Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм,банков,всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.Это внешняя и внутренняя идеология,стратегия,тактика и политика деятельности банка,определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете,—увеличение получаемой прибыли.Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Сущность и содержание банковского маркетинга …………………………3
1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере ……………………………….3
1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,
его функции, роль………………………………………………………………4
2. Маркетинговые возможности банка ……………………………………….8
2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи…………………....8
2.2. Внутренние возможности банка ……………………………………….11
2.3. Возможности внешней среды…………………………………………..12
3. Система маркетинга партнерских отношений в сфере банковских
услуг …………………………………………………………………………....14
3.1. Сущность маркетинга партнерских отношений ………………………14
3.2. Элементы маркетинга партнерских отношений ………………………16
4. Управление маркетингом в банке………………………………………….17
4.1. Организация маркетинговой деятельности в банке …………………..17
4.2. Маркетинговое планирование ………………………………………….19
4.3. Маркетинговый контроль в банке ……………………………………...21
Заключение …………………………………………………………………….23
Список использованных источников …………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и содержание банковского маркетинга …………………………3
1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере ……………………………….3
1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,
его функции, роль………………………………………………………………4
2. Маркетинговые возможности банка ……………………………………….8
2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи…………………....8
2.2. Внутренние возможности банка ……………………………………….11
2.3. Возможности внешней среды…………………………………………..12
3. Система маркетинга партнерских отношений в сфере банковских
услуг …………………………………………………………………………..
3.1. Сущность маркетинга партнерских отношений ………………………14
3.2. Элементы маркетинга партнерских отношений ………………………16
4. Управление маркетингом в банке………………………………………….17
4.1. Организация маркетинговой деятельности в банке …………………..17
4.2. Маркетинговое планирование ………………………………………….19
4.3. Маркетинговый контроль в банке ……………………………………...21
Заключение …………………………………………………………………….23
Список использованных источников ………………………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм,банков,всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.Это внешняя и внутренняя идеология,стратегия,тактика и политика деятельности банка,определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете,—увеличение получаемой прибыли.Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса,стимулирования и привлечения клиентов,и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга,которая стала основой управления коммерческими банками.Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами,системами сбора и обработки информации,разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.
Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой,а на реальные потребности клиентуры.Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка,анализ меняющихся склонностей,вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга,а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования.
Мною выбрана эта тема,потому что мне интересен процесс становления банковской системы. Я хочу понять,как принципы и методы маркетинга способствуют повышению эффективности работы банков и стабилизации в данном секторе экономики.
1.Сущность и содержание банковского маркетинга
1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере
Банковский маркетинг представляет собой рыночную концепцию управления деятельностью банка,направленную на изучение рынка и экономической конъюнктуры,конкретных потребностей клиентов банка и возможностей их удовлетворения,ориентацию на потребности клиентов при разработке новых услуг и сроков их предоставления с обеспечением высокого качества услуг.
Банки имеют дело со специфическим товаром–деньгами,что отличает их от других отраслей народного хозяйства.В процессе оказания услуг они выпускают специфические продукты своей деятельности:платёжные средства(наличные деньги, чеки,банковские карточки);кредитные ресурсы,работающие на экономику; предоставление кредитов в качестве капитала; другие,свойственные только банкам, услуги.Коммерческий характер функционирования банков требует широкого применения маркетинга.По мере развития финансового рынка и других изменений во внешней среде,в связи с обострением конкурентной борьбы за клиентов в банковской сфере с 70-х годов прошлого века начал применяться маркетинг.Сначала использовались отдельные его элементы,а затем и концепции маркетинга и стратегического планирования.Применение маркетинга в банковской сфере вызвали следующие факторы:
интернационализация банковской индустрии, связанная с проникновением ведущих банков США на зарубежные рынки, их конкуренцией с местными банками за оказание банковских услуг;
быстрое развитие во всех странах огромного количества небанковских кредитно-финансовых организаций, составивших конкуренцию банкам;
диверсификация банковских услуг;
развитие компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий, позволяющих расширить спектр и качество банковских услуг;
развитие конкуренции внутри кредитных систем;
государственное регулирование цен на рынке банковских услуг, что заставляет банки заниматься вопросами продвижения банковских услуг на рынок;
Для успешного продвижения на рынок банковских продуктов банки имеют собственные службы маркетинга, системы сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
Банковский маркетинг имеет свою специфику, связанную с собственностями понятий банковского продукта и банковской услуги.
Банковская услуга – это деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании (в кредите, рассчетно-кассовом обслуживании, покупке и хранении ценных бумаг, покупке (продаже) валюты и др.). Клиенты банка желают получить не только традиционное банковское обслуживание, но и комплексное содействие их бизнесу. Услуги банка должны быть привязаны к конкретному клиенту. Цель – привязать клиентов конкурентными преимуществами по сравнению с другими производителями таких услуг.
Комплексная банковская услуга – это предоставление определенного набора услуг клиентам на более выгодных условиях, чем если бы эти условия предлагались отдельно.
Банковский продукт всегда имеет материальное воплощение (банковские акции, облигации, сертификаты, чеки, карточки и т.п.).
Банковский продукт и банковские услуги имеют ряд отличительных особенностей:
оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах;
нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;
большинство банковских услуг имеет протяженность во времени;
устанавливаются продолжительные связи клиента с банком.
Отмеченные особенности банковского продукта и услуг оказывают влияние на маркетинг в банке. Банковскому продукту и банковской услуге присущи следующие специфические характеристики:
неосязаемость услуг;
несохраняемость услуг;
непостоянство качества банковских услуг вследствие высокой зависимости от человеческого фактора;
невозможность патентной защиты.
1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,
его функции, роль
Основными целями банковского маркетинга являются:
расширение клиентской базы, состава, качества и объемов предоставляемых услуг;
формирование и стимулирование спроса на банковские продукты и услуги;
разработка эффективных маркетинговых стратегий по завоеванию рынков;
увеличение чистой прибыли банка.
Исходя из поставленных целей основными задачами маркетинга в банке являются:
- обеспечение высокой надежности деятельности банка, его ликвидности;
- развитие технологического уровня банка с учетом совершенствования международных тенденций в этой области;
- осуществление деятельности банка на основе принципа коммерческой эффективности, рентабельности его работы в условиях рынка;
- максимальное удовлетворение потребностей клиентов в предоставляемых банком услугах.
Маркетинговая деятельность банка основывается на следующих основных принципах:
- предоставление тех банковских продуктов и услуг, которые необходимы потребителям;
- маркетинговые планы банка должны быть комплексными по видам банковских продуктов, клиентской базы, финансовым рынкам и процессу функционирования маркетинга;
- осуществление постоянного контроля за исполнением маркетинговых планов;
- стимулирование деловой активности каждого работника банка;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.
Для достижения поставленных целей банковский маркетинг использует следующие основные приемы в своей деятельности:
партнерские отношения с клиентом;
агрессивные маркетинговые коммуникации по продвижению банковских продуктов;
стимулирование работников банка по продаже банковских продуктов;
обеспечение рентабельности банковской деятельности и дохода собственникам банка;
применение стимулирующих коммуникационных мероприятий по отношению к клиентам банка (индивидуальный подход, применение льготных расценок на банковские услуги, участие в проблемах клиента и оказание помощи в их решении).
Различают активный и пассивный маркетинг (таблица 1.1.)
В рыночной экономике маркетинг становится одним из важных стратегических факторов успеха в банковской деятельности наряду с общим управлением, финансами и инновациями. Маркетинг в банковской сфере должен быть направлен на ускорение денежного оборота, удовлетворение расчетов, их безопасности, на сбор информации, её анализ, проведение маркетинговых исследований, разработку эффективных мероприятий по развитию банковских услуг и ценовой политики.
Таблица 1.1.
Виды маркетинга
Активный маркетинг | |
Структура | Цель |
Прямой маркетинг (реклама, телефон, телевидение, почта и т.д.) | Информирование клиентов об услугах банка, создание новых потребностей у существующей клиентуры |
Опрос разных групп населения по почте, с помощью личного интервью, по телефону, посредством Интернета, методом холл-тестов (целевая аудитория в количестве 100-300 человек) | Своевременно уловить изменения в поведении потребителей, их спроса и разработать эффективные мероприятия по удовлетворению потребностей потребителей |
Личное общение с потенциальным клиентом банка, изучение его потребностей | Оказание комплексных банковских услуг, повышение их качества
|
Создание «фокус-групп» - метод группового интервью для обслуживания отдельных маркетинговых проблем и выработки определенных маркетинговых решений. Формируется «фокус-группа» из 8-10 клиентов банка (полная группа) или 4-6 клиентов (малая группа). Для исследования проблемы привлекаются профессионалы. | Возможность выявить разные мнения по поводу разработки нового банковского продукта (модификации имеющихся банковских продуктов) для выработки нестандартных решений по продвижению этих продуктов, более глубокому пониманию поведения потребителей, повышению имиджа банка. |
Пассивный маркетинг: размещение в средствах периодической печати информации о деятельности банка, его финансовом состоянии, кредитном рейтинге, оказываемых услугах и выгодах от них |
Основными функциями банковского маркетинга являются:
анализ окружающей среды;
сбор информации о рынках капитала и его сегментах;
изучение и планирование продуктового ряда;
управление ценами на банковские продукты и услуги;
управление сбытом банковских продуктов и услуг;
управление потребительским спросом на банковские продукты;
обеспечение социальной ответственности.
В основе маркетинговой деятельности находятся потребители (клиенты), для увеличения числа которых банк и разрабатывает комплекс маркетинга. Маркетинговая деятельность состоит из следующих уровней:
1-й уровень: банковские продукты, цена, сбыт, рынок, продвижение, прибыль;
2-й уровень: маркетинговая информация, планирование, организация маркетинговой работы, маркетинговый контроль;
3-й уровень: маркетинговая среда – микросреда (посредники, конкуренты, клиентура, контактные аудитории) и микросреда (демографические, социально-культурные, политико-правовые, экологические и другие факторы).
Все уровни взаимосвязаны между собой. Комплекс маркетинга банк разрабатывает исходя из факторов первого уровня, которые находятся под постоянным контролем банка. В то же время эти факторы банк анализирует и планирует, исходя из собранной информации, с учетом влияния маркетинговой среды.
Организация маркетинговой деятельности в банке включает в себя:
- определение кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач банка;
- организацию службы маркетинга в банке;
- определение существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
- определение возможностей банка исходя из его финансовых ресурсов;
- осуществление выбора конкретных рынков и установление потребностей потребителей;
- стратегическое маркетинговое планирование и прогнозирование банковских продуктов и услуг;
- оперативное планирование комплекса маркетинга;
- разработку и реализацию маркетинговых планов по освоению новых видов банковских продуктов и доведению их до потребителей;
- использование инноваций в банковском маркетинге;
- осуществление эффективного контроля за реализацией намеченных маркетинговых планов, целей банка, за расширением клиентуры банка.
Работа в рыночных условиях выдвигает новые требования к системе управления банком, увеличению объемов продаж банковского продукта и услуг, совершенствованию существующих услуг, внедрению технологий передачи расчетной и другой информации клиентам. Поэтому маркетинг банка – это идеология, стратегия и тактика его деятельности в зависимости от общественно-политических и экономических факторов. В центре внимания банка должны всегда находится реальные потребности клиента. Если на данный продукт нет реального спроса, то его не следует предлагать, а тем более навязывать потребителям. Поскольку деятельность банка базируется на повторяющихся операциях, то его усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и расширить клиентуру, стать центром финансового обслуживания людей на длительное время, предлагать им все большее количество качественных банковских продуктов.