Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа
Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера
приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития,
существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В
нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом
поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.
лица ) и отдельные предприниматели ( физические лица ).
Под
торговым предприятием
правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских
товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не
запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых
предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности:
индивидуальные, партнерские и корпоративные.
1. Индивидуальное
торговое предприятие
субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного
предпринимателя ( или членов одной семьи ). Такие предприятия в соответствии с
действующим законодательством могут быть созданы в следующих
организационно-правовых формах:
а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического
лица и исключительно на его труде;
б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании
труда членов одной семьи, проживающих совместно;
в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица,
но с правом найма рабочей силы.
2. Партнерское
торговое предприятие
субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной
деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал.
Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет
имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с
действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в
следующих организационно-правовых формах:
а) общество с ограниченной ответственностью;
б) общество с дополнительной ответственностью;
в) полное хозяйственное общество;
г) коммандитное общество.
3. Корпоративное
торговое предприятие
субъект м правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества.
Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций
одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам
только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным
обществом является общее собрание его акционеров. Исполнительным органом,
осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества
во главе с его председателем. В акционерном обществе может быть создан
наблюдательный, осуществляющий контроль за деятельностью правления. Минимальный
размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного
общества, регулируются государством. В соответствии с действующим
законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких
организационно-правовых формах:
а) открытое акционерное общество;
б) закрытое акционерное общество.
Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что
их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-
правовых формах. Выбор конкретных их этих форм учредителями торгового
предприятия осуществляется обычно в два этапа:
На
первом этапе определяется
(индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана
та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны
быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования
торговых предприятий различных видов. Характеристика основных преимуществ и
недостатков создания и функционирования торговых предприятий приведена в
таблице1 ( см. Приложения )..
По результатам рассмотрения данных таблицы 1 можно обосновать следующие
рекомендации.
Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой
функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий,
реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или
непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого
стартового капитала этот вид может быть использован и для создания средних по
размерам торговых предприятий.
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом
функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако,
использования этого вида при создании как небольших ( при объединении 2-3
партнеров ), так и крупных торговых предприятий ( при расширении состава их
учредителей и привлечении значительного объема их капитала ).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом
функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид
может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя
граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой
уставного фонда акционерного общества ).
На
втором этапе в рамках
организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор
определяется рядом факторов:
- общие факторы:
· намечаемые масштабы торговой деятельности;
·
капиталоемкость избранной
капитала в данном сегменте потребительского рынка );
·
предусматриваемые темпы
перспективе;
· особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям
отдельных форм;
· государственное регулирование минимального размера уставного фонда
предприятий отдельных форм;
- индивидуальные факторы:
· имеющийся ( возможный ) размер стартового капитала, который
предприниматель может вложить в торговый бизнес;
·
индивидуальная мотивация к формам
предпринимательской
(предрасположенность
к индивидуальной или
отношение к формам партнерского контроля и т.п. );
· уровень профессионализма предпринимателя ( наличие специального
торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п. );
· отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной
имущественной ответственности по обязательствам.
Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее
эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с
учетом конкретных намерений и предпочтений его учредителей
[4].
2.2. Управление
процессом обслуживания
В комплексе функций торгового менеджмента одно из ведущих мест занимает
управление процессом обслуживания покупателей в магазине. Реализации этой
функции должно уделяться большое внимание в силу ее высокой значимости в
обеспечении развития торгового предприятия и повышении эффективности его
деятельности. Чем же определяется эта высокая значимость?
Прежде всего, обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей
в магазинах является одной из действенных форм участия торгового предприятия
в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного
преимущества. Управление процессом обслуживания покупателей рассматривается
как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом
конкурентной позиции торгового предприятия на потребительском рынке, стадии
его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и
финансовых ресурсов. Эта совокупность управленческих решений является одним
из основных механизмов освоения торговым предприятием избранной рыночной
ниши.
Кроме того, управление процессом обслуживания покупателей неразрывно связано
с управлением важнейшими экономическими показателями деятельности торгового
предприятия, существенно влияющими на его финансовое состояние. Эффективность
этого управления прямо влияет на объем товарооборота, сумму доходов и прибыли
предприятия, а следовательно и на возможности финансового обеспечения его
предстоящего развития.
Важно обратить внимание и на то, что высокий уровень обслуживания покупателей
и достигнутый соответствующий имидж торгового предприятия в этой области на
потребительском рынке формирует высокий размер его гудвилла и соответственно
повышает рыночную стоимость предприятия за счет неосязаемых активов.
Наконец, следует
учесть и то, что обеспечение
обслуживания покупателей в магазине является не только проявлением доброй
воли менеджеров предприятия, направленной на обеспечение высоких конечных
результатов хозяйственной деятельности, но и прямой их обязанностью,
вытекающей из требований законодательных и других нормативных актов,
связанных с обеспечением прав покупателей в процессе их торгового
обслуживания ( эти требования определены законом о защите прав потребителей,
порядком осуществления торговой деятельности, правилами продажи
продовольственных и непродовольственных товаров и другими нормативными актами
).
Высокая значимость функции управлении процессом обслуживания покупателей
возводит ее в ранг стратегических функций торгового менеджмента, которая
должна быть обеспечена на предприятиях торговли разработкой стратегических
целей в этой области и мероприятий по их реализации.
Хотя понятие "уровень обслуживания покупателей" носит обобщенный характер,
оно определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в
обеспечении этого уровня. По мнению покупателей и торговых экспертов,
выявленному в процессе проведения специального исследования, к числу наиболее
важных относятся следующие элементы.
1. Наличие в магазине
широкого и устойчивого
обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
2. Применение в
магазине прогрессивных