Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:09, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО 6
Понятие качества продукции 6
Понятие затрат на качество продукции 11
ГЛАВА 2 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ 21
Виды затрат на качество и управление ими
Учет и методы анализа затрат на качество продукции 24
ГЛАВА 3 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 29
3.1 Управление качеством в строительной отрасли 29
3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.
К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их не трудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование для измерений и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату труда персонала.
Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расхода на сертификацию, метрологию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовой, или к дополнительной в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными. Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние), поэтому необходимым является их глубокий качественный и количественный анализ.
Международные стандарты на системы качества дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества:
1. Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Сопоставляющие затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).
Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).
Оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (например, испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).
Дефекты: недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции, подтверждающие, что данная продукция не отвечает требованиям к качеству (например, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).
Составляющие затраты, связанные с внешними работами – это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (например, техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств, при этом:
а) стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
б) стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
3.
Метод определения потерь
Анализ расходов на качество проводится в основном с целью определения важнейших и первоочередных задач по повышению качества. В зависимости от целей, задач анализа на качество и возможностей получения необходимой информации методы управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия.
Политика предприятия должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Но в любом случае затраты на брак также необходимо анализировать.
Умело
организованный анализ затрат на качество
и затрат брака может стать
источником значительной экономии для
предприятия, а также может повысить имидж
предприятия в глазах потенциальных клиентов.
ГЛАВА 3
ЗАТРАТЫ
НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1
Управление качеством
в строительной отрасли
Строительство одна из самых крупных и одна из самых мирных и созидательных отраслей народного хозяйства. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность строительных предприятий, является качество создаваемой ими конечной строительной продукции.
Качество строительства – это комплексная проблема, включающая в себя соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками строительного процесса: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является залогом долговечности и эксплуатационной надёжности возведённых зданий и сооружений, их экологической чистоты, безопасности для людей и, в конечном счёте, экономичности при эксплуатации.
Особенно остро проблема повышения качества строительной продукции стоит сегодня. Это связано с тем, что за последнее десятилетие суммарный рост качества отечественной продукции резко снизился, в то время как в западных странах с развитой рыночной экономикой качество производимой продукции неуклонно продолжает расти достаточно высокими темпами.
Повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом. Однако очевидно, что существенное повышение качества строительной продукции невозможно без создания на предприятиях эффективной системы управления качеством.
В условиях конкуренции качество строительной продукции наряду с ее стоимостью является основным фактором успешной деятельности строительной организации на рынке. Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность капитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально–экономических задач.
В странах с развитой рыночной экономикой качество, начиная с 70-х годов 20 века с формированием «рынка потребителя», является важнейшей характеристикой продукции. В отечественной же практике при планово-распределительной системе в условиях дефицита строительной продукции не существовало эффективных экономических механизмов воздействия на качество строительной продукции. На первый план тогда выходило не качество строительной продукции и необходимость его повышения, а основное внимание уделялось количественным показателям деятельности строительной организации. При переходе к рынку проблема качества строительной продукции еще более обострилась за счет развала прежней организационной структуры строительного комплекса и резкого падения покупательской способности, при котором потребители отдают предпочтение более дешевой, а значит недостаточно качественной строительной продукции. В этих условиях на защиту интересов потребителей выступило государство путем законодательного регулирования качества строительной продукции. Были приняты законы о защите прав потребителей, лицензировании строительной деятельности, сертификации строительных материалов, изделий и конструкций и т.п.
С начала 80-х гг. 20 в. в мире стала формироваться концепция Всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management), которая ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Одной из ключевых особенностей TQM является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблемы, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива предприятия.
Разработка
универсальных принципов, методов
и форм управления качеством привела
к появлению международных
Эти стандарты являются общими и не зависят от какой–либо конкретной отрасли промышленности. На разработку и внедрение системы управления качеством оказывают влияние специфика потребностей организации, ее конкретные задачи, поставляемая продукция и услуги, а также применяемые процессы производства и практический опыт.
В этой связи Международные стандарты принимаются в их настоящем виде, однако иногда они нуждаются в специальной адаптации путем добавления или изъятия определенных требований к системе управления качеством в зависимости от конкретных условий.
Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Они описывают базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. То есть, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.
Главной задачей систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 является обеспечение качества продукции, требуемого потребителем и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества, соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000, является наличие сертификата, выданного авторитетным органом по сертификации [6].
Ясно, что не возможно достигнут необходимого качества продукции не управления им. Под управлением качества строительства понимается разработка и выполнение комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукции строительства и уровнях управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемых путем систематического контроля, выполнение других функций управления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество этой продукции.
Информация о работе Управление затратами на обеспечение качества продукции