Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Где мы находимся? Ответ на этот вопрос подразумевает создание пространственной модели, выражающей, где относительно друг друга расположены компания, производимый ей товар, компании-конкуренты с аналогичнымитоварами, продукция более высокой ценовой категории, товары-заменители, а также основные группы потребителей, находящиеся и перемещающиеся в этом «смысловом пространстве».
Тема 4. Идентичность бренда
Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»
Гумилев Н. С.
Позиционирование является важным этапом в разработке бренда, а концепция позиционирования — незаменимым средством для фокусирования маркетинговый; коммуникаций. После того как позиция марки определена, можно "приступать к разработке идентичности бренда. Напомним, что под идентичностью бренда понимается уникальный набор признаков, по которому потребитель распознает (идентифицирует) марку. Эти признаки делятся на две группы: к первой относятся такие свойства, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус или запах. Эти признаки называют атрибутами бренда, их подробному описанию посвящен раздел «Атрибуты бренда». Содержательные признаки, которые потребитель приписывает бренду, будем называть характеристиками. К последним относятся любые ассоциации, отношения, чувства и оценочные суждения, которые потребитель связывает с маркой товара. Из группы характеристик выделим отдельный класс, относящийся только к функциональному качеству марки (т.е. к качеству и надежности товара), назовем содержание этого класса качествами.
Идентичность
бренда представляет собой то идеальное
содержание, каким, с точки зрения производителей,
должно восприниматься содержание бренда
потребителями. Поэтому все участники
брендинга получают задание, связанное с воплощением в
форме идеального содержания, которое
будет передано потенциальным потребителям
и принято ими с минимальными искажениями.
Однако восприятие бренда потребителями (brand
С психологической
точки зрения идентичность бренда —
это проекция в социальную среду
тех атрибутов и характеристик,
по которым марка будет
Итак, идентичность бренда — это связанные в единое целое идеальное содержание и форма, выражающая это содержание. Деятельность по созданию бренда происходит от содержания к форме, или, как говорят, «сначала — что, а потом как». Не будем нарушать этой традиции и начнем выстраивать нашу марку, начиная с того, что она должна означать, а затем то, как это наиболее точно и полно выразить и передать.
Идентичность бренда может содержать самые различные компоненты, так как содержанием марочной идентичности может быть любой признак, являющийся средством распознавания марки. По этой причине каждая компания, занимающаяся брендингом, предлагает собственную структуру марочной идентичности. Так, Дэвид Аакер в книге «Building Strong Brands» описывает следующие элементы идентичности бренда:
¨ имидж бренда, т.е. как марку воспринимают потребители;
¨ позиция бренда, т.е. каким образом марка контактирует с целевой аудиторией и демонстрирует свое превосходство над конкурентными брендами;
¨ внешняя перспектива, т.е. что заставляет людей покупать товар именно этой марки;
¨ фиксация на главных особенностях товара, например высоком качестве, долговечности, надежности и т.п.1
Американская
компания Brand Solutions разде
1. Основные выгоды, преимущества и отличия данного бренда от конкурентных марок.
2. По
3.
4. Ин
Обобщая многочисленные концепции построения идентичности бренда, выделим базовые характеристики этой идентичности, которые встречаются во многих методиках по созданию и развитию марки:
¨ позиционирование бренда (brand positioning) — что предлагает марка и на кого она направлена;
¨ индивидуальность марки (brand personality) — уникальный набор атрибутов и признаков, характеризующих эту марку;
¨ ценности бренда (brand values) — ценности, связанные с личностью потребителя и его социальным окружением;
¨ восприятие качества (quality perception) — то, как потребители оценивают качество товара;
¨ ассоциации бренда (brand associations) — свободные ассоциации, вызванные атрибутами или характеристиками бренда;
¨ суть бренда (brand essence) — самое важное в марке, выраженное пятью словами.
4.1. Индивидуальность бренда
Классическое
определение бренда описывает его
как средство идентификации и отличия,
поэтому индивидуальность бренда представляет
собой систему характеристик, которая
определяет его неповторимость и уникальность.
Все свойства бренда можно разделить на
три категории. К первой относятся декларируемые
особенности марки, т.е. те, которые эксплицитно
предлагаются или обещаются потребителю,
назовем их обещаниями. Во
вторую категорию попадают такие характеристики, которые
требуют конкретных действий (фактов),
подтверждающих их наличие, их можно назвать подтверждениями. Втора
Обещания, данные
или подразумеваемые
Иногда для определения индивидуальности бренда используют описание конкурентных марок как человека. Потребители описывают бренд как набор качеств, свойственных человеку. Различные проективные методики позволяют определить и метафорически описать основные отличия между конкурентными брендами. Один из таких методов разработан в рекламном агентстве Bates и носит название Brand Wheel (Колесо бренда).3
4.2. Ценности бренда
Разработка идентичности
бренда подразумевает определение ценн
Это те ценности,
которые поддерживают его представления
о собственной личности и своем положении
в обществе. Поэтому целесообразно разделять
ценности на индивидуальные и с
Например, разработчики бренда «Electrolux» так определяют общие ценности марок «Electrolux», «Zanussi» и «AEG»: надежность, дизайн, инновации, окружающая среда. Уникальные ценности бренда «Electrolux» можно сформулировать тремя базовыми понятиями: забота, продуманность, простота. Более подробно ценности этой марки будут описаны в разделе «Разработка бренда "Electrolux"».
Какие ценности должен нести бренд «в массы»? Те, которые наиболее полно и точно характеризуют целевую группу потребителей. В связи с этим бренд похож на клубе одноименным названием, так как настоящий бренд — это то, что объединяет группу людей, выбравших данную марку. Если бренд четко спозиционирован по ценностям, убежденно и страстно провозглашает их, он становится символом, или культурным кодом, выражающим как сами ценности, так и потребителей, для которых эти ценности являются значимыми. Люди, лояльные бренду, имеют общие черты, и главная задача брендинга — уловить и выразить эти особенности настолько ярко и полно, чтобы данная марка стала символом объединения потребителей. И тогда бренд станет «клубом», собравшим таких людей.
Дэвид Аакер указывает на пять составляющих марочной ценности:
1. Осведомленность потребителей о бренде.
2. Восприятие потребителями качества и репутации.
3. Ассоциации бренда.
4. Лояльность потребителей бренду.
5. Другие запатентованные ценности бренда (товарные знаки, патенты, ноу-хау и т.п.).1
Потребители отдают предпочтение брендам с высокой ценностью, так как им легче узнать и понять, какими преимуществами обладает марка, они чувствуют к ней большее доверие и получают более глубокое удовлетворение от использования товара. Производители предпочитают более ценные бренды, так как подобные бренды создают лояльность потребителей своей марке, что позволяет продавать товары по более высоким ценам, дает возможность растягивать и расширять бренд, стимулирует эффективность маркетинговых программ.2
4.3. Восприятие качества
В разделе «Четыре уровня качества бренда» мы говорили о том, что функциональное качество марки, т.е. способность товара выполнять свое назначение, является первым уровнем качества бренда, общим как для марки, так и для товара. Напомним, что у каждой товарной категории существуют специфические критерии качества. Так, хороший ластик должен легко стирать, а качественный презерватив должен быть устойчивым к истиранию. Детские игрушки не могут иметь острых деталей, чего не скажешь о ножах или ножницах, где острота и прочность материала определяют их качество. Конечно, качество товара является важным фактором, во многом формирующим потребительский выбор. Однако следует помнить, что понимания качества производителем и потребителем могут не только не совпадать, но даже значительно отличаться друг от друга.
Качество, с точки зрения производителя, определяется в первую очередь теми нормативными документами, которым должен соответствовать товар, изготовленный для продажи. К ним относятся различные стандарты (ГОСТ, ОСТ), технические условия (ТУ), законы (например, Закон о защите прав потребителя) и другие документы, регламентирующие производство, хранение, распространение, использование и сервис. Произведенный товар должен быть эффективным,безопасным и долговечным, его необходимо ремонтировать, проводить гарантийное или сервисное обслуживание.
Изготавливать высококачественный товар важно, но еще более важно, чтобы потребители воспринимали определенную марку товара как качественную. Потребительское восприятие качества определяется не уровнем технологии, способом изготовления или нормативными документами. Решающую роль здесь играет потребительский опыт, знания о товаре и его использовании, а также те массовые представления, которые компенсируют недостаток личного опыта и знаний. Потребительское качество марки связано с взаимодействием с ней на всех этапах (поиск, выбор, покупка, использование, послепродажное обслуживание и т.п.), а также от того идеального результата, каким его представляет потребитель.
Изучение активности потребителей, и в частности того, как они воспринимают качество, может дать ценный материал для разработки бренда и его позиционирования. Например, опросы показали, что потребители выделяют в зубных пастах следующие характеристики качества (по степени важности): защищает от кариеса, отбеливает зубы, освежает дыхание, приятна на вкус, имеет натуральные ингредиенты и использует передовые технологии. Чистота и белизна зубов (с точки зрения потребителей) во многом определяют эффективность и качество зубной пасты, поэтому подавляющее большинство паст белого цвета, а коробки и тюбики используют белый и синий цвета (белизна зубов и чистота). Что будет, если выпустить зубную пасту ярко красного цвета? Скорее всего, покупатели скажут: «Она слишком активная и разрушает мои зубы».