Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа
Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера
приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития,
существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В
нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом
поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.
3. Средним уровнем торговой надбавки - он определяется по формуле:
Утн = ,
где Утн - средний уровень торговой надбавки, в %;
( значения остальных показателей те же, что и в предыдущей формуле ).
Сумма доходов от реализации товаров зависит от трех важнейших факторов:
а) уровня цен закупки товаров у поставщиков. В рамках товарного
предложения на потребительском рынке эти цены обычно варьируются в определенном
диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового предприятия цен закупки в
увязке с другими условиями поставки осуществляется в процессе обоснования
эффективности коммерческих сделок по закупке товаров у различных поставщиков;
б) уровня цен реализации товаров покупателям. Этот уровень торговые
предприятия устанавливают дифференцированно по отдельным товарам с учетом
состояния спроса на них, уровня издержек обращения по их реализации, уровня их
налогооблагаемости, необходимости обеспечения целевой суммы прибыли и ряда
других факторов. Многообразие этих факторов и сложность их комплексного учета
определяют необходимость разработки в этих целях специальной политики
ценообразования (“ценовой политики”) на торговом предприятии;
в) объема реализации товаров.
С учетом этих определяющих факторов строится процесс управления доходами на
торговом предприятии.
Основной
целью управления доходами
текущих затрат, связанных с хозяйственной деятельностью торгового предприятия,
и максимизация суммы его прибыли.
В процессе управления доходами на торговом предприятии последовательно
осуществляются следующие основные виды работ:
· формирование ценовой политики предприятия
· планирование доходов предприятия
Под
формированием ценовой
обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые
товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в
зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий
хозяйствования.
Этапы формирования ценовой политики на торговом предприятии:
· выбор определяющих целей формирования ценовой политики
· оценка сложившегося уровня торговой надбавки
· оценка потребительского рынка
· дифференциация целей ценовой политики в разрезе товарных групп с учетом
возможностей рынка и уровня текущих затрат предприятия
· выбор модели расчета уровня торговой надбавки
· формирование конкретного уровня торговой надбавки на товары
· формирование
механизма своевременной
надбавки
В системе управления доходами торгового предприятия их планированию
принадлежит центральное место. Оно подчинено основной цели управления и
обеспечивается комплексом мероприятий по проведению расчетов отдельных
показателей доходов на предстоящий период. Основными исходными предпосылками
планирования доходов на предприятиях торговли являются: разработанный план
реализации и закупки товаров; целевая сумма прибыли, обеспечивающая условия
эффективного развития предприятия в плановом периоде; разработанная ценовая
политика предприятия.
Процесс планирования
доходов предприятия
этапам:
· анализ
доходов предприятия в
· расчет плановой суммы доходов
· разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана доходов
3.2. Управление издержками обращения.
Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с
разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По
своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида - текущие и
долговременные.
Текущие затраты
торгового предприятия
обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме
затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление
торгово-производственной деятельности предприятия. Издержки обращения
торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:
а) абсолютной суммой издержек обращения. Этот показатель дает
представление об объеме текущих затрат торгового предприятия, но не
позволяет судить об эффективности этих затрат;
б) уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как
отношение суммы
издержек обращения к сумме
процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем
экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая
долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров;
в) уровнем издержкоотдачи. Этот показатель является обратным по
отношению к уровню издержкоемкости. Он характеризует объем товарооборота,
приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, т.е. свидетельствует
результативности его текущих затрат;
г) уровнем рентабельности издержек обращения. Он определяется как
отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженное в процентах.
Уровень рентабельности издержек обращения является одним из важных показателей
эффективности текущих затрат торгового предприятия.
Основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии
является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение
предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.
Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с
изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма
многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске
резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две
основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия (
внутренние факторы ); 2) не зависящие от деятельности предприятия ( внешние
факторы ).
1.В системе факторов,
зависящих от деятельности
выделяются следующие:
· объем товарооборота
· состав товарооборота
· групповая структура товарооборота
· скорость обращения товаров
· уровень производительности труда работников
· состояние используемых основных фондов
· обеспеченность собственными оборотными активами
2.В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия,
выделяются следующие:
· темпы инфляции в стране
· уровень
развития отдельных сегментов
· изменение уровня государственных арендных ставок
· изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек
обращения[7].
Основу управления издержками обращения на торговом предприятии составляет их
планирование. Оно подчинено основной цели управления издержками обращения на
предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ издержек
обращения предприятия в
Основными задачами проведения этого анализа является выявление основных
тенденций изменения суммы и уровня издержек обращения в предплановом периоде,
размеров отклонения фактических и плановых их показателей, а также выяснение
основных причин, вызвавших эти отклонения.
2. Обоснование основных направлений экономии издержек обращения в
планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное
внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые
связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного
торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе
отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.
3. Расчет плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей.
Особенностью планирования издержек обращения на предприятии является то, что
вначале определяется плановая их сумма в разрезе отдельных статей а лишь затем
- общая их сумма. В процессе плановых расчетов по каждой статье определяется
сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения плана товарооборота и
нормального осуществления хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
4. Распределение
общей плановой суммой
реализации товаров.
Такое распределение
запланированного объема реализации товаров и планируемой суммы запасов товаров
на конец периода. Сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на
конец планового периода, определяется по следующей формуле:
ИОзк =,
где Иозк - сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на
конец планового периода;
Зк - сумма товарных запасов на конец планового периода;
Уи - средний уровень затрат на перевозку, хранение, подсортировку,
обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров, а также процентов за
кредит.
5. Распределение
плановой суммы издержек
затрат и центрами ответственности. Этот этап завершает процесс планирования
издержек обращения на предприятии. Распределение суммы издержек обращения в
разрезе этих центров ( структурных подразделений и структурных единиц )
осуществляется в соответствии с видами и запланированными объемами их
деятельности в рамках общей суммы затрат предприятия по отдельным статьям.
Плановые суммы издержек обращения доводятся отдельным центрам затрат или
центрам ответственности торгового предприятия в виде нормативов расходования
средств или плановых бюджетов ( смет ).
3.3. Управление прибылью.
Среди экономических функций торгового менеджмента наиболее важная роль
отводится управлению прибылью. Это связано с тем, что в ней концентрируется