Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 14:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка специальных предложений, мер и рекомендаций по изменению и совершенствовании организационной культуры предприятия ОАО «Саханефтегазсбыт».
Задачами являются анализ структуры организационной культуры, рассмотрение важных аспектов проблемы организационной культуры и ее влияние на эффективность деятельности организации.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «Саханефтегазсбыт».
ВВЕДЕНИЕ …….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие организационной культуры ….6
1.2 Структура организационной культуры 9
1.3 Содержание организационной культуры 13
1.4 Формирование организационной культуры 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Саханефтегазсбыт»………………...…..23
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Саханефтегазсбыт» ...28
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Саханефтегазсбыт»….30
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
3.1 Управление культурой в ОАО «Саханефтегазсбыт». Осуществление изменений 35
3.2 Рекомендации по изменению организационной культуры …38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Анализируя структуру организационной культуры, Э. Шайн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности [14, с. 5].
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.
Некоторые
исследователи предлагают более
дробную структуру
1. Мировоззрение — представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.
2.
Организационные ценности, т.е. предметы
и явления организационной
3.
Стили поведения,
4.
Нормы — совокупность
5.
Психологический климат в
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организационной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.
Отношение между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются культурой в конкретной фирме. Так, организация, в которой игнорируется человек, будь то поставщик, работник или потребитель, скорее всего, далека от успеха.
Общими ценностями организационной культуры, по мнению ведущих зарубежных специалистов по менеджменту (П.Друкера, Г.Саймона, М.Лемэтра, Э.Шайна), является следующее:
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. А.Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре[10, с.7].
1.
Осознание себя и своего места
в организации (в одних
2.
Коммуникационная система и
3.
Внешний вид, одежда и
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи (как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.).
5.
Осознание времени, отношение
к нему и его использование
(восприятие времени как
6.
Взаимоотношения между людьми (влияние
на межличностные отношения
7.
Ценности и нормы (первые
8.
Мировоззрение (вера/
9.
Развитие и самореализация
10.
Трудовая этика и
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится[10, с. 9]. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды[4, с. 26]:
-
прямая оппозиция ценностям
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
-
оппозиция к образцам
Контркультуры
в организации появляются обычно
тогда, когда индивиды или группы
находятся в условиях, которые, как они
чувствуют, не могут обеспечить им привычного
или желаемого удовлетворения потребностей.
В определенном смысле, организационные
контркультуры являются выражением недовольства
тем, как организационная власть распределяет
организационные ресурсы. Особенно часто
подобная ситуация возникает в период
организационных кризисов или реорганизации.
В этих условиях некоторые "контркультурные"
группы могут стать достаточно влиятельными
или даже доминирующими.
Информация о работе Управление организационной культурой компании