Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:19, контрольная работа
Главная цель маркетинговых исследований — уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам.
Не менее важным источником информации являются сведения, приобретаемые фирмой на коммерческих началах. Крупными покупателями информации являются Госкомстат и его местные органы, в т.ч. управление переписи населения. Сведения также продают, а иногда предоставляют безвозмездно альтернативные информационные службы, частные предприятия, располагающие какими-либо данными.
Информация поступает также по каналам внутрифирменного учета и отчетности, в том числе бухгалтерская отчетность. Не менее важным источником маркетинговой информации служит процесс обмена сведениями между участниками процесса товародвижения, а также между участниками коммерческих переговоров. Источником информации можно считать данные специальных обследований, проводимых самой фирмой или по ее заказу; в частности разовые или постоянные замеры параметров. В торговых предприятиях и сфере услуг, как правило, постоянно собирается информация торговых корреспондентов. Это торговые работники (продавцы, товароведы, административные работники предприятий и т.п.), которые за особую плату регулярно сообщают о своих наблюдениях за конъюнктурой рынка. Источниками конъюнктурной информации служат также справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами. Часто сбор информации организуется во время проведения выставок-продаж, ярмарок.
Исключительно важным источником маркетинговой информации по праву считаются различного рода экспертные оценки и прогнозы. В маркетинговой информации можно использовать непосредственное наблюдение (например, регистрация времени, затрачиваемого на покупку и т.д.).
Самым распространенным в маркетинговом исследовании и очень информативным источником являются опросы. Существует значительное число видов опросов. Например, опросы потребителей, предпринимателей, специалистов (к опросам относятся также интервьюирование и анкетирование). Специфической формой опроса являются панели - разовые или постоянные выборочные обследования семей/домохозяйств или обследования предпринимателей.
Также распространены неформальные источники информации. American Express, Sony, Whirlpool, Procter & Gamble и многие другие компании в дополнение к формальным опросам, которые они проводят, стали просить покупателей обращаться с жалобами, если у них таковые возникают. Центр ответов компании GE в Луисвилле ежегодно принимает более трех миллионов звонков по бесплатному номеру компании, и примерно 10 процентов этих звонков составляют жалобы. Жалобы используются специалистами по маркетингу для того, чтобы обнаружить проблемы и улучшить продаваемые продукты или обслуживание. Двадцать пять процентов звонящих просят помочь принять решение о покупке, что дает GE шанс влиять на 500 000 покупательских решений. American Express ежегодно тратит 150 миллионов долларов, чтобы помочь покупателям решать возникающие проблемы. Коммуникационные линии, банки данных, компьютеры, персонал и специальные тренинги дают невероятное количество маркетинговой информации, которая может быть использована при принятии решений.
Проведение маркетинговых исследований и разработка стратегий маркетинга связано с получением, обработкой и анализом информации, которая во многом обуславливает качество принятых решений. В связи с этим менеджер по маркетингу должен определить. Какая информация ему необходима? Где ее можно получить? В каком объеме? В каком виде? В какие сроки? На сколько полученная информация ценна? Каковы затраты на получение информации ? Своевременные ответы на эти вопросы позволят получать релевантную информацию. По способу получения маркетинговой информации исследовапния подразделяется на два вида: вторичные (desk research) и первичные (field research). Вторичные исследования как правило базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию - это изучение уже имеющихся источников информации об изучаемой или исследуемой проблеме в системе маркетинга. Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть - маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям), прочие данные (о производительности установок, оборудования, о загрузке производственных мощностей, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).
В качестве внешних источников выступают:
- публикации национальных и международных официальных организаций; |
- публикации
государственных органов, |
- публикации торгово-промышленных палат и объединений; |
- ежегодники статистической информации; |
- отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; |
- книги, сообщения в журналах и газетах; |
- публикации
учебных, научно- |
- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации; |
- материалы консалтинговых организаций. |
Значимость для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем. Мефферт Х. предложил для выбора источников информации при проведении вторичных исследований информационную матрицу (табл.4.1.), в которой показана частота использования источников внутренней и внешней информации в зависимости от объекта исследования (каналы сбыта, формирование цены и т.д.).
Основными достоинствами вторичных исследований являются:
Исследования, выполненные на основе вторичной информации, как правило, являются предварительными и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки (в случае международного маркетинга).
Для более глубокого исследования необходима оперативная информация. Эта информация, собранная впервые для конкретной цели, получила название первичной информации, а исследования, выполненные на базе ее анализа - полевые (field research).
Сбор и анализ первичной информации целесообразно проводить только в тех случаях, когда изучение вторичной информации не дает нужного результата. При этом нужно сформулировать требования к вторичной информации, что определяется предметом и объектом проводимого исследования. Сочетание вторичной и первичной информации в требуемых объемах, содержании и качестве может привести к достижению целей исследования.
Таблица 4.1. Матрица источников информации для кабинетных исследований маркетинговых мероприятий
Информация о \Источники информации |
Каналах сбыта |
Формах сбыта |
Формировании продукта |
Формировании цены |
Поставкахи условия оплаты |
Рекламе, паблик-рилейшнз |
Службе клиентов |
ВНУТРЕННИЕ |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Статистика товарооборота | |||||||
Статистика заказов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | |
Калькуляция затрат |
Х |
Х |
Х |
Х | |||
Карты клиентов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | ||
Корреспонденция клиентов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Карты посредников по сбыту |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х | ||
Сообщение представителей фирмы |
Х/Х*) |
Х/Х |
Х/Х |
Х/Х |
Х/Х |
Х/Х |
Х/Х |
Отчеты службы клиентов |
Х/Х |
Х |
Х | ||||
Сведения о покупках |
Х/Х |
-/Х |
Х/Х |
-/Х |
-/Х |
||
ВНЕШНИЕ Данные Госкомстата, оборот |
-/Х |
||||||
Данные Госкомстата, цена |
-/Х |
||||||
Проспекты, каталоги |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
Отчеты фирм |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
|||
Экономические газеты |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
Профессиональные журналы |
Х/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х | |||
Справочники |
Х |
Х |
Х/Х |
||||
Справочные бюро |
Х |
Х |
Х |
||||
Каталоги выставок и ярмарок |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
-/Х |
*) - В числителе
- для собственной фирмы; в
Основными методами получения первичных данных являются опрос, наблюдение, эксперимент. Наибольшее распространение получил метод опроса и интервью. Разновидностью этого метода можно считать панельное исследование. В последнее время, в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, панели и моделирование применяются для решения исследовательских задач разного уровня. В то же время каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда:
Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов и частичным или выборочным, если им охвачен определенный процент респондентов.
Сплошные исследования обычно используются для изучения относительно небольшого числа респондентов, например, крупные потребители, крупные фирмы. Вообще сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны, высокими затратами ресурсов и времени.
Частичные или выборочные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях. На практике применяются следующие методы частичного исследования: случайной выборки, нормированной (по квоте) выборки, концентрированной выборки.
При проведения кабинетных или полевых исследований следует иметь ввиду, что сбор и обработка данных в процессе исследования осуществляется методами, которые теория маркетинга в заимствовала из математики, статистики, психологии, социологии и социальной экономики. Процесс формирования методов маркетинговых исследований имеет свою историю. Котлер Ф. в 1988 г. описал развитие новых методов, применяемых в маркетинговых исследованиях (табл.4.2.). Характеристика методов, применяемых при полевых исследованиях приведена в табл.4.3.
Таблица 4.2. Развитие методов маркетинговых исследований
Этап времени |
Методы |
до 1910 |
Непосредственные наблюдения |
Простые опросы | |
1910 - 1920 |
Анализ продаж |
Анализ затрат на производство продукции | |
1920 - 1930 |
Анкеты |
Техника инспектирования и обзоров | |
1930 - 1940 |
Метод частичного наблюдения |
Методы простого корреляционного анализа | |
Дистрибьютивный стоимостной анализ | |
Методы оценки торговых точек | |
Техника проверки запасов | |
1940 - 1950 |
Методы теории вероятности |
Регрессионные методы | |
Потребительские и торговые панели | |
1950 - 1960 |
Исследование мотивов |
Исследование операций | |
Многофакторная регрессия и корреляция | |
Экспериментальные исследования | |
Анализ вариации | |
1960 - 1970 |
Факторный и дискриминантный анализ |
Математические модели | |
Теория принятия решений | |
Байесовский статистический анализ | |
Теория масштабирования | |
Компьютеризация анализа и обработки данных | |
Маркетинговое моделирование | |
1970 - 1980 |
Многомерное шкалирование |
Эконометрические модели | |
Комплексные модели планирования маркетинга | |
Лабораторное тестирование | |
с 1980 |
Общий и торговый анализ |
Причинный анализ | |
Интервью с помощью компьютера | |
Кодификация продукции и оптическое считывание | |
Каноническая корреляция |
Таблица 4.3. Методы полевых исследований
Метод |
Характеристика | ||||||||
Опрос, интервью |
| ||||||||
Наблюдение |
| ||||||||
Другие формы |
|
По сравнению
с наблюдениями и экспериментом
опросы позволяют исследовать
При организации опроса уделяют внимание тактике опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.
Рекомендуется следующий порядок проведения опроса: |
Подготовительные мероприятия: |
- определение объема информации; |
- предварительное исследование; |
- разработка плана опроса. |
Разработка проекта анкеты: |
- развитие тест-вопросов; |
- проведение тест-исследования. |
Обоснование методов выбора опрашиваемых: |
- сплошной или выборочный опрос; |
- определение вида выборки. |
Информация о работе Сущность и назначение маркетинговых исследований