Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теории поведения потребителей, её использование в практической деятельности торговых предприятий.
Задачами данной работы являются:
- изучение целей, задач, значения исследования потребительского поведения;
- характеристика факторов, влияющих на поведение потребителей;
- использование теории поведения потребителей в практической деятельности торговых предприятий.
Введение 3
1. Цели, задачи, значение исследования потребительского поведения 5
2.Теория и практика потребительского выбора 15 2.1.Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности
и спроса 15
2.2.Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу
полезности и спроса 20
2.3.Полезность. Теория предельной полезности потребительского
выбора 23
2.4.Эффект замены и эффект дохода 30
2.4.1.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 31
2.4.2.Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
3 Факторы, влияющие на поведение потребителей 39
4. Использование теории поведения потребителей в практической деятельности торговых предприятий 46
Заключение 53
Список литературы 55
Задача: понять "черный ящик" сознания покупателя, который состоит из двух частей:
1-ая – характеристики покупателя, показывающие, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них;
2-ая – процесс принятия решения о покупке, от которого зависит результат.
Таблица 3.5
Этапы процесса принятия решения о покупке.
Осознание потребности |
Поиск информации |
Оценка вариантов |
Решение о покупке (выбор вариантов) |
Реакция на покупку |
Реклама, упаковка, личные контакты, эмпирический опыт |
Качество, цена, полезность, образ. |
Препятствия:
|
|
Дополнительные модели:
Потребитель как активное лицо, проходит все этапы процесса принятия решения о покупке, рационален.
Потребитель как создатель собственной удовлетворенности. Исходит из того, что человек ленив по своей натуре, и без определенного "стимула" не последует никакой "реакции". Главное заключается в том, чтобы не переборщить со стимулом и не вызвать пресыщения.
Итак, выявление целевых потребителей, исследование процесса принятия решения о покупке, отслеживание факторов, влияющих на поведение потребителей, позволит фирме выбрать необходимый сегмент рынка и создать востребованный им товар.
Респонденты выбирались путем случайной выборки по телефонному справочнику г. Тюмени, в количестве 100 человек, по 33 человека с каждого административного округа, которые полностью отражают предпочтения автовладельцев. При проведении исследования потребительских предпочтений использовались результаты РБК-исследований роста рынка автомобилей в России, материалы журнала «Спрос», и интернет-ресурсы.
Результаты исследования оформлены в виде аналитического отчета. Анкета представлена в приложении 1. В результате проведенного исследования по анализу потребительских предпочтений оказываемых услуг в салонах ООО «Еврошина» г. Тюмени было выявлено:
1. Предпочтения по месту совершения покупки. Предпочтения по месту совершения покупки изображены на рис. 4.1. Исходя из которого, можно сделать следующие выводы: 73% тюменских автовладельцев предпочитают покупать автошины, диски и камеры в специализированных магазинах, что связано в основном с предоставлением гарантией и оказанием сопутствующих услуг (шиномонтаж); 17% опрошенных, предпочитают покупать автошины на рынке (в нашем случае, на «Привозе»), обосновывая это меньшей ценой; и оставшиеся 10%, предпочитают покупать авторезину «с рук», что говорит о невысоком доходе опрошенных.
Рис. 4.1 Предпочтения по месту совершения покупки
2. О салоне фирмы ООО «Еврошина» слышали 89% опрошенных и не успели побывать всего 9% человек; из них информацию о функционировании данной организации 33% (из 98% знающих эту фирму) почерпнули информацию из радио-рекламы, 16% - из Интернета, 29% видели щит с рекламой компании и оставшиеся 22%, от знакомых, родственников, друзей. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что в г. Тюмени для ООО «Еврошина» наиболее действенна радио - реклама, на втором месте - щитки на автомагистралях и третье, почетное место занимает реклама и рекомендации друзей, знакомых и родственников, что говорит о необходимости разработки политики качественного обслуживания клиентов данной организации.
Никогда не слышали об этом магазине 2% опрошенных, этот показатель можно охарактеризовать с положительной точки зрения, так как из 100 автовладельцев всего 2 человека никогда не слышали о ООО «Еврошина».
В основном, 34% автовладельцев при
покупке автошин доверяют
3. Факторы, влияющие на решение о покупке. На вопрос «Вы когда-нибудь совершали покупку автошин в салоне фирмы ООО «Еврошина»»; 39% ответили положительно, что говорит о популярности данного салона по продаже шин среди автовладельцев, и видимо, организация завоевала уже определенную долю рынка г. Тюмени, учитывая, что стаж работы данной организации - 1,5 года. 59% ответили отрицательно, что говорит о возможности увеличения доли рынка, и повышения конкурентоспособности за счет эффективного управления маркетингом. На рис. 3.2, изображено влияние того или иного фактора на решение о покупке автошин.
Можно сделать вывод, что наиболее значимым фактором, влияющим на принимаемое решение о покупке автошин является цена, так ответило 22% опрошенных, что говорит об острой конкуренции среди фирм, продающих автошины. Ассортимент является вторым по важности фактором - утвердительно ответило 19% опрошенных. Исходя из этого, ООО «Еврошина» должна ориентироваться на оптимизацию ассортимента товаров, отслеживать изменения ценовой политики своих конкурентов, в связи с тем, что этот фактор играет первостепенную роль при выборе и покупке автошин в г. Тюмени.
Рис. 4.2 Факторы, влияющие на решение о покупке
Оказание сопутствующих услуг и продажа сопутствующих товаров, следующие по величине факторы, влияющие на решение о покупке, есть 16% и 15% соответственно, что говорит о необходимости разработки стратегии развития фирмы, за счет широкой дифференциации товаров и услуг, и тем самым, привлечения большего количества потребителей.
5. Потребительские предпочтения производителей автошин в г. Тюмени.
Рис. 4.3 Потребительские предпочтения производителей автошин в г. Тюмени
На рис. 4.3 представлена диаграмма, показывающая процент опрошенных, приобретающих автошины российских и зарубежных производителей в г.Тюмени, согласно которой 50% опрошенных, отдают предпочтение, отечественным производителям автопокрышек, мотивируя свой ответ приемлемой ценой, тогда как остальные 50%, автошинам импортного производства, здесь, конечно же, выигрывает качество шин. Тем самым, российских производителей постепенно вытесняют с рынка зарубежные компании, что, прежде всего, говорит о снижении конкурентоспособности наших производителей.
6. Потребительские предпочтения
по периодичности покупок
Рис. 4.4 Потребительские предпочтения по периодичности покупок
В результате проведенного исследования
по анализу потребительских
В таблице 4.1 представлено описание сегментов рынка автошин г.Тюмени.
Таблиц 4.1
Описание сегментов рынка автошин ООО «Еврошина» г. Тюмени
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Физические лица |
Юридические лица |
Прежде всего, автовладельцы,
имеющие собственные |
Любой формы собственности, в основном имеющие собственный автопарк, покупающие в больших количествах отечественную резину. |
На основе проведенного маркетингового исследования, среди опрошенных автовладельцев женщин – 23%, и мужчин – 77%, была выявлена следующая закономерность:
1. Женщины (23% опрошенных), пользуются автошинами 2 комплектов летних и зимних, из них только 2%- ездят на всесезонной резине.
2. У мужчин (77% опрошенных), та же тенденция: в основном 59% - летней и зимней резине, 13% - всесезонной, и 5% не меняют резину вообще, каждый сезон ездят на летней резине. Эти данные говорят о сезонности шин, в зависимости от погодных условий нашего города, поэтому встает вопрос правильного распределения запасов на складе в период «межсезонья».
На рис. 4.5, изображена диаграмма, показывающая сумму, которую клиенты могли бы истратить на приобретение автошин, согласно которому, основная часть автовладельцев, готовы истратить на шины денежные средства в диапазоне от 4000 до 6000 рублей. Таким образом, ООО «Еврошина», необходимо подбирать ассортиментные группы, в соответствии с доходами покупателя.
Рис. 4.5 Потребительские предпочтения по сумме, которую покупатели готовы истратить на приобретение автошин.
Проанализировав все данные можно перейти к описанию портрета потенциального покупателя, который представлен в таблице приложения. Согласно которой, потенциальными покупателями для ООО «Еврошина» г. Тюмени являются мужчины и женщины в возрасте от 30 до 40 лет (20%), имеющие уровень дохода от 10 000 до 15 000 рублей в месяц, т.е. целевыми сегментами рынка. Таким образом, основой управления должна стать ориентация на предоставление более широкого ассортимента товаров.
Большинство тюменских
автовладельцев предпочитают покупать
автошины, диски и камеры в специализированных
магазинах, что связано в основном
с предоставлением гарантией
и оказанием сопутствующих
Источниками информации об ООО «Еврошина» в г. Тюмени наиболее действенна радио-реклама, на втором месте - щитки на автомагистралях и третье, занимает реклама и рекомендации друзей, знакомых и родственников, что говорит о необходимости разработки политики качественного обслуживания клиентов данной организации.
Наиболее значимым фактором, влияющим на принимаемое решение о покупке автошин является цена, что говорит об острой конкуренции среди фирм, продающих автошины.
Ассортимент является вторым по важности фактором - исходя из этого, ООО «Еврошина» должна ориентироваться на оптимизацию ассортимента товаров, отслеживать изменения ценовой политики своих конкурентов, в связи с тем, что этот фактор играет первостепенную роль при выборе и покупке автошин в г. Тюмени. Оказание сопутствующих услуг и продажа сопутствующих товаров, следующие по величине факторы, влияющие на решение о покупке, что говорит о необходимости разработки стратегии развития фирмы, за счет широкой дифференциации товаров и услуг, и тем самым, привлечения большего количества потребителей.
Тюменские автовладельцы
разделились на две группы: первые
50% опрошенных отдают предпочтение российским
производителям автошин, вторые – зарубежным,
которые постепенно вытесняют с
рынка отечественных производит
Результатом изучения поведения покупателей является, в конечном итоге, оптимизация ассортимента и качества реализуемых товаров. Именно поэтому в деловом мире тратится много сил и средств на определение всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров.
В процессе выполнения данной работы удалось выявить особенности функционирования ООО «Еврошина», провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений, составить структуру покупаемых автошин среди жителей Тюмени; определить спрос на автошины и диски; выделить отношение к определенным брендам и известность фирм; определить критерии выбора автошин для потенциальных покупателей; источники информации при поиске автошин и магазина. Потенциальными покупателями для ООО «Еврошина» г.Тюмени являются мужчины и женщины в возрасте от 30 до 40 лет (20%), имеющие уровень дохода от 10 000 до 15 000 рублей в месяц, т.е. целевыми сегментами рынка.
Таким образом, основой
управления должна стать ориентация
на предоставление более широкого ассортимента
товаров, с учетом ценовой политики
организации. Также стало известно
что, большинство тюменских
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ