Сущность и назначение маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание

Главная цель маркетинговых исследований — уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам.

Работа состоит из  1 файл

маркетинг.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

Основными достоинствами  этого метода исследования являются: невозможность участия наблюдателя при выборе наблюдаемого объекта; в отдельных случаях отсутствует возможность исследования всех характеристик наблюдаемого объекта одновременно; невозможность зарегистрировать субъективные факторы поведения изучаемого объекта; при проведении соучаствующего наблюдения возможно влияние поведения изучаемого на процесс наблюдения.

Эксперимент является важнейшим инструментом анализа  и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий, где  проводится эксперимент различают полевой и лабораторный эксперимент. Главная цель эксперимента - это исследование поведения объекта по динамике его выходных параметров при изменении входных характеристик, которые могут варьироваться как экспериментатором (лабораторный), так и окружающей средой (полевой). Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменения поведения конкурентов и коммерсантов.

Наибольшее  применение на практике находит полевой  эксперимент, который проводится нормальных условиях окружающей среды. Он находит применение для исследования в области маркетинга товаров, средств производства и средств потребления.

Лабораторный  эксперимент проводится в специально подготовленных условиях тестирования. В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают  четыре группы эксперимента:

1. Открытый эксперимент,  когда тестируемый осведомлен  о цели, задачах и условиях эксперимента;

2. Эксперимент  в не ясной для тестируемого  ситуации, когда известны ему  только его задачи и его  поведение в эксперименте, но  не известны цели эксперимента;

3. Мнимый эксперимент,  когда тестируемый знает цели  и задачи опыта, но не знает условий ситуации, в которой он будет проведен;

4. Неопределенный  эксперимент, когда тестируемый  полностью не осведомлен о  цели, задаче и условиях проведения  эксперимента.

На практике имеют место эксперименты, которые  проводятся в форме различных тестов и упорядочиваются по различным критериям:

  • - по месту проведения тестирования (рынок, студия, дом и др.);
  • - по объекту тестирования (продуктовый тест, ценовой тест и др.);
  • - по личности тестируемого (актуальный потребитель, эксперт, потенциальный потребитель и др.);
  • - по продолжительности теста (краткосрочный, продолжительный);
  • - по объему тестирования (полный или частный тест продукта);
  • - по числу тестированных продуктов.

Данные, полученные в процессе маркетингового исследования должны пройти процедуру обработки, обобщения и интерпретации. При этом выделяют при области: упорядочения, масштабирования (шкалирования), обобщения и анализа. Упорядочение данных заключается в распределении данных по категориям, их редактировании и кодировании результатов, а также их табулировании. Упорядочение данных по категориям осуществляют по заранее заданным условным классам или зонам. Например, распределение заработной платы для работающих может быть представлено так:

Лица с заработком до 200 тыс. руб.,

Лица с заработком от 200 до 500 тыс. руб.,

Лица с заработком от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.,

Лица с заработком от 1 до 5 млн. руб.,

Лица с заработком выше 5 млн. руб.

Под редактированием  понимается просмотр данных, имея ввиду  возможности их использования. Представление просмотренного материала данных в форме таблиц означает их табулирование.

Шкалирование  означает классификацию данных по определенным критериям. На практике применяются  номинальная шкала (классификационные), порядковая шкала (ранговые) и количественные (метрические).

Номинальные шкалы  основываются на том, что объектом присваиваются  какие-то признаки и они классифицируются по наличию и отсутствию определенного  признака.

Порядковая  шкала предусматривает сопоставление  интенсивности определяемого признака у исследуемого объекта, т.е. располагает их по признаку "больше-меньше", но без указания, насколько больше или меньше. Порядковую шкалу называют также ранговой шкалой (например, система бальных оценок качества или конкурентоспособности товара). Порядковые шкалы широко используются при анализе предпочтений в предпочтений в экономике, например при анализе спроса и предложения.

Количественные  или метрические шкалы подразделяются на интервальные и пропорциональные. Метрические шкалы являются основой  всевозможных статистических операций.

Анализ и  обобщение данных осуществляется методами ручной, компьютерной (полукомпьютерной), когда используется карманный компьютер  и электронной (с использованием персонального или большого компьютера) обработки. Для обработки используются ка описательные, так и аналитические методы. Среди аналитических методов в маркетинге часто применяются: анализ трендов, методы нелинейной регрессии и коррекции, дискриминантный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и другие. Возможные направления применения отдельных аналитических методов показаны в табл. 4.7.

Методики качественного  и количественного анализа широко известны и описаны в специальной литературе.

Таблица 4.7. Примеры использования аналитических  методов 

Метод

Вопросы

Регрессионный анализ

Как изменится  объем сбыта, если объем рекламных  мероприятий сократить на 10%?

Как оценить  цену на хлопок в последующие шесть  месяцев?

Имеет ли влияние  объем инвестиций в промышленности автомобилестроения и строительство?


Дисперсионный анализ

Влияет ли упаковка на уровень объема сбыта?

Влияет ли цвет объявления на число лиц, которые  вспоминают о рекламе?

Имеет ли влияние  выбор каналов сбыта на объем  сбыта?


Дискриминантный анализ

Чем различаются  курящий и некурящий?

Разработайте  классификацию кредитоспособности покупателей кредита по признакам: "заработная плата", "образование", "возраст".


Факторный анализ

Как установить зависимость многочисленных операций, к которым особо чувствительны  покупатели автомобилей от нескольких комплексных факторов?

Как описать  влияние этих факторов на различные  марки строящихся автомобилей?


Кластерный  анализ

Распределить  на группы покупателей крупного торгового  центра в соответствии с их потребностями.

Как определить тип читателей известного журнала?

Можно ли классифицировать покупки в соответствии с Вашими интересами в политических процессах?


Многоразмерное  шкалирование

В какой мере соответствует продукт Вашей  фирмы идеальному представлению  покупателей?

Какой имидж  имеет Ваша фирма?

Изменится ли позиция покупателей к приобретению в течение пяти лет?



В таблицах 4.8., 4.9., 4.10. представлены данные, необходимые  для анализа окружающей среды, рынка  и предприятия.

Таблица 4.8. Информация для анализа окружающей среды

Экологическая окружающая среда

- наличие энергии

- наличие сырья

- направления  защиты окружающей среды

- требования  по утилизации и вторичному  использованию


Технологическая окружающая среда

- технология  производства

- технология (свойства) товара

- инновации  товара

- технологии-заменители

- технологии  утилизации


Экономическая окружающая среда

- рост национального  дохода

- рост внешней  торговли

- изменение  платежного баланса

- изменение  обменного курса

- тенденции  инфляции

- развитие рынка  капитала

- развитие рынка  рабочей силы

- инвестиционные  тенденции

- ожидаемые  изменения конъюнктуры

- развитие особых  секторов


Социально-демографическая  окружающая среда

- рост населения

- структура  населения

- социально-психологические  течения


Политическая  и правовая окружающая среда

- глобальные  политические изменения

- национальные  политические изменения

- региональные  политические изменения

- экономико-политическое  развитие

- социально-политическое  развитие

- влияние профсоюзов

- развитие налоговой  системы



Таблица 4.9. Информация для анализа рынка

Количественные  данные о рынке

- емкость рынка

- рост рынка

- доля рынка

- стабильность  спроса


Качественные  данные о рынке

- структура  потребности

- мотивы покупки

- процессы покупки

- отношение  к информации


Анализ конкуренции

- оборот/доля  рынка

- сильные и  слабые стороны

- определимые  стратегии

- финансовая  помощь

- качество управления


Структура покупателя

- количество  покупателей

- виды/размеры  покупателей

- сложности,  свойственные отдельным регионам

- сложности,  свойственные отдельным отраслям


Структура отрасли

- количество  продавцов

- вид продавцов

- организации/союзы

- загрузка производственных  мощностей

- характер конкуренции


Структура распределения

- географическая

- по каналам  сбыта


Надежность, безопасность

- барьеры для  доступа

- возможность  появления товаров-заменителей



Таблица 4.10. Информация для анализа предприятия

Общие моменты  в развитии предприятия

- рост оборота

- увеличение  денежного потока

- рост прибыли

- изменение затрат


Маркетинг

- результат  работы на рынке

- широта ассортимента

- глубина ассортимента

- степень удовлетворения  потребителя

- качество товаров

- качество дополнительных  работ (программное обеспечение)

- цены

- ценовая политика

- условия при продаже (напр., скидки)

- условия платежа

- рыночная деятельность

- сбытовая концепция

- организация  сбыта

- рекламная  концепция

- затраты на  рекламу

- стимулирование  сбыта

- связи с  общественностью (паблик-рилейшнз)

- торговые марки

- престиж фирмы

- престиж товара

- распределение

- готовность  осуществить поставку

- складская  политика


Производство

- производственная  программа

- технология  производства

- целесообразность

- уровень организации  и технологии

- степень использования

- производственная мощность

- производительность

- издержки производства

- надежность  закупок/снабжения


Исследования  и развитие

- мероприятия  и инвестиции для исследования

- мероприятия  и инвестиции для развития

- производительность

- совершенствование методов

- совершенствование  продукции

- совершенствование  программного обеспечения

- исследования  и развитие- ноу-хау

- патенты и  лицензии


Финансы

- капитал и  структура капитала

- скрытые резервы

- потенциал  финансирования

- оборотный  капитал

- ликвидность

- оборот капитала

- интенсивность  инвестиций


Кадры

- качество персонала

- работоспособность

- участие в  работе

- политика оплаты  труда/социальное обеспечение

- климат на  предприятии

- коллективизм


Руководство и  организация

- уровень планирования

- методы принятия  решений

- контроль

- качество и  работоспособность руководящих  работников

- целесообразность  организации

- информация  внутри предприятия:

- учет и отчетность

- информация  о рынке


Бенчмаркинг

-внутренний;

-внешний;

-функциональный;


Потенциал для  нововведений

- ввод новых  видов деятельности на рынке

- освоение новых  рынков

- освоение новых  каналов сбыта


Информация о работе Сущность и назначение маркетинговых исследований