Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:09, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО 6
Понятие качества продукции 6
Понятие затрат на качество продукции 11
ГЛАВА 2 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ 21
Виды затрат на качество и управление ими
Учет и методы анализа затрат на качество продукции 24
ГЛАВА 3 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 29
3.1 Управление качеством в строительной отрасли 29
3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
В системном видении управления качеством в строительстве присутствует несколько взаимосвязанных блоков, на первый взгляд самостоятельных и даже ограниченных собственными официальными рамками своей деятельности, однако задачи и конечная цель у них единая – высокое качество строительной продукции.
Эти блоки управления процессом создания строительной продукции рассматриваются в следующем укрупненном виде:
1)
управление качеством проектно-
2)
управление качеством
3) управление качеством строительного производства.
На каждый из этих блоков влияет колоссальное количество факторов, и каждый из них имеет свои внешние и внутренние регуляторы качества [6].
Для проектно-изыскательских организаций внешними и внутренними регуляторами качества являются экспертиза проектов строительства, нормоконтроль проектно-сметной документации, авторский надзор за строительством; для предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций – технический контроль готовой продукции, лабораторные испытания (входной контроль) сырья, материалов, полуфабрикатов; для строительных организаций – авторский надзор проектной организации, технический надзор со стороны заказчика.
Общими внешними регуляторами качества в строительстве являются лицензирование строительной деятельности, система сертификации в строительстве, технический надзор за производством строительно-монтажных работ.
На сегодняшний день в Республике Беларусь существует политика Министерства архитектуры и строительства в области качества на 2006–2010 годы. Эта политика определяется как создание необходимых условий, способствующих выпуску экономичной, надежной, безопасной, соответствующей требованиям национальных и международных стандартов, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции в строительстве.
Для реализации этой политики Министерство архитектуры и строительства основные усилия и необходимые ресурсы в 2006–2010 годах направит на:
1) техническое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий и оборудования;
2) сокращение материально-сырьевых и энергетических ресурсов при производстве продукции;
3) внедрение современных методов управления качеством продукции в строительстве;
4) предоставление высококачественных работ (услуг) потребителю;
5) развитие правовой и нормативно-технической базы в строительстве, ее соответствие требованиям международных и европейских стандартов и норм;
6) принятие мер на всех уровнях управления и стадиях эксплуатации продукции в строительстве, направленных на снижение затрат, связанных с качеством;
7) создание систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО серии 14 000;
8) создание условий, обеспечивающих обучение и повышение квалификации кадров.
Так же существуют принципы, на которые основывается обеспечение качества продукции. К ним относятся:
1) создания правовых, организационных, экономических, технических и социальных условий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, наиболее полно удовлетворяющей требованиям потребителей;
2) обеспечения внутреннего рынка высококачественной продукцией отечественного производства, снижения объемов поставок импортных товаров, аналогичных производимым организациями республики;
3) гармонизации действующих законодательных, нормативных и правовых актов в области строительства с международными требованиями;
4) подготовки квалифицированных кадров;
5) защиты населения и рынка республики от некачественных и небезопасных строительных материалов, изделий и конструкций;
6) защиты окружающей среды, в том числе путем создания систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО серии 14 000;
7) внедрения методов управления качеством, интегрированных с международной системой обеспечения качества;
8) создания условий, стимулирующих организации к выпуску качественной продукции.
Реализация основных принципов достигается выполнением ряда мероприятий. Министерство архитектуры и строительства на уровне республики участвует в реализации мероприятий Государственной программы «Качество» на 2006–2010 годы. На уровне организаций реализация основных принципов достигается путем:
1) внедрения международной системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО серии 9000;
2) технического нормирования и стандартизации в области строительства;
3) инвестирования научных и инновационных проектов по созданию конкурентоспособной продукции и высокоэффективных технологий;
4) подготовки кадров;
5) совершенствования надзора и лицензирования в строительстве;
6) внедрения современных информационных технологий;
7) мотивации качественного труда;
8) создания и сертификации систем качества;
9) сертификации продукции, работ и персонала;
10) охраны окружающей среды.
В итоге результатом выполнения вышеперечисленных принципов обеспечения качества строительной продукции является:
1) увеличение доли продукции, заменяющей импортную;
2) рост объемов продукции, экспортируемой в страны ближнего и дальнего зарубежья;
3) увеличение объемов ресурсо- и энергосбережения;
4) увеличение количества введенных в действие новых нормативных документов, в том числе путем прямого введения международных и региональных стандартов;
5) рост разработки и постановки на производство новых видов конкурентоспособной продукции; увеличение доли организаций, применяющих новые и высокоэффективные технологии и проектные решения; увеличение количества систем управления качеством, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000;
6) снижение затрат, связанных с качеством.
В Республике Беларусь с 2000 года начата работа по созданию, внедрению и сертификации систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. На 1 января 2006 г. сертификат соответствия систем качества требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 получили 50 организаций (3 проектных, 22 промышленных, 8 строительно-монтажных и 3 научно-исследовательских).
В целях дальнейшего расширения экспорта строительных материалов и изделий выполняется комплекс мероприятий по прямому применению на территории Республики Беларусь международных и европейских стандартов в области строительства на продукцию. Утверждено и введено в действие 62 европейских стандарта на строительную продукцию и методы ее испытаний.
Доля
сертифицированной продукции в
общем объеме промышленного производства
в 2005 году составила: 67,5 %, а уже в 2010 году
по плану она должна составлять 83 % [12].
3.2
Управление затратами
на обеспечение качества
в строительной отрасли
Весьма непростая ситуация сложилась в настоящее время в строительной отрасли. Разбалансированность экономики, высокие цены на материалы, конструкции, технику и энергоресурсы, недостаточность государственного финансирования и собственных средств, и, как результат, неконкурентоспособный уровень качества выпускаемой продукции заставляют предприятия строительной отрасли активно искать выход из создавшегося кризисного положения.
Как
известно, даже в самых сложных
условиях решающим фактором экономического
роста и повышения
В настоящее время качество строительной продукции не только в нашей стране находится на не самом высоком уровне, о чем свидетельствуют размеры затрат на исправление брака и различных дефектов в строительных организациях, а также аварии на объектах строительства. Это все происходит потому, что зачастую предприятия строительной отрасли не соблюдают требования не только международных стандартов по качеству, но и действующих отечественных нормативов.
Скорейшему и эффективному решению этих проблем в строительной отрасли нашей страны может способствовать использование мирового опыта по управлению качеством на основе методологии всеобщего менеджмента качества.
В странах с развитой рыночной экономикой обеспечению качества продукции уделяется первостепенное внимание, так как именно качество является главным условием конкурентоспособности предприятий. В этих странах проблема управления качеством, или, в соответствии с принятой в 2000-м году терминологией, менеджмента качества, является приоритетной и решается на методологической и теоретической основе науки об управлении, а также в соответствии с основными принципами и требованиями концепции всеобщего менеджмента качества.
Современный подход по обеспечению качества продукции заключается в разработке и внедрении систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и принципам Всеобщего менеджмента качеством. Эти системы позволяют не только повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, но и снизить затраты, связанные с качеством. Кроме того, все чаще одним из обязательных условий заключения договоров подряда является наличие у строительной организации сертификата на систему качества, соответствующую требованиям стандартов ИСО серии 9000. Наличие такой системы является подтверждением способности строительной организации производить строительную продукцию соответствующего качества.
В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000, можно выделить четыре направления деятельности в области качества, посредством которых система качества воздействует на процесс формирования качества продукции и услуг на различных этапах их жизненного цикла:
− планирование;
− управление;
− обеспечение;
− улучшение.
Каждое направление деятельности имеет свои особенности, и вместе они представляют собой четыре основных функциональных подсистемы системы качества.
Планирование качества включает в себя деятельность по установлению целей и требований к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества продукции и услуг охватывает идентификацию, классификацию и оценку качества, установление целей и нормирование требований к качеству продукции или процессов. Планирование качества процессов охватывает подготовку программы качества, выработку предложений по улучшению качества, подготовку применения системы качества, включая составление стандартных графиков ее ввода в действие и применения.
Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят контроль качества, разработка и реализация мер по корректировке процессов. Основным назначением управления качеством в организации является выявление каждого отклонения от установленных требований к качеству продукции и услуг, применение решений по дальнейшему использованию продукции, имеющей отклонения или дефекты и также не допускать появления повторных отклонений или дефектов за счет своевременной разработки и реализации корректирующих мер.
Обеспечение
качества включает в себя все планируемые
и систематически осуществляемые виды
деятельности в рамках системы качества,
необходимые для создания и подтверждения
достаточной уверенности в том, что продукт,
процесс или услуга удовлетворяют установленным
требованиям к качеству. В состав процедур
по обеспечению качества входят внутренние
проверки системы качества и другие предупреждающие
действия, предусмотренные стандартами
ИСО серии 9000 или разработанные по инициативе
самой организации исходя из специфики
продукции и производственных процессов.
Информация о работе Управление затратами на обеспечение качества продукции