Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:23, курсовая работа
Конкуренция проявляется во всех компонентах бизнеса, дает о себе знать при промахе или ошибке – в рекламе, в научно-исследовательских разработках, в ценообразовании, в прогнозировании и формировании спроса, в сбыте продукции. Выиграть конкурентную борьбу в условиях постоянного противоборства с соперничающими фирмами-производителями и спортивными организациями можно лишь прибегнув к маркетинговым инструментам.
Целью данной работы является изучение маркетинга в сфере спорта и футбольной индустрии. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие спортивного маркетинга;
рассмотреть как пример маркетинг в футбольной индустрии.
Введение 3
Глава 1. Что такое спортивный маркетинг? 4
1.1 Спортивный маркетинг или маркетинг в спорте 4
1.2 Спортивные атрибуты 5
1.3 Спортивный маркетинг в России 11
Глава 2. Маркетинг в футбольной индустрии 13
2.1 Наиболее богатые футбольные клубы 13
2.2 Спонсорство и самые крупные спонсорские соглашения в футболе 13
2.3 Мерчендайзинг в футболе 15
2.4 Самые рекламируемые футболисты 17
Заключение 19
Список литературы 21
Впервые клубы испанской лиги Примьера Дивизион (Primera División) заняли первую позицию в рейтинге, чей доход в прошлом сезоне составил около 190 млн. евро. При этом почти 80% всего дохода распределяются между двумя ведущими клубами - «Реал Мадрид» и «Барселона» - в то время как 168 млн. евро, заработанных английскими клубами, распределены между ними более равномерно. С доходом от мерчендайзинга в 130 млн. евро за ними следует немецкая Бундеслига, заметно опережая итальянскую Серию А (77 млн. евро) и французскую Лигу 1 (67 млн. евро). Российские клубы заработали чуть меньше чем 16 млн. евро.
Вместе с доходом команд первых лиг Нидерландов, Польши, России, Турции и Украины, ведущие клубы данных десяти лиг заработали около 727 млн. евро от мерчендайзинга. Этот доход составляет 7,3% от общего дохода лиг. При экстраполяции дохода от продаж и основываясь на бизнес-моделе каждого клуба, эта сумма соответствует общему объему рынка в 2,1 млрд. евро. Более половины суммы приходится на продукты десятки самых популярных клубов. Наибольшим спросом пользуются предметы мерчендайзинга с логотипами клубов «Реал Мадрид» и «Барселона».
Наиболее продаваемым предметом мерчендайзинга для европейских клубов остаѐтся футболка. 13,7 млн. футболок было продано во время сезона 2009/10. Доля рынка двух гигантов спортивного снаряжения, Adidas и Nike, составляет около 83%, в то время как другие 34 производителя экипировки продали в десяти лигах всего около 2,3 млн. футболок (17%).
«Продажа футболок является основным бизнесом многих клубов и составляет зачастую приблизительно 50% дохода от мечендайзинга клуба», утверждает Андреас Улльманн, старший консультант SPORT+MARKT. «Существует различие культур в плане популярности продуктов. Так например, российские и украинские болельщики охотнее покупают теплые шарфы, а английские предпочитают чашки с логотипом любимого клуба».
Рис. 1 Доход от мерчендайзинга в пяти ведущих европейских лигах и российской футбольной лиги.
Рис. 2 Доход от футбольного мерчендайзинга 10 ведущих клубов.
Рис. 3 Продажа футболок экипировщиками на десяти европейских футбольных рынках за сезон 2009/10.
Рис . 4 Три наиболее покупаемых предмета мерчендайзинга в России.
[9]
Многие известные футболисты зарабатывают достаточно большие деньги, не только играя на поле, но так же и снимаясь в различных рекламных роликах. Знаменитости значительно прибавляют популярности и увеличивают прибыль различным компаниям и популярным брендам. Сегодня достаточно большое количество футболистов, да и других знаменитостей (актеры, певцы и т.д.) снимаются в рекламе. При этом они рекламируют практически все: от возможности купить велосипед author до элитной косметики и прочее. Если же говорить конкретно о футболистах, то среди них есть "любимчики" рекламы. Именно их мы чаще всех остальных могли видеть ранее в различных рекламных роликах.
Первое место по праву достается Дэвиду Бекхэму. Мало того, что один из самых высокооплачиваемых футболистов в мире, но так же и является лицом и самым востребованным спортсменом многих престижных брендов. Достаточно давно считается, что пик карьеры футболиста уже прошел. Однако это не мешает ему зарабатывать достаточно крупные сумы денег вне футбольного поля. Из 40 млн $, которые футболист зарабатывает в течении года, большая часть идет именно за счет участия в рекламных компаниях.
Второй в списке "рекламных" футболистов является Криштиану Роналду. Помимо реализации себя на поле и заработка достаточно больших денежных сумм, как успешный и талантливый игрок, молодой Роналду зарабатывает приличные денежные суммы и благодаря съему в рекламах известных брендов. Футболист учувствовал в рекламных компаниях: Coca-cola, Nike, Giorgio Arman и прочее.
Лео Месси считается не только лучшим футболистом в мире. Даже те, кто не увлекаются футболом, знают, что он включен в число спортсменов, которые считаются высокооплачиваемыми. При этом Месси, как и многие футболисты и спортсмены, не наблюдает со стороны и участвует рекламных компаний. Его ежегодный заработок составляет 32 млн$. Дополнительно к этому он получает еще и достаточно большие суммы за рекламу в знаменитых брендах Dolce & Gabbana, Adidas, PepsiCola и прочее.
Это далеко не все футболисты, которые снимаются рекламе и различных рекламных компаниях. Ведь каждый производитель и владелец известного бренда понимает, что "лицо" знаменитости приносит миллионы. [10]
Совсем недолго спорт был просто спортом, то есть тем, где люди выясняли, кто из них «быстрее, выше, сильнее». Со временем он превратился в инструмент государственной и международной политики, транснациональным коммерческим предприятием. В связи с этим к нему возрос интерес не только со стороны болельщиков, но и со стороны бизнесменов, государственных деятелей, деятелей культуры и т.д. Но если для достижения политических целей спорт научились использовать еще в начале прошлого века (бойкоты некоторыми странами Олимпийских игр, заключение под стражу неугодных спортсменов), то вот получать от спорта прибыль даже в XXI веке удается далеко не всем. Именно поэтому все чаще приходится слышать о спортивном маркетинге. Для одних – это соломинка, которая поможет спортивному клубу или мероприятию выжить, для других – формирование абсолютно нового подхода к спорту, его управления, функционирования, восприятия. Сегодня спорт является уникальным маркетинговым инструментом, обладающий атрибутами недоступными многим другим сферам, такими как: зрелищность, непредсказуемость результатов, преданность болельщиков, доступность, спортивные ценности, вариативность участников спортивного рынка и целевой аудитории, популярность СМИ и многие др.
Так как мы маркетологи, хотелось бы
сказать кто такой спортивный
маркетолог и какая его основная
деятельность. Как и любой бизнес,
спорт требует
С каждым днем сфера спортивного маркетинга становится все более популярной. Но далеко не каждый маркетолог сможет эффективно работать в профессиональном клубе, ведь ему потребуется решать ряд специфических задач, которые не встречаются в общей теории маркетинга. А именно:
На сегодняшний день емкость рынка спортивных менеджеров - 35-40 тысяч человек по всей России, а все учреждения, готовящие спортивных менеджеров, выпускают 400-500 человек. Плюс не все выпускники адаптируются к этой профессии.
Сегодня только начинается становление отечественной школы спортивного маркетинга. Важно понять, что в такой ситуации развитие всегда идет путем, который уже кем-то опробован, это означает подражание специалистам стран, которые уже добились солидных успехов в этой сфере.