Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:32, курсовая работа
В условиях рыночных отношений обеспечить предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность. А это означает, что руководство предприятия всегда должно искать новые оригинальные ходы в управлении. Одним из таких исключительно важных и новых для российских предприятий подходов к управлению является стратегическое управление как определяющего фактора эффективного производства.
Глава 1. Маркетинговое планирование…………………………………………3
1.1 Необходимость маркетингового планирования…………………………..5
1. 2 Содержание и структура плана……………………………………………17
Глава 2. Содержание маркетингового планирования предприятия на примере туристической фирмы ООО «Алиса»…………………………….………...24
2.1 Организационно-правовая структура ООО "Алиса" и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Алиса»……………………….………….24
2. 2 Анализ маркетинговой деятельности ООО "Алиса"……….…….………27
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию управления деятельностью фирмой ООО "Алиса" на международном и внутреннем рынке туристических услуг….………………………………………….……...34
Заключение……………………………..……………………………….……….37
Список литературы……………………………………………………….……..38
· оказание услуг в области туризма;
· осуществление туристической деятельности в ближнем и дальнем зарубежье;
· организация туристических поездок, командировок специалистов;
· обслуживание частных и деловых поездок, культурных, гастрольных, благотворительных и других мероприятий;
· участие в организации и эксплуатации отелей, турбаз, мотелей;
· продажа авиабилетов на внутренние и зарубежные рейсы авиакомпаний различных стран.
Фирма оказывает следующие виды туристических услуг:
· реализация туристических путевок (Турция, Египет, Италия, Испания, Кипр, Скандинавия, Болгария);
· отправка за рубеж по индивидуальным программам;
· автобусные туры по Европе;
· реализация путевок в здравницы и дома отдыха;
· организация экскурсий;
· организация туристических поездок по России (Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Лазаревское);
· встреча в аэропорту и на вокзалах;
· обслуживание конференций и деловых встреч;
· услуги гидов и гидов-переводчиков;
· визовая поддержка;
Фирма разрабатывает и реализует турпродукты, которые включают в себя:
1. Туры специальной направленности (познавательные, оздоровительные и т. п.)
2. Туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.)
3. Товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, буклеты, сувениры и др.)
Для составления стратегического планирования предприятия был проведен анализ финансово-экономической деятельности, который показал:
1. Стоимость активов росла с 2007 по 2009года, что свидетельствует о развитии хозяйственной деятельности компании, но с начала года снизилась почти до уровня 2007 года, что обусловлено влиянием финансового кризиса 2008-2009 годах.
2. Коэффициент концентрации собственного капитала ниже в 2007-2009 годах находится в пределах нормативного значения. Чем выше значение этого коэффициента тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств.
3. Постоянные активы представлены оборотными средствами. В 2009 году произошло уменьшение постоянных активов с 13 700 до 10 596 тыс. руб. В компании ООО "Алиса" произошел рост имущественного потенциала предприятия в целом.
4. Анализ платежеспособности фирмы в 2007-2009 гг. снизился на 0,62%, коэффициент быстрой платежеспособности снизился на 0,19%, а коэффициент абсолютной платежеспособности снизился на 0,17%.
5. Рассчитав суммарное значение Альтмана для туристической компании ООО "Алиса" равное 2,98 соответствует низкой вероятности банкротства.
Туристическая компания ООО "Алиса" имеет большой опыт в сфере выездного туризма. Она отправляет людей в такие страны как: Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Турция, Египет, Италия, Испания, Кипр, Болгария. Фирма сотрудничает с большим количеством компаний в этих странах. Работа с партнерами этих стран осуществляется на основе разовых заявок, т.к. это форма взаимного сотрудничества является наиболее простой в организации для туроператора. Фирма бронирует гостиницы под клиента, который уже внес предоплату. Менеджер фирмы делает предварительный запрос о наличии свободных мест гостиниц для размещения. В случае подтверждения брони фирма оплачивает в указанный в подтверждении заявок срок, необходимую сумму денежных средств. После оплаты турфирме присылается ваучер. Партнеры туристической компании ООО " Алиса" имеют аккредитацию в консульствах, и берут на себя обязательство по подготовки документов и своевременному и правильному оформлению виз.
Кроме того менеджеры туристической компании оформляют полис добровольного страхования медицинских расходов граждан выезжающих за границу, необходимую, для оформления визы. Турфирма также предлагает туры по популярным курортам, экскурсионным программам. Групповые туры в страны организуются следующим образом: фирма бронирует своих туристов в отеле и самолете, организует встречу и доставку туристов в отели, а также экскурсионное обслуживание. Все вопросы, связанные с размещением и питанием туристов берет на себя турфирма. У фирмы налажены отношения с такими сетями отелей как "Grecotel", "Iberostar" и др. Фирма работает с отелями на условиях стартовой повышенной комиссии, а также на условиях приоритетного бронирования. Такой подход менеджмента гостиниц основывается на благоприятном и долговременном опыте работы с туристской фирмой ООО "Алиса", большом объеме поставляемых туристов. Для проведения исследования маркетинговой деятельности туристической компании ООО "Алиса" был исследован рынок туристических услуг, проведен анализ продаж по всем направлениям, а так же проведено исследование конкурентно - способности фирмы.
Таблица. - Анализ продаж туристических путевок за 2007-2009годы по отделу "Скандинавия", тыс. руб.
| |||||||
Направление | Швеция | Финляндия | Норвегия | Дания | ИТОГО |
| |
Цена путевки | 2007 г. | 16,1 | 15,8 | 14,2 | 17,1 | - |
|
| 2008 г. | 21,4 | 19,8 | 17,2 | 18,0 | - |
|
| 2009 г. | 26,3 | 22,7 | 14,7 | 20,7 | - |
|
Себестоимость путевки | 2007 г. | 11,3 | 8,7 | 9,5 | 12,1 | - |
|
| 2008 г. | 15,9 | 12,3 | 12,2 | 12,9 | - |
|
| 2009 г. | 20,1 | 14,3 | 9,6 | 15,4 | - |
|
Количество проданных путевок | 2007 г. | 40 | 100 | 50 | 50 | 240 |
|
| 2008 г. | 90 | 110 | 85 | 70 | 355 |
|
| 2009 г. | 50 | 50 | 45 | 15 | 160 |
|
Доход от реализации | 2007 г. | 644,0 | 1580,4 | 71,3 | 854,4 | 3209,4 |
|
| 2008 г. | 1927,8 | 2178,0 | 1459,0 | 1260,0 | 6824,8 |
|
| 2009 г. | 1314,0 | 1135,0 | 662,4 | 310,7 | 3422,1 |
|
Расходы | 2007 г. | 450,0 | 871,6 | 477,3 | 601,0 | 2405,7 |
|
| 2008 г. | 1435,3 | 1354,3 | 1037,7 | 900,9 | 4959,3 |
|
| 2009 г. | 1002,6 | 715,5 | 434,2 | 231,1 | 2383,3 |
|
Прибыль | 2007 г. | 194,0 | 708,8 | 233,0 | 247,4 | 1383,0 |
|
| 2008 г. | 492,4 | 823,6 | 421,3 | 359,1 | 2096,0 |
|
| 2009 г. | 311,4 | 419,5 | 282,2 | 796,8 | 1038,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из данных таблицы уровень продаж туристических путевок за 2009 год упал почти в 2,5 раза.
Самым прибыльным направлением за 2007-2009 годы является Финляндия, она составило 51% прибыли от реализации всех туристических путевок.
Анализ продажам туристических путевок за 2007-2009 год по отделу "Черноморское побережье" представлен в таблице.
Таблица - Анализ продаж туристических путевок за 2007-2009 годы по отделу "Черноморское побережье", тыс. руб.
| ||||||||
Направление | Сочи | Анапа | Туапсе | Геледжик | Лазаревское | ИТОГО |
| |
Цена путевки | 2007 г. | 19,2 | 17,8 | 14,0 | 12,6 | 12,3 | - |
|
| 2008 г. | 24,5 | 20,3 | 16,8 | 17,4 | 15,2 | - |
|
| 2009 г. | 28,0 | 24,5 | 20,5 | 21,6 | 19,0 | - |
|
Себестоимость путевки | 2007 г. | 13,2 | 11,8 | 10,0 | 8,6 | 8,8 | - |
|
| 2008 г. | 17,0 | 14,3 | 11,8 | 10,4 | 10,9 | - |
|
| 2009 г. | 20,5 | 18,5 | 14,2 | 14,2 | 14,8 | - |
|
Кол-во проданных путевок | 2007 г. | 200 | 100 | 80 | 50 | 30 | 460 |
|
| 2008 г. | 75 | 30 | 60 | 60 | 45 | 270 |
|
| 2009 г. | 50 | 30 | 25 | 22 | 19 | 146 |
|
Доход от реализации | 2007 г. | 3836,0 | 1778,0 | 1120,0 | 630,0 | 369,0 | 7733,0 |
|
| 2008 г. | 1837,5 | 1827,0 | 1008,0 | 1044,0 | 684,0 | 6400,5 |
|
| 2009 г. | 1400,0 | 735,0 | 512,5 | 475,2 | 361,0 | 3483,0 |
|
Расходы | 2007 г. | 2636,0 | 1178,0 | 800,0 | 430,0 | 264,0 | 5308,0 |
|
Расходы | 2008 г. | 1275,0 | 1287,0 | 708,0 | 624,0 | 490,5 | 4384,5 |
|
| 2009 г. | 1025,0 | 555,0 | 355,0 | 312,4 | 218,2 | 2465,6 |
|
Прибыль | 2007 г. | 1200,0 | 600,0 | 320,0 | 200,0 | 105,0 | 2425,0 |
|
| 2008 г. | 562,5 | 540,0 | 300,0 | 420,0 | 193,5 | 2016,0 |
|
| 2009 г. | 375,0 | 180,0 | 157,0 | 162,8 | 142,7 | 1017,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из данных таблицы уровень продаж туристических путевок за 2009 год упал почти в 2,5 раза.
В Скандинавском отделе за 2007 год была самой прибыльной страной Финляндия, меньше прибыли приносила Швеция. В 2008 году тенденции прибыли сохранились, однако в 2009 году прибыль по Финляндии упала в 2 раза, и самой прибыльной страной стала Дания, у которой рост прибыли увеличился в 2 раза. В Швеции за период 2007-2009 года происходит спад продаж в 1,5 раза. Дания увеличивает рост продаж с 2008-2009 год в 2,5 раза. В отделе "Черноморского побережья" спрос на туристические путевки упал по сравнению с 2008 по 2009 год в 2раза. Не смотря на финансово-экономический кризис в стране и плохого качества услуг, отдел "Отдых за рубежом" стал лидером продаж туристических путевок и принес больше прибыли компании, чем другие отделы.
По оценке экспертов Росбизнесконсалтинга, объем рынка выездного туризма российских граждан в 2008 году составил 1,75 млрд. долл. Выручка от реализации туристической компании ООО "Алиса" в 2008 году составила 54367000 рублей. Рыночная доля ООО "Алиса" выездного туризма в 2008 году составила менее 1% .
Для совершенствования маркетинговой деятельности в будущем проведен сегмент туристов, которые приобретают путевки в ООО "Алиса".
Их анализа выявлено, что самой посещаемой страной является Италия, самый посещаемый возраст 40-50лет, самой посещаемой страной Черноморского побережья является п. Туапсе, самый посещаемый возраст от 30-40лет.
Основными конкурентами ООО "Алиса" на рынке туристических услуг являются следующие турфирмы: Нева, TEZ Tour, Ривьера, Интурист и Натали Турс. Для сравнения сильных и слабых сторон конкурентов было проведено анкетирование 178 потребителей туристических услуг, отобранных случайным образом. Анкетируемым было предложено оценить по пятибалльной шкале деятельность ООО "Алиса" и ее основных конкурентов.
Сравнение с конкурентами показывает, что потребителей в ООО "Алиса" привлекают доступные цены, однако необходимо расширять спектр предлагаемых услуг (разрабатывать новые турпродукты), работать над повышением качества обслуживания и репутации фирмы.
1. Туристическая компания ООО "Алиса", является малым предприятием оказывающие туристические услуги в Санкт-Петербурге, с линейно-функциональной системой.
2. В туристической компании ООО "Алиса" работает персонал, состоящий из 9 человек, что указывает на неуспеваемость работников, со своими обязанностями.
3. Общая стоимость активов росла с 2007по 2009год, что свидетельствует о развитии хозяйственной деятельности компании, но с начала 2009 года снизилась почти до уровня 2007года, что вероятно обусловлено влиянием финансового кризиса в 2008-2009годах.
4. Постоянные активы представлены оборотными средствами. В 2009 году произошло уменьшение постоянных активов с 13 700 до 10 596 тыс. руб. В компании ООО "Алиса" произошел рост имущественного потенциала предприятия в целом.
5. Анализ платежеспособности фирмы в 2007-2009гг. снизился на 0,62%, коэффициент быстрой платежеспособности снизился на 0,19%,а коэффициент абсолютной платежеспособности снизился на 0,17%.
6. Нужно повышать квалификацию персонала.
7. Сравнение с конкурентами показало, что у туристической компании ООО "Алиса" доступные цены, однако надо расширять спектр предлагаемых услуг и работать над повышением качества.
8. Туристическая компания ООО "Алиса" не занимается внутренним туризмом.
9. Нет контроля по соблюдению договорных обязательств с зарубежными партнерами и по плановым мероприятиям.
10. Нужно выбрать другую страховую компанию, т.к. срок договора закончился со страховой компанией "Прогресс-Грант". Так же компания не выполняет все пункты договора, тем самым портит репутацию фирмы.
· усовершенствовать базу данных о спросе населения, что увеличит количество потенциальных клиентов;
· для совершенствования в договорах с клиентами должны быть прописаны все пункты, которые удовлетворят клиента согласно его оплате, что позволит фирме и его клиенту более уверенно себя чувствовать;
· ввести контроль по соблюдению договорных обязательств с зарубежными партнерами, что улучшит качество услуг;
· провести стажировку персонала в целях повышения квалификации в сфере услуг туристического бизнеса, для улучшения качества услуг на международном рынке туристической фирмы ООО "Алиса;
Информация о работе Сущность и содержание маркетингового плана