Управление затратами на обеспечение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО 6
Понятие качества продукции 6
Понятие затрат на качество продукции 11
ГЛАВА 2 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ 21
Виды затрат на качество и управление ими
Учет и методы анализа затрат на качество продукции 24
ГЛАВА 3 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 29
3.1 Управление качеством в строительной отрасли 29
3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Итог!!!!!!!!!!!!!.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

    С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки,  освоения  и  производства  новой  продукции  и  являются  в дальнейшем  до  момента  ее  снятия  с  производства  их  носителем,  и дополнительные  затраты,  связанные  с  ее  усовершенствованием  и восстановлением утерянного уровня качества.

    Основная  часть  базовых  затрат  отражает  стоимостную  величину факторов  производства,  а  также  общехозяйственные  и общепроизводственные  расходы,  относимые  на  изготовление  конкретного изделия  через  смету  затрат.  Дополнительные  затраты включают  в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

    К  первым  относятся  расходы,  которые  несет  предприятие для  того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их  не  трудно  рассчитать.  Частично  они  включают  затраты  на контролирующий  персонал,  специальное  оборудование  для  измерений  и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют  затраты  на  информацию  в  сфере  реализации  продукции,  на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату труда персонала.

    Ко  вторым  относятся  расходы  на  доработку  и  усовершенствование продукции,  не  отвечающей  стандартам,  лучшим  мировым  образцам, требованиям  покупателя,  на  проверку,  ремонт,  усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку  производства.  В  данную  группу  следует  включать  затраты  на внедрение  системы  управления  качеством,  в  том  числе  ее  техническое  и программное обеспечение, разработку стандартов, расхода на сертификацию, метрологию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.

    Существует  еще одна группа издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовой, или к  дополнительной в зависимости от новизны продукции. Это затраты  на брак (рекламации) и его исправление. Их величина  может  существенно  колебаться  и  состоять  как  из  расходов  на производство  забракованной  в  дальнейшем  продукции  при  наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или  физического  ущерба,  нанесенного  потребителю  некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.  Затраты  на  создание,  поддержание  производства  качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние),  так  и  за  его  пределами (внешние),  поэтому необходимым является их глубокий качественный и количественный анализ.

    Международные стандарты на  системы качества дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации  рекомендации  только  по  некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества: 

    1.  Метод  калькуляции  затрат  на  качество.  Этот  метод  касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности  и внешних работ.

    Сопоставляющие  затраты,  связанные  с внутренней  хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).

    Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического  оборудования,  оснастки,  режущего  и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).

    Оценивание:  испытания,  контроль  и  обследование  для  оценки выполнения  требований  к  качеству (например,  испытание  изделия  на соответствие  стандартам и  другой  технической  документации,  контроль  и обследование  условий  производства,  состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).

    Дефекты: недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции,  подтверждающие,  что  данная  продукция  не  отвечает требованиям  к  качеству (например,  вторичная  обработка,  переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).

    Составляющие  затраты, связанные с внешними работами – это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных  условиях  эксплуатации  не  отвечает  требованиям  качества (например,  техническое обслуживание  и ремонт;  гарантии  и возвраты; прямые  затраты и скидки,  связанные с изъянами  продукции;  издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

    2.  Метод  калькуляции  затрат,  связанных  с  процессами.  Здесь используются  понятия  стоимостей  соответствия  и  несоответствия  любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств, при этом: 

    а)  стоимость  соответствия:  затраты,  понесенные  с  целью удовлетворения  всех  сформулированных  и  подразумеваемых  запросов потребителей при безотказности  существующего процесса;

    б)  стоимость  несоответствия:  затраты,  понесенные  из-за  нарушения существующего процесса.

    3. Метод определения потерь вследствие  низкого качества. При данном  подходе  основное  внимание  уделяется  внутренним  и   внешним  потерям вследствие  низкого  качества  и  определению материальных  и нематериальных  потерь.  Типичным  примером  внешних нематериальных потерь  является  сокращение  в будущем объема  сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери  являются  результатом  снижения  производительности  труда  из-за переделок,  неудовлетворительной  эргономики,  неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов [7].

    Анализ  расходов на качество проводится в основном с целью определения важнейших и первоочередных задач по повышению качества. В зависимости от целей, задач анализа на качество и возможностей получения необходимой информации методы управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.

    Политика  предприятия должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Но в любом случае затраты на брак также необходимо анализировать.

    Умело организованный анализ затрат на качество и затрат брака может стать  источником значительной экономии для предприятия, а также может повысить имидж предприятия в глазах потенциальных клиентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 3

    ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 

    3.1 Управление качеством в строительной отрасли 

    Строительство одна из самых крупных и одна из самых мирных и созидательных отраслей народного хозяйства. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность строительных предприятий, является качество создаваемой ими конечной строительной продукции.

    Качество строительства – это комплексная проблема, включающая в себя соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками строительного процесса: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является залогом долговечности и эксплуатационной надёжности возведённых зданий и сооружений, их экологической чистоты, безопасности для людей и, в конечном счёте, экономичности при эксплуатации.

    Особенно  остро проблема повышения качества строительной продукции стоит сегодня. Это связано с тем, что за последнее  десятилетие суммарный рост качества отечественной продукции резко  снизился, в то время как в западных странах с развитой рыночной экономикой качество производимой продукции неуклонно продолжает расти достаточно высокими темпами.

    Повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом. Однако очевидно, что существенное повышение качества строительной продукции невозможно без создания на предприятиях эффективной системы управления качеством.

    В условиях конкуренции качество строительной продукции наряду с ее стоимостью является основным фактором успешной деятельности строительной организации на рынке. Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность капитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально–экономических задач.

    В странах с развитой рыночной экономикой качество, начиная с 70-х годов 20 века с формированием «рынка потребителя», является важнейшей характеристикой продукции. В отечественной же практике при планово-распределительной системе в условиях дефицита строительной продукции не существовало эффективных экономических механизмов воздействия на качество строительной продукции. На первый план тогда выходило не качество строительной продукции и необходимость его повышения, а основное внимание уделялось количественным показателям деятельности строительной организации. При переходе к рынку проблема качества строительной продукции еще более обострилась за счет развала прежней организационной структуры строительного комплекса и резкого падения покупательской способности, при котором потребители отдают предпочтение более дешевой, а значит недостаточно качественной строительной продукции. В этих условиях на защиту интересов потребителей выступило государство путем законодательного регулирования качества строительной продукции. Были приняты законы о защите прав потребителей, лицензировании строительной деятельности, сертификации строительных материалов, изделий и конструкций и т.п.

    С начала 80-х гг. 20 в. в мире стала формироваться концепция Всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management), которая ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Одной из ключевых особенностей TQM является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблемы, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива предприятия.

    Разработка  универсальных принципов, методов  и форм управления качеством привела  к появлению международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, которые и сыграли значительную роль в решении проблемы повышения качества строительной продукции. Международные стандарты содержат требования к системам качества, которые можно использовать для обеспечения качества. Стандарты устанавливают требования, которые определяют, какие элементы необходимы для включения в системы качества. Однако целью этих международных стандартов не является навязывание единообразия системам качества.

    Эти стандарты являются общими и не зависят от какой–либо конкретной отрасли промышленности. На разработку и внедрение системы управления качеством оказывают влияние специфика потребностей организации, ее конкретные задачи, поставляемая продукция и услуги, а также применяемые процессы производства и практический опыт.

    В этой связи Международные стандарты принимаются в их настоящем виде, однако иногда они нуждаются в специальной адаптации путем добавления или изъятия определенных требований к системе управления качеством в зависимости от конкретных условий.

    Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Они описывают базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. То есть, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.

    Главной задачей систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 является обеспечение качества продукции, требуемого потребителем и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества, соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000, является наличие сертификата, выданного авторитетным органом по сертификации [6].

    Ясно, что не возможно достигнут необходимого качества продукции не управления им. Под управлением качества строительства понимается разработка и выполнение комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукции строительства и уровнях управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемых путем систематического контроля, выполнение других функций управления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество этой продукции.

Информация о работе Управление затратами на обеспечение качества продукции