных видно, что емкость рынка хлебобулочных изделий велика и определяется числом порядка 120 тыс. тонн в год. Это те потребности населения, которые найдены исходя из нормативных и статистических данных. Как видно из таблицы эта потребность не покрывается полностью за счет больших хлебопроизводящих предприятий, ввиду чего и рентабельны минипекарни.

Производительность пекарни 1600 кг/смену при том, что 1 смена равна 12 часам. Соответственно производительность пекарни за месяц с учетом вынужденных, запланированных и форс-мажорных простоев составляет соответственно 92 тонн хлебобулочных изделий.

Сегментация рынка.

Сегментация рынка – это метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия.

Сегментирование рынка хлебобулочных изделий ООО «Икмек» должно производиться по следующим критериям:

-          географический;

-          демографический;

-          приверженность определенной разновидности товаров;

Прежде чем проводить сегментирование необходимо сказать несколько слов о хлебе и хлебобулочных изделиях как о товаре.

Хлеб – это товар первой необходимости, массового спроса. Он входит в рацион практически любого человека, существующего в рамках цивилизации. С одной стороны – это большой плюс для него, как для товара. Однако тут возникает сразу возникает несколько моментов, которые нужно прояснить: в связи с всеобщей потребностью он также широко распространен и в сети розничной торговли, цены на него, как на товар первой необходимости регулируются государством, затем хлеб обладает коротким сроком хранения, быстро приходит в непрезентабельный вид (черствеет), сильно зависит от рецептуры и качества исходных компонентов.

Все-таки основным критерием сегментирования рынка должен быть критерий географический. В результате проведенных исследований достоверно установлено, что 89% покупателей хлеба являются жителями конкретного микрорайона, а в основном и прилегающих непосредственно к торговой точке домов. Преодолеть эту тенденцию удается в отдельных случаях, как-то реализация с автолотка на Центральном рынке с.Ермекеево, реализация горячего хлеба прямо в торговом помещении в самой пекарне.

Сегментируя по следующему критерию – демографическому пришлось выделить следующие показатели – половой состав, уровень доходов, возрастной состав.

 

2.2 Современное состояние производства продукции

 

Производство хлебобулочных изделий основано на применении комплекса 2 минипекарен ХПА-40 общей производительностью 1600 кг/смену (смена 12 часов).

Общая схема производственного процесса выглядит следующим образом:

-          исходные компоненты для изготовления хлебобулочных изделий (а именно – мука, отруби, яйца, сода, дрожжи и прочие компоненты) закупаются на открытом рынке  - оптовый рынке, Хлебной базе №67. Доставка осуществляется собственным автофургоном;

-          инженерные коммуникации (вода, газ, тепло, электрическая энергия) подведены к производственному помещению пекарни и оплачиваются по общепринятым расценкам;

-          производство хлебобулочных изделий практически автоматизировано (печь ХПА-40 является полуавтоматическим агрегатом). Рабочий процесс обеспечивает бригада пекарей из трех человек во главе с бригадиром. На предприятии работает три бригады пекарей по 1 смене;

-          реализация продукции осуществляется несколькими путями, как то прямая продажа на месте – через магазин «Горячий хлеб» в одном из помещений пекарни, с машины – автолотка на Центральном рынке с.Ермекеево, прямые поставки в розничные продуктовые магазины;

-          контроль качества производится на двух производственных стадиях – входящий контроль поступающих исходных компонентов и исходящий контроль качества готовой продукции, в случае неудовлетворительного качества входящих компонентов или исходящей готовой продукции оформляется соответствующий акт о выбраковке товара, либо в случае неполной потере товаром потребительских качеств – акт о снижении цены на подпорченную продукцию.

Объем производимой продукции придерживается на одном стабильном уровне, который определен долговременными наблюдениями за статистикой продаж. Достигнутый объем производимой продукции позволяет полностью удовлетворять сложившийся уровень спроса и не создавать товарных излишков, которые недопустимы ввиду специфики отрасли – быстрой потери товаром потребительских свойств.

   2. 3 Система ценообразования

 

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Ну а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Издержки фирмы бывают двух видов – постоянные и переменные. Постоянные издержки (известны также под названием «накладные расходы») – это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства.

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. Например, каждый ручной калькулятор, несет в себе издержки на приобретение пластмассы, проводов. В расчете на единицу продукции эти издержки обычно остаются неизменными. А переменными их называют потому, что их общая сумма меняется в зависимости от количества произведенной продукции.

Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства.

Выбор метода ценообразования.

Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственно товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием каких – то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживать при назначении цены.

В нашем случае в ООО «Икмэк» используется комбинированный способ ценообразования – исходя из административных ограничений ценовой политики, цен конкурентов и ориентируясь на издержки.

Данный способ ценообразования диктуется закономерностями рынка, сложившимся рисунком конкурентной среды.

 

 

 

 

 

 

2.4 Рынок сбыта продукции

Схема каналов распределения продукции выглядит следующим образом:

То есть используется в основном методы прямых продаж и одноуровневые каналы распределения (с розничными торговцами).

Основным поставщиком сырья является Хлебная база №67. До того времени он был основным производителем муки в районе. С тех пор он сохранил отличный уровень качества, значительно поднял культуру сервиса и оперативность выполнения обязательств.

Основные посредники по реализации – минимаркет «Восток», продуктовый магазин «Континент», продуктовый магазин №3, ряд других предприятий розничной торговли.

Транспортировка продукции осуществляется с помощью 2 – х автомашин, это собственный автофургон ГАЗель – грузоподъемность 1,5 тонны или 12 м3 осуществляет доставку розничным посредникам, постоянным потребителям, транспортировку прочих грузов.  Также предприятие на договорной основе с частным владельцем автомобиля ИЖ-2127 арендует его транспортное средство для осуществления торговли на рынке с.Ермекеево. Данная схема на сегодняшний день является наиболее оптимальной для минимизации сбытовых расходов.

В практике расчета заработной платы работников предусмотрены премиальные выплаты за повышенные результаты деятельности, фиксируемые в течение расчетного месяца. Применяется также схема процентных отчислений от прибыли тому работнику, который обеспечит стабильный высокорентабельный рынок сбыта товара.

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Конкурентоспособность продукции

 

В настоящее время производством хлеба и хлебобулочных изделий в городе Уфа занимаются 1 хлебозавод работающий в 3 смены, 1 комбинат и множество мини пекарен.

Основной вид продукции – хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, редко булки. Оборудование хлебозаводов достаточно изношено, требует капитальных вложений. Цены на продукцию устанавливают сами предприятия, ориентируясь на социально-защитные ограничения административного характера и включая в нее значительные накладные расходы.

В целом сложившуюся ситуация на данном рынке можно охарактеризовать так: на рынке доминируют два основных товаропроизводителя: хлебокомбинат Ермекеевского Райпо и комбинат хлебопереработки г.Белебея, занимающие более 80 % всего рынка. Однако ввиду высокой степени контроля за ними со стороны государства им приходится придерживаться социально приемлемых цен на хлебобулочные изделия и соответственно более скованы в своих маркетинговых усилиях, нежели оперативно реагирующие на любые изменения внешней и внутренней среды, минипекарни.  Остальные 17-18% рынка хлеба и хлебобулочных изделий и занимают минипекарни.

Факторная бальная оценка конкурентоспособности продукции

Показатели

Предприятия

Коэффициент значимости

Сумма балов

Икмэк

Ерм.хлебокомбинат

Белебеевский комбинат

Икмэк

Ерм.хлебокомбинат

Белебеевский комбинат

1

2

3

4

5

6

7

8

Калорийность

4

4

4

5

20

20

20

Свежесть

5

5

3

30

150

150

90

Влажность

4

4

3

10

40

40

30

Упаковка

5

4

4

5

25

20

20

1

2

3

4

5

6

7

8

Ассортимент

4

5

4

20

80

100

80

Эффективность рекламы

3

 

1

10

30

 

10

Цена

4

4

4

20

80

80

80

Итого

29

26

23

100

425

410

330

 

             

Хлебокомбинат Ермекеевского Райпо.

Хлебокомбинат Ермекеевского Райпо ориентирован главным образом на производство хлеба 1-го сорта, отрубного, уральского подового, пшеничного 2-го сорта, хлебцев докторских, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий (торты, пирожные), кваса, отрубей, сухарей. В настоящий момент объём производства колеблется от 50 до 80 тонн, причем нехватка сырья препятствует предприятию увеличить этот объём. Оборудование: ХПА-140 и новая печь ФТЛ. Используется традиционное сырьё.

Сильные стороны:

-Широкий ассортимент мелкоштучной сдобы.

-Высокое качество кондитерских изделий.

Слабые стороны:

-Устаревшее оборудование.

Комбинат хлебопереработки г.Белебея.

Комбинат  – одно из ведущих предприятий города  по переработке зерна. Годовой объём производства хлебопекарной муки составляет 15 тысяч тонн, муки макаронного помола –14 тысячи тонн, манной крупы – 0,3 тысяча тонн. Налажен выпуск комбикормов в объёме 17 тыс. т./год. Хлебобулочных изделий производится 0,6 – 0,9 тонн/день при активном использовании биологически активных добавок в виде пшеничных отрубей.

Сильные стороны:

-Собственное сырьё в достаточных количествах.

-Постоянно ведется поиск новых продуктов производства.

-Новое и модернизированное оборудование.

Слабые стороны:

-Неудовлетворительное качество хлеба.

-Отсутствие фирменной торговли.

 

Как пример можно взять одну из минипекарен, организованную частным лицом в 1990-е годы и занимающее около 1,5-2% рынка:

2.6 Программа формирования спроса и стимулирования сбыта

 

Стимулирование сбыта – использовать многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка.

К ним относятся стимулирование потребителей (распространения образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковка, продаваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны), стимулирование сферы торговли (зачета за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий) и стимулирование собственного торгового персонала фирмы (премии, конкурсы, конференции продавцов).

Образцы, купоны, упаковка по льготной цене, премии и зачетные талоны. Это основные средства, на которых строится деятельность по стимулированию потребителей. Распространение образцов – это предложение товаров потребителям бесплатно или на пробу.

Образцы могут разносить по принципу «в каждую дверь», рассылать по почте, раздавать в магазине, прилагать к какому-либо другому товару или разыгрывать их в рекламных предложениях. Распространение образцов – самый эффективный и самый дорогой способ представления нового товара.

Информация о работе Система маркентиговых исследований