Сравнительный анализ разных стратегий фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы. Стратегии имеют несколько отличительных черт. При возникновение внезапных изменений во внешней среде фирмы обращение к стратегии становится жизненно необходимым. Причиной таких изменений может стать насыщение спроса, крупные изменения в технологии внутри или вне фирмы, неожиданное возникновение многочисленных новых конкурентов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 74.77 Кб (Скачать документ)

Этап жизненного цикла  товара. Эффективность средств стимулирования бывает разной в зависимости от этапа  жизненного цикла товара. На этапе  выведения товара на рынок наиболее эффективными с точки зрения формирования высокой степени осведомленности  являются реклама и пропаганда, в  то время как стимулирование сбыта полезно в смысле подталкивания потребителей к опробованию товара. Личная продажа обходится сравнительно дорого, но ею все равно приходится пользоваться для побуждения розничных торговцев заняться продажей товара.

На этапе роста реклама  и пропаганда продолжают сохранять  свою значимость, а вот деятельность по стимулированию сбыта можно сократить, ибо на этом этапе требуется меньше побуждений,

На этапе зрелости значимость стимулирования сбыта по сравнению  с рекламой возрастает. Марки покупателям  уже известны, и нужно лишь напомнить  о них с помощью рекламы.

На стадии упадка к рекламе  прибегают только для напоминания, пропаганду сводят на нет, коммивояжеры уделяют товару минимум внимания. Однако стимулирование сбыта продолжает оставаться активным.10

 

2.3. Сравнительный анализ базовых стратегий фирмы (стратегии ценового лидерства, стратегии дифференциации и стратегии фокусирования).

Для проведения данного сравнительного анализа возьмём 3 базовые стратегии  фирмы: стратегию ценового лидерства, стратегию дифференциации и стратегию фокусирования. Эти стратегии называются базовыми, так как все виды бизнеса или отрасли следуют им независимо от того, производят ли они, обслуживают, или являются неприбыльными предприятиями. Характерные черты базовых стратегий отражены в табл. 1.

Достоинствами стратегии  низкоценового лидерства является возможность для лидера предложить более низкую, чем конкуренты, цену при том же самом уровне прибыли, а в условиях ценовой войны  способность лучше выдержать  конкуренцию благодаря лучшим стартовым  условиям.

Основные характеристики базовых стратегий

                    Таблица 1

 

Ценовое лидерство

Дифференциация

Фокусирование

Продуктовая 
дифференциация

Низкая (в основном по 
цене)

Высокая (в основном 
по свойствам)

От низкой до высокой 
(цены или свойства)

                       Сегментация рынка

Низкая (массовый 
рынок)

Высокая (много 
рыночных сегментов)

Низкая (один или 
немного сегментов)

Отли чительная 
компетентность

Производство и

управление

материалами

НИОКР, сбыт и 
маркетинг

Все виды отличительной 
компетентности


 

Ценовой лидер выбирает низкий уровень продуктовой дифференциации и игнорирует сегментирование рынка. Он работает на среднего потребителя, обеспечивая пониженную цену. Ценовой  лидер защищен от будущих конкурентов  своим ценовым преимуществом. Его  более низкие цены означают также, что  он менее чувствителен, чем конкуренты, к возрастанию давления поставщиков  на входе и покупателей на выходе. Более того, так как ценовое  лидерство обычно требует рынка  больших размеров, укрепляется его  позиция в "торговле" с поставщиками. При поступлении на рынок заменяющих продуктов ценовой лидер может  снизить цену и сохранить долю рынка. Преимуществом ценового лидера является наличие барьеров входу, так  как другие компании неспособны войти в отрасль, используя цены лидера. Таким образом, ценовой лидер находится в относительной безопасности, пока он сохраняет ценовое преимущество. Принципиальной опасностью для него является нахождения конкурентами путей снижения своих издержек (например, при изменении технологии).

Целью стратегии дифференциации является достижение конкурентного  преимущества путем создания продуктов  или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При  этом компании могут использовать повышенную (премиальную) цену. Достоинством стратегии  дифференциации является безопасность компании от конкурентов до тех пор, пока потребители сохраняют устойчивую лояльность к ее продукции. Это обеспечивает ей конкурентные преимущества. Например, мощные поставщики редко представляют для такой компании проблему, так  как она более настроена на цену, чем на себестоимость. Компания, естественно, не имеет проблем и  с сильными покупателями. Дифференциация и широкая лояльность покупателей  создают барьеры входу других компаний, которым для этого необходимо выполнять конкурентоспособные  разработки. Наконец, заменяющие продукты могут создать угрозу только при  способности конкурентов производить  продукты, удовлетворяющие в такой  же степени потребителей и способные  сломать устойчивую лояльность к  дифференцированной компании.

Основной проблемой такой  компании остается поддержание уникальности в глазах потребителей, особенно в  условиях имитации и копирования. Угроза может также возникнуть из-за изменения  запросов и вкусов потребителей.

Изменения в технологии производства (например, появление ГПС) делает разницу  между стратегиями ценового лидерства  и дифференцирования менее заметной. Фирмы могут осуществлять политику дифференциации при низких издержках. Другими путями снижения издержек при  дифференциации является широкое применения стандартных узлов и деталей, ограничение числа моделей, применение системы поставок "точно вовремя". Учитывая это, некоторые фирмы пытаются соединить преимущества ценового лидерства  и дифференциации. Они могут назначить премиальную цену за их продукцию по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора, что может обеспечить им большую прибыль, чем у компаний, использующих чистые базовые стратегии.

При стратегии фокусировки  выбирается ограниченная группа сегментов. Маркетинговая ниша может выделяться географически, типом потребителя, сегментом из диапазона продуктов. Выбрав сегмент, компания использует в  нем или дифференциацию, или низкоценовой подход. Если она использует низкоценовой подход, то конкурирует с ценовым  лидером в том сегменте рынка, где последний не имеет преимущества. Если компания использует дифференциацию, то она выигрывает на том, что дифференциация производится в одном или немногих сегментах. При этом чаще всего используется отличительное преимущество в виде качества на основе своей компетентности в узкой области.

Конкурентные преимущества компании, применяющей стратегию  фокусировки, вытекают из ее отличительного преимущества. Это дает ей хорошую  конкурентную силу относительно покупателей, так как они не могут получить такой же продукт в другом месте. По отношению к сильным поставщикам, однако, фокусирующая компания находится  в худшем положении, так как она  закупает в сравнительно небольших  объемах. Но до тех пор, пока она может  увеличивать цены для лояльных потребителей, этот недостаток не так существенен. Потенциальным новым фирмам надо преодолеть барьер лояльности, он же снижает  угрозу появления заменяющих продуктов. Преимуществом является также более  тесная связь с потребителями  и возможность более полного  учета их нужд. Упрощается также  и менеджмент по сравнению с компаниями, придерживающимися стратегии дифференциации.

Гибкие производственные системы создают новые преимущества для фокусирующих компаний: небольшие  партии можно производить по более  низкой цене. Однако в целом возможность  экономии на масштабах производства у них ниже.

Вторая их проблема состоит  в том, что ниша, на которую работает компания, может внезапно исчезнуть  из-за изменений в технологии или  во вкусах потребителей. Поскольку  имеется угроза, что компании - дифференциаторы  будут создавать аналогичные  продукты, а ценовой лидер привлекать покупателей низкой ценой, то компания с фокусной стратегией должна находиться в состоянии постоянной обороны  своей ниши.

Если компании не определили четко своей стратегии, то, как  правило, они получают результаты ниже среднего и страдают при усилении конкуренции.

Выбор стратегии инвестиций

Инвестиционная стратегия  относится к сумме ресурсов, человеческих и финансовых, которые должны дать конкурентные преимущества. Базовые  стратегии обеспечивают конкурентные преимущества, однако их надо развивать  и поддерживать. Дифференциация с  этой точки зрения наиболее сложна, так как компания вкладывает ресурсы  во многие функции (НИОКР, маркетинг) для  развития отличительных преимуществ. Принимая решения по стратегии инвестиций, компании должны учитывать их отдачу при данной конкурентной стратегии. Два фактора являются критичными в выборе стратегии инвестиций: 
- конкурентная позиция компании в отрасли, 
- стадия жизненного цикла отрасли.

Конкурентное положение  компании в отрасли определяется, прежде всего, долей рынка, контролируемой фирмой, и наличием у нее отличительных преимуществ.

Каждая стадия жизненного цикла отрасли предъявляет различные  требования к инвестициям. Табл. 2 обобщает соотношения между стадией жизненного цикла, конкурентной позицией и инвестиционной стратегией для одиночного бизнеса.

На стадии зарождения требуются  большие инвестиции, поскольку компания создает свои конкурентные преимущества. Она вкладывают средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если компания вложила  средства в создании конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию. Компании со слабой конкурентной позицией на всех стадиях жизненного цикла могут выбрать уход для прекращения своих потерь.

В стадии роста естественна  стратегия роста компании с расширением  рынка. Компании требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно компании стараются  консолидировать существующие маркетинговые  ниши и войти в новые. Следовательно, компании должны вкладывать ресурсы  в маркетинг, кроме того, они должны окончательно выбрать свою базовую  стратегию (например, слабые компании - фокусирование).

Выбор инвестиционной стратегии  в одиночном бизнесе

Таблица 2

 

Стадии 
жизненного 
цикла

 

 

Сильная конкурентная позиция

Слабая конкурентная позиция

Зарождение 

Создание рынка    

 Создание рынка    

Рост    

Рост

Концентрация рынка

Замедление роста   

Рост рынка

Концентрация рынка 
или 
"сбор урожая"/ликвидация

Зрелость 

Поддержка   или  сбор прибыли

"Сбор урожая" или   

ликвидация / раздевание

Спад

Концентрация рынка, 
"сбор урожая", 
понижение активности

Полный поворот, ликвидация, раздевание


При замедлении роста конкуренция  растет и компаниям с сильной  конкурентной позицией нужны ресурсы  на расширение рынка за счет доли слабых компаний. Характер инвестиций зависит  от стратегии фирм. Например, для  ценового лидера при угрозе ценовой  войны важны вложения в управление стоимостью, а при дифференциации необходимо усилить продуктовый  диапазон и сети распределения.

На стадии зрелости компании в условиях усиливающейся конкуренции  стремятся защитить свои позиции. Поэтому  инвестиции вкладываются в поддержку  стратегии. На этой стадии компании желают возвратить свои прошлые инвестиции. Пока новые прибыли реинвестировались  в дело, дивиденды были малы, а  теперь компании могут избрать стратегию  максимальных прибылей акционеров.11

1Ансофф. И.   «Стратегическое управление». Издательство: «Экономика». Москва,  1989г.   27-31с.

2 Зайцев Л.Г и Соколова М.И «Стратегический менеджмент».  Изд. «Экономист». Москва, 2003г.  136-137с.

3 Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп., 2005.   194с.

4 Зайцев Л.Г и Соколова М.И «Стратегический менеджмент».  Изд. «Экономист». Москва, 2003г.  149-153 с.

5 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. «Стратегический менеджмент. Искусство разработки и

реализации  стратегии» Учебник для вузов. испр. и доп. Изд. Банки и биржи, ЮНИТИ. 2000г. 71с.

6 http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0016/

7 Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп., 2005.  398-401с.

8 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. «Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии» Учебник для вузов. испр. и доп. Изд. Банки и биржи, ЮНИТИ. 2000г.

9 http://www.oblakokursov.ru/2010/02/16/7s-mckinsey/

10 http://bibliotekar.ru/biznes-42/126.htm

11 http://www.aup.ru/books/m24/7.htm

 


Информация о работе Сравнительный анализ разных стратегий фирмы