Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм,банков,всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.Это внешняя и внутренняя идеология,стратегия,тактика и политика деятельности банка,определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете,—увеличение получаемой прибыли.Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Сущность и содержание банковского маркетинга …………………………3
1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере ……………………………….3
1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,
его функции, роль………………………………………………………………4
2. Маркетинговые возможности банка ……………………………………….8
2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи…………………....8
2.2. Внутренние возможности банка ……………………………………….11
2.3. Возможности внешней среды…………………………………………..12
3. Система маркетинга партнерских отношений в сфере банковских
услуг …………………………………………………………………………....14
3.1. Сущность маркетинга партнерских отношений ………………………14
3.2. Элементы маркетинга партнерских отношений ………………………16
4. Управление маркетингом в банке………………………………………….17
4.1. Организация маркетинговой деятельности в банке …………………..17
4.2. Маркетинговое планирование ………………………………………….19
4.3. Маркетинговый контроль в банке ……………………………………...21
Заключение …………………………………………………………………….23
Список использованных источников …………………
2. Маркетинговые возможности банка
2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи
Для эффективного функционирования банка в условиях рыночной среды необходимо исследовать его потенциальные возможности на рынке с учетом внутренних возможностей. Рыночные возможности банка зависят от направленности развития экономики страны, структуры государства, степени регулирования деятельности коммерческих банков центральным банком, состоянии законодательной базы, платежного баланса страны, золотовалютных резервов страны, уровня инфляции, уровня процентных ставок, доходов населения, прироста ВВП, состояния внешних рынков и конкурентов и др. Внутренние возможности банка определяются анализом его производственной и финансовой деятельности, перечнем предоставляемых услуг, наличием ресурсной базы, квалификационных кадров, выбранных стратегических целей, уровнем технической оснащенности банка, состоянием планирования, организационной структуры банка, развитием маркетинга в банке и др. Оценка рыночных возможностей банка в сочетании с анализом маркетинговой среды определяет маркетинговые возможности банка, используя которые он может добиться конкурентного преимущества. При этом нужно учитывать, что деятельность банков регулируется государством. Каждый банк стремится занять на рынке свою нишу. Рыночная ниша- это часть сегмента, в которой потребности потребителей банковских продуктов удовлетворяются конкурентами в недостаточной степени. Текущее состояние банка и перспектива его развития в значительной степени зависят от правильной постановки целей его существования и выбора стратегии их достижения. Цели банка- это мысленно представляемые результаты его деятельности. Цели должны удовлетворять следующим условиям: конкретность и измеримость, ориентированность во времени, достижимость, непротиворечивость и взаимодополняемость. Цели банка устанавливает высшее руководство с учетом внешних и внутренних факторов: среды, ресурсного потенциала, интересов акционеров, культуры банка. Цели могут быть стратегическими, определяющими основные направления деятельности банка на длительный период, тактическими(временными), стоящими в целом перед банком, перед отдельными подразделениями и т.д. Целями могут быть:
рост собственного капитала;
увеличение прибыли;
поддержание ликвидности банка;
максимальная аккумуляция денежных средств за свой счет и от своего имени в кредиты;
увеличение числа корпоративных клиентов в выбранном сегменте;
занятие лидирующих позиций в потребительском кредитовании;
формирование комплекса банковских продуктов и инновационных продуктов для максимального удовлетворения потребностей клиентов банка;
достижение стоимостного и качественного преимущества оказываемых банковских услуг на основе совершенствования организационной структуры банка и его филиалов,внедрения передовых коммуникационных технологий т.д.
Для достижения поставленных целей банк определяет задачи. Задачи должны быть конкретизированы и иметь количественный и временной параметры. Задачи банка определяются с учетом его истории; внутренней культуры; структуры банковской организации; характеристики главных лиц, принимающих решения. Внутренняя культура банка определяет поведение его служащих: при высокой культуре наблюдается высокий профессионализм работников, их большая контактность между собой и с клиентами, заинтересованность в качестве предоставляемых услуг за счет эффективной мотивационной политики банка. Структура банковской организации отражает формальные и неформальные внутренние отношения: формальные определены внутренними положениями, должностными инструкциями, методиками и т.д.; неформальные- комплексом неофициальных правил, норм, ценностей, которые влияют на качество работы персонала банка, определяют внутренние взаимоотношения между работниками банка. Для успешной работы банка необходимо максимальное сближение формальных и неформальных его внутренних коммуникаций. Характеристика главных лиц банка, принимающих решения, их организаторские способности и деловые качества, целеустремленность имеют решающие значение в эффективности работы банка.
Важнейшими задачами банка являются: полное удовлетворение потребностей клиентов; удержание ранее привлеченных клиентов и поиск новых потребителей; создание системы продаж банковских продуктов; организация продвижения банковских продуктов на рынок и сбыт конечному потребителю; обеспечение рентабельной работы и др.
Маркетинговые возможности банка изображены на рисунке 2.1.
Цели банка |
Маркетинговые возможности банка |
Внутренние возможности |
Рыночные возможности |
Рис 2.1. Маркетинговые возможности банка
Основу банковского маркетинга составляет процесс взаимодействий работников банка с потенциальными клиентами по поводу комплексного их обслуживания и максимального удовлетворения их потребностей(процесс интеракции). Интеракции влияют на основные показатели банковской деятельности: количество клиентов (юридических и физических лиц); объем кредитных вложений (по юридическим лицам; по физическим лицам); объем депозитов (юридических лиц; физических лиц); количество банковских пластиковых карт; объемы операций по банковским карточкам; доходы банка; расходы банка; чистая прибыль банка и др. Так как в процессе интеракции с клиентом участвует большинство персонала банка, то это требует высокого уровня подготовки каждого работника банка, организации работы банковских работников. От того, как встретит работник банка потенциального клиента, какое впечатление произведет на него деловая обстановка, какое будет отношение к нему персонала банка, зависит, станет ли посетитель клиентом данного банка или уйдёт на обслуживание в другой банк. Клиент хочет не просто купить банковскую услугу, а решить с помощью ее свои проблемы. Поэтому к каждому клиенту должен быть индивидуальный подход, позволяющий наряду с предложением ряда стандартизированных операций решить и конкретные проблемы, возникающие у данного клиента в данный период времени. Такой комплексный подход к клиенту позволит банку получить дополнительные конкурентные преимущества, повысит его имидж на рынке банковских продуктов и услуг, что позволит привлечь новых клиентов. Комплекс банковского маркетинга- это система, сочетающая взаимодействие специфического банковского продукта, внутренней культуры, имиджа банка, его возможностей и активного клиента для максимального удовлетворения его потребностей.
2.2. Внутренние возможности банка
Для оценки внутренних возможностей руководство банка должно обладать объективной и достоверной маркетинговой информацией о текущей деятельности банка.Маркетинговая информация-это цифры,факты,сведения,оценки и другие данные,необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности в банке для его успешного функционирования.Для эффективного использования маркетинговой информации банку необходимо иметь технологии сбора, передачи, обработки и анализа информации,специальное оборудование, специалистов, способныхоперативно реагировать на любые изменения маркетинговой среды.Все перечисленные элементы образуют систему маркетинговой информации.Система маркетинговой информации включает следующие взаимосвязанные системы:
внутренняя отчетность;
сбор внешней информации;
маркетинговые исследования;
анализ информации.
Система внутренней отчетности дает возможность с помощью компьютерных технологий накапливать и систематизировать всю необходимую деловую информацию о текущей деятельности банка и выдавать ее руководству банка в короткие сроки для принятия эффективных решений.Источниками внутренней информации служат:бухгалтерская,
Для выявления внутренних возможностей банка необходимо в первую очередь проанализировать баланс банка,который комплексно характеризует деятельность банка и позволяет оценить состояние его ликвидности,
Таблица 2.1.
Виды анализа банковского баланса
Вид анализа,его характеристика |
Функциональный |
Оценивается эффективность деятельности банка вообще,его отношения с конкурентами,контрагентами, |
Структурный |
Рассматривается структура доходов и расходов,прибыли банка,пассивных и активных операций.Определяется рентабельность капитала,активов,операционной деятельности. |
Операционный |
Анализируется доходность каждой банковской операции с целью определения наиболее значимых операций в формировании общей прибыли и приносящих оптимальную рентабельность. |
2.3. Возможности внешней среды
Система сбора внешней информации ставит своей целью обеспечение руководства банка необходимой информацией о состоянии внешней среды,в которой он действует. Сбор внешней информации предполагает постоянное накопление данных о ситуации на всех рынках,клиентах,конкурентах,
Маркетинговая информационная база позволяет банку четко знать,какие банковские продукты и услуги востребованы на рынке,какие потребители ими пользуются,какую цену готовы заплатить за них,какие усилия необходимо препринять,чтобы окончательный выбор потребителя при покупке был в пользу банка,стал привычным и обеспечил повторность,а значит,и стабильность положения банка.
Успех банковской деятельности во многом определяется не только качеством и целесообразностью оказываемых банковских услуг,но в значительной степени зависит от влияния внешней и внутренней сред,в которых функционирует банк.Внешняя среда маркетинга состоит из макросреды и микросреды.Макросреда маркетинга-это совокупность крупных общественных и природных факторов,которые оказывают влияние на деятельность банка (табл 2.2).
Таблица 2.2.
Макросреда маркетинга банка
Факторы макросреды | Характеристика факторов |
Экономические | Определяют покупательский спрос населения,доходы,цены, доступность кредита,ресурсную базу и т.д. |
Демографические | Определяют численность,возраст населения,уровень образования,миграционные процессы,состав семьи и тд. |
Научно-технические | Определяют фундаментальные изменения в жизни людей,их потребителнии,производстве банковских продуктов и услуг |
Политические | Определяют законодательную базу банковской деятельности, регулируют предпринимательскую деятельность |
Природные | Воздействуют на экологическую ситуацию,на сокращение запасов природных ресурсов,удорожание энергоносителей. |
Социально-культурные | Определяют жизненный ценности людей,формируют поведение потребителей,отношение людей друг к другу,их взаимодействие и т.д. |