Технология и организация маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:26, реферат

Описание

1996 год стал годом продолжения экономических реформ в Российской Федерации. И хотя пока еще достаточно рано говорить о стабилизации, значительном снижении темпов инфляционных процессов и начале стадии оживления в экономике, но уже сегодня можно констатировать, что основной этап реформ пройден: неэффективная командно-административная система ликвидирована. Однако, свободная рыночная экономика не развилась пока в полной мере, а следовательно, старые связи между предприятиями в большинстве случаев безвозвратно потеряны, что вдвойне усугубилось развалом державы.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 374.00 Кб (Скачать документ)

интерпретации. Поэтому на практике наиболее распространение при проведении

маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.

Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны, и отвечать

следующим требованиям:

1)   Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать

двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в форму­лировку

вопроса, были понятны опрашиваемому;

2)   Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например: «Не считаете

ли Вы, что не следует.»);

3)   Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны

пересекаться (например: «до 20; 21-30; 31-40; более 40);

4)   Вопросы не должны содержать слова «часто», «очень часто», «много»,

«мало», «редко», и т.п., так как количественное восприятие этих понятий

различными людьми далеко не однозначно.

Состав и последовательность вопросов анкеты так же не должна носить

произвольного характера и при их определении следует руково­дствоваться

следующими требованиями:

1)   Следует избегать вопросов, носящих праздный характер;

2)   В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в

анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, по­зволяющих

выявить возможные противоречия в его ответах;

3)   Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь,

в основе которой следует положить принцип « от общего – к частному»;

4)   Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяс­нение

личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к., при их постановке

возрастет вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу;

5)   Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного

характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вы­звать у него

интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

6)   Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном

возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться

указанием «вилки».

7)   Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно

стараются ограничиваться 10-15 вопросами), т.к., чем длиннее анкета, тем

вероятнее, что она будет отвергнута.

После разработки анкеты важно провести её опробование в реальных условиях,

т.е. провести анкетирование с её помощью небольшого количества людей,

относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость

этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность,

недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения

включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка

анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, её

опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе

произвести 39её доработку, т.е. лучше адаптировать её к подлежащей опросу

аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным

трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа

отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к по­терям,

несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Организация и проведение сбора информации представляет собой очень

ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был

выбран личный опрос.

Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате

опроса недостоверной информации, причинами которой являются:

-      Труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к

значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходи­мостью

совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к

смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой

категории опрашиваемых;

-      Отказы опрашиваемых участвовать в опросе;

-      Неискренность или пристрастность опрашиваемых;

-      Неискренность или пристрастность интервьюеры. Степень негативного

влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от  организации

сбора информации и контроля над ними.

     Организация сбора информации включает:

¨    Определение требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной

информации, его подбор, обучение или инструктаж. При проведении инструктажа

следует обратить внимание на степень активности интервьюеров и, следовательно,

воздействия их на опрашиваемых лиц. Так, интервьюерам может быть отведена

активная роль при проведении опроса. В этом случае они сами задают вопросы,

наблюдают за поведением опрашиваемых, фиксируют их ответы и поведение, а

также, при необходимости, разъясняют им задаваемые вопросы. Другой подход

ограничиваем действия интервьюеров. Он предусматривает чтение вопросов анкеты

опрашиваемыми и фиксацию собственных ответов;

¨    Четкое определение мест и времени сбора информации;

¨    Ориентацию системы стимулирования труда персонала, привлеченного к

сбору информации, на квалифицированное и добросовестное выпол­нение возложенных

на них обязанностей;

¨    Создание организационных предпосылок для контроля работы,

осуществляющего сбор информации персонала и для последующего анализа собранной

информации. Для этого каждая из анкет должна иметь название и номер, а в

случае личного опроса или опроса по телефону, в анкете следует предусмотреть

указание даты и времени опроса, места опроса или номера телефона, номера

интервьюера и его подпись.

В процессе непосредственного сбора данных большое значение приобретает

текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимость оперативные

поправки в организацию этой работы.

После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их посту­пления

производится их систематизация и анализ.

2.4.Систематизация и анализ собранной информации.

Систематизация первичной информации состоит обычно в клас­сификации вариантов

ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форме (чаще

всего в табличной).

Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной информации,

как правило, с использованием статистических методов. Окончательные

результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих

собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях фирмы в

будущем.

Завершающим этапом исследования является представление отчета о его

результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с

докладом перед представителями заказчика.

2.5. Представление полученных результатов исследования.

Как правило, отчет о результатах исследования готовится в двух вариантах:

подробном и сокращенном. Подробный вариант представляет собой полностью

документированный отчет технического характера, предназначенный для

специалистов отдела маркетинга фирмы. Сокращенный вариант отчета

предназначен для руководителей фирмы и содержит подробное изложение основных

результатов исследования, выводов и выработанных рекомендаций. При этом он

не отягощен информацией технического методического характера, первичными

документами и т.п.

Обычно содержание отчета и основные требования к нему пред­варительно

согласуются с заказчиком и поэтому могут иметь специфику и особенности. Тем

не менее, существуют общие требования к содержанию отчета о проведенном

маркетинговом исследовании, предусматривающие обязательное включение в него

следующих вопросов:

1)   Цель обследования?

2)   Для кого и кем оно проведено?

3)   Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследова­нием?

4)   Размер и характер выборки, а так же описание применяемых методов

взвешенного отбора?

5)   Время проведения обследования?

6)   Использованный метод обследования?

7)   Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех

применявшихся методов контроля?

8)   Экземпляр анкеты?

9)   Фактические результаты?

10)       Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов?

11)       Географическое распределение проведенных опросов?

В заключении следует подчеркнуть, что успешное проведение ис­следования

требует тесного контакта между исследовательским коллективом и руководством

фирмы (или его представителем) на всех этапах маркетингового исследования.

Это позволит исследователям четче сориентировать свои усилия на проблемах,

стоящих перед фирмой и избежать неожиданных расхождений позиций с

руководством фирмы по различным вопросам на последнем этапе исследования. А

руководству фирмы глубже понять результаты исследований и убедиться в их

корректности и объективности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Проведение маркетинговых исследований сопряжено не только со значительными

финансовыми затратами, но и требует больших организационных усилий, во

многом определяющих эффективность самого процесса исследований.

Проведение маркетинговых исследований может быть организовано как путем

привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и

силами собственного персонала фирмы. Большинство фирм активно используют

результаты маркетинговых исследований, выполненных специализированными

организациями. Это обусловлено недостатком у них специалистов в области

маркетинговых исследований, что, в свою очередь, связано с неравномерностью

распределения в течение года исследовательских работ, а так же стремлением

фирм выполнить исследования в сжатые сроки.

Наряду с этим многие фирмы полностью или частично удовлетворяют свои

потребности в маркетинговых исследованиях собственными силами, создавая для

этих целей соответствующие структурные подразделения. В зависимости от

величины фирмы, особенностей, стоящих перед неё задач, а так же сложившихся

убеждений руководства, возможны различные варианты форм организации

исследовательской деятельности фирмы, отражающие разную степень

функциональной обособленности маркетинговых исследований. Так, в маленькой

фирме вся маркетинговая деятельность возложена на одного специалиста.

Возможно и обособление исследовательских функций путем возложения

обязанностей по проведению маркетинговых исследований на одного или

нескольких специалистов отдела маркетинга.

Однако важность роли, которая отводится маркетинговым иссле­дованиям в

управлении фирмой, требует большой организационной обособленности этой

деятельности, которая находит свое выражение в создании структурного

подразделения фирмы, специализированного на проведении маркетинговых

исследований. Обычно такое подразделение носит название службы или отдела

маркетинговых исследований, но иногда может быть названо иначе (например:

отдел маркетинговой информации и т.д.)

Количественный и качественный состав работников отдела мар­кетинговых

исследований определяется исходя из широты круга проводимых им исследований.

Основой для этого служит перспективный план проведения маркетинговых

исследований. При его разработке следует составить список исследовательских

работ, определить их приоритетность и произвести ориентировочную оценку

финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения каждой из

указанных выше работ. Кроме того, следует выделить работы, проведение которых

носит систематический характер, т.е. выполняемых с определенной

периодичностью и разовые исследования.

Анализ этих данных позволяет составить план маркетинговых ис­следований

фирмы, включающий важнейшие для фирмы работы. Определить какие из них

подлежат выполнению силами собственного отдела маркетинговых исследований (в

первую очередь к ним относят исследования, носящие систематический характер)

и какие следует поручить сторонним организациям.

Эффективность работы отдела маркетинговых исследований во многом зависит от

места, которое отводится ему в организационной структуре фирмы. При решении

этого вопроса важно основываться на принципе первого лица, предусматривающем

непосредственное подчинение по вопросам принципиального характера директору-

распорядителю (генеральному директору или иному возглавляющему фирму лицу).

Это касается, прежде всего, представления о результатах маркетинговых

исследований и определения их направленности.

Целесообразность такой подчиненности обусловлена необходимостью,

гарантировать объективность выводов и рекомендаций, получаемых в результате

исследования, которые нередко носят критический характер, содержат

критические оценки различных аспектов деятельности фирмы, затрагивающие

интересы различных её отделов и служб и, следовательно, должны

представляться непосредственно руководителю фирмы. Это позволяет обеспечить

объективность и независимость исследовательской работы от других

функциональных руководителей и служб фирмы, дает оценить значение полученных

результатов, абстрагируясь от возможных последствий для того или иного

отдела, а так же снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций между

ними и директором по маркетингу.

Поэтому наиболее целесообразным представляется двойное подчинение отдела

маркетинговых исследований: как директору по маркетингу, так и

непосредственно директору-распорядителю.

Для обеспечения отдела маркетинговых исследований необходимой внутренней

информацией, аккумулируемой другими службами фирмы, следует лишь четко

определить порядок предоставления ему последней. Попытки же некоторых фирм

возложить на отдел маркетинговых исследований всю ответственность за ведение

Информация о работе Технология и организация маркетинговых исследований