Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа
Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;
Введение 4
1 Особенности эмпирической социологии 6
1.1 Виды социологических исследований 6
1.2 Методы эмпирического исследования 9
2 Опросные методы сбора первичной социологической информации 12
2.1 Особенности проведения анкетирования и интервью 12
2.1 Анализ эмпирических данных социологии 24
3 Практическое применение эмпирического исследования на примере проведения соц. опроса 34
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 47
Содержание
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что эмпирическая социология является одним из ведущих направлений в современной социологии, которое в социологических исследованиях видит описание отдельных частных сторон жизни общества.
Методика эмпирической социологии состоит в использовании анкет, интервью, статистических материалов, математического аппарата (напр., теории множеств, теории игр). Для эмпирической социологии характерна крайняя дифференциация социальных исследований, что привело к образованию различных оторванных друг от друга отраслей (социология города, социология села, социология семьи, индустриальная социология, социология алкоголизма, социология рекламы, социология массовых коммуникаций и т. д.).
Эмпирическая
социология базируется на определенных
теоретических и
Теоретическая основа работы – книги Н. А. Клюшиной, И. А. Бутенко, Г. С. Батыгина, О. М. Масловой, Немировского В. Г. и Ядова В. А. Историографический обзор литературы показал, что на сегодняшний день накопилось достаточно большое количество материала, посвященного эмпирической социологии. Наличие большого количества примеров во многих книгах позволяет основательно уяснить концепции и модели, практические методы и проблемы при проведении социологических исследований. Однако, несмотря на это, литературы, обобщающей знания по исключительно эмпирической социологии, не достаточно.
Объектом исследования являются социологические исследования.
Предметом исследования - основные типы эмпирических связей.
Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;
-
раскрыть опросные методы
-
показать особенности анализа
эмпирических данных
Гипотеза исследования – эмпирические методы социологии наиболее подходят для фиксирования статистических данных в таких сложных вопросах как мотивация и ценности человека.
Основным
методом исследования в работе будет
метод сбора и анализа
Эмпирическая база исследования – анкетированный опрос, проведенный среди студентов очного и заочного отделений (100 человек), а также вторичный анализ материалов проводимых ранее социологических исследований на заданную тему.
Практическая значимость исследования состоит в том, что работа может быть использована в качестве примера при изучении студентами вопросов эмпирической социологии.
Поставленные задачи определяют структуру работы. Исследование состоит из введения, трех глав, из которых две теоретические и одна практическая, заключения и списка использованных источников.
С точки зрения формы социологических исследований и степени абстрактности получаемого в ходе этих исследований знания их можно разделить на теоретические и эмпирические. Суть эмпирических исследований – в установлении фактов и их первичном обобщении. Суть теоретических исследований – в объяснении фактов и построении моделей, облегчающих это объяснение. Кроме того, в зависимости от того, что исследуется, различают общесоциологическую теорию (общетеоретические исследования общества в целом), теории среднего уровня (исследования отдельных сфер и аспектов жизни общества), конкретные социологические исследования отдельных явлений и процессов.
В 1892 г. в Чикагском университете Албион Смолл (1854–1926) основывает первый в мире социологический факультет, на базе которого формируется «чикагская школа социологии». Представители школы считали, что социология должна давать практические рекомендации, способствовать совершенствованию социальных институтов, в частности способствовать решению городских проблем. К Чикагской школе принадлежали создатели социально-экологической теории города Роберт Парк (1864–1944) и Эрнст Берджесс (1886–1966), к этой же школе принадлежал У. Томас. В рамках этой школы интенсивно развивается эмпирическая и прикладная социология, а также методика конкретного социологического исследования.
Важную роль в развитии эмпирической и прикладной социологии также сыграл «Американский институт общественного мнения» Дж. Гэллапа, начавший в 30-е годы практику регулярных опросов общественного мнения. Был усовершенствован метод выборочных опросов, позволивший в 1936 г. точно спрогнозировать результаты президентских выборов.
Теория в прикладной социологии рассматривается не как самоцель, а как источник гипотез в рамках направленных на конкретные практические цели программ. Существенно то, что у таких исследований всегда есть заказчики либо иные потребители, способные их финансировать. Как правило, это государственные и городские службы, политики, предприниматели, СМИ. Их интересует эффективность исследования, а не теоретические споры, поэтому программы исследований часто включают методы, основанные на различных теоретических представлениях об обществе. Тем не менее, совершенно избежать теоретических предпосылок в исследовании невозможно, и это понимают даже радикальные эмпиристы. С учетом последнего можно утверждать, что к настоящему времени сложились общепринятые представления об обязательных элементах программы социологического исследования. Это 1) всесторонний анализ проблемы, объекта и предмета исследования; 2) уточнение цели и задач исследования; 3) уточнение и интерпретация основных понятий; 4) выдвижение рабочих гипотез, которые будут проверяться в ходе исследования; 5) обоснование системы выборки исследуемых единиц; 6) обоснование методов сбора и анализа данных; 7) детальный план исследования [11, с. 54].
Большинство социальных явлений связано с действием большого количества людей либо социальных групп. Каждая группа или отдельный человек, или отдельное мнение, высказывание, поступок, событие можно рассматривать в качестве потенциального объекта социологического изучения. Совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащая изучению в пределах данной программы, называется генеральной совокупностью. Например, при изучении поведения людей на выборах генеральная совокупность – это все потенциальные избиратели. Чаще всего исследовать всю генеральную совокупность невозможно, да и нет необходимости. Поэтому социологи прибегают к выборке. Репрезентативная выборка – такая, которая позволяет сделать обоснованные заключения о генеральной совокупности в целом. Случайная выборка – отбор на основе статистической случайности, обеспечивающий равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число исследуемых.
Случайная выборка позволяет применять методы математической теории вероятности для оценки того, в какой мере характеристики выборочной совокупности отражают характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность случайной выборки зависит от ее количества. На практике при опросах общественного мнения применяют выборку 10 % от генеральной совокупности, но не менее 500 и не более 2500 человек. Необходимое количество элементов выбирается из списка генеральной совокупности с использованием таблицы случайных чисел или постоянного шага выборки. Пример неслучайной выборки, часто используемой социологами, – квотная выборка, когда отбираются элементы с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями. Допустим, если в генеральной совокупности мужчин в два раза больше, чем женщин, эта пропорция должна сохраниться в выборке.
Основные
методы сбора данных – это различные варианты
наблюдения (стандартизированное и нестандартизированное,
внешнее и включенное, открытое и инкогнито,
лабораторное и полевое), опроса (анкетный
и интервью, массовый и экспертный, личный
и опосредованный, устный и письменный,
формализованный свободный, поверхностный
и глубинный, индивидуальный и групповой),
анализа документов (традиционная интерпретация
текстов, биографический метод, формализованный
контент-анализ), эксперимента. Методы
сбора и анализа социологических данных
принято разделять на «количественные»
и «качественные», соответственно говорят
о «количественной» и «качественной»
социологии. В основе «качественных» методов
лежит понимающая методология, эти методы
нацелены на понимание смысла действий
исследуемых людей. Примеры качественных
методов: нестандартизованное и включенное
наблюдение, глубинное неформализованное
интервью, биографический метод, неформализованный
анализ документов и др [12, с. 72]. В основе
«количественных» методов лежит позитивистская
методология, эти методы по своей сути
являются методами измерения, поэтому
они в большей степени формализованы,
чем «качественные». Примеры количественных
методов: стандартизованное внешнее наблюдение,
анкетный опрос, контент-анализ документов
и др.
Метод в эмпирической социологии означает совокупность основных приемов и способов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Техника эмпирического социологического исследования включает совокупность организационных приемов, направленных на эффективное использование метода. Процедура эмпирического социологического исследования - это последовательность всех операций, каждая из которых основана на определенной технике, общая система действий и способов его организации.
Эмпирическое
социологическое исследование имеет
три уровня: методологический, методический
и процедурный. Методологический уровень
включает в себя теоретический подход
исследователя, основанный на его научных
позициях, с помощью которого объясняются
и интерпретируются социальная проблема,
предмет и результаты исследования. Методический
уровень отражен в теории измерения социальных
явлений и процессов, разработанных в
ней методах сбора и обработки первичной
информации. Процедурный уровень - это
непосредственная организация проведения
эмпирического исследования. Реализация
всех трех уровней позволяет создать некоторую
социологическую модель, которая может
служить основой для объяснения изучаемого
социального явления, решения социальной
проблемы.
Подготовка социологического исследования
включает разные виды работ, научных процедур
и операций, надежную теоретическую основу
исследования, его общую логику, разработку
инструментария сбора информации, формирование
исследовательской группы [1, с. 54].
Целью социологического исследования
служит анализ реально существующих проблем,
имеющих важное значение для функционирования
и развития общества. Предмет эмпирического
социологического исследования должен
быть актуальным, востребованным жизнью,
социально значимым. Для проведения социологического
исследования необходимо: определить
виды и последовательность работ, связанных
с реализацией программы исследования;
составить смету финансовых затрат и ресурсов;
выделить этапы исследования и рассчитать
затраты времени на отдельные виды работ,
исследование в целом; провести нормирование
труда исполнителей; координировать действия
исследовательской группы. В социологии
принято выделять основные этапы эмпирического
исследования:
-
проблемно-поисковый - выявление
и предварительный анализ
-
аналитический (описательный) - иллюстративное
доказательство описательной
-
экспериментальный (
-
конструктивно-практический (проектный)
- создание проекта (
Основными элементами структуры конкретного социологического исследования считаются: субъект (исследователь, научный коллектив); объект изучения; предмет исследования; общий замысел; проблемная ситуация; цели, задачи, гипотезы; исходные и производные научные понятия; общие и специальные методологические посылки (принципы, правила, способы, требования); предварительная и заключительная социологическая информация; методы и способы получения научных данных; планирование и организация исследования, анализ и обобщение полученных результатов [7, с. 144]. Все они отражаются в программе исследования. Характер связи между компонентами структуры детерминируется следующими составными частями конкретного социологического исследования: логической подструктурой как совокупностью логических процедур в решении научной проблемы и обосновании научного вывода; организационной подструктурой как совокупностью и последовательностью форм научной деятельности, соответствующих целям и задачам исследования; гносеологической подструктурой как взаимосвязью исходных и производных понятий, использованных в границах изучаемой проблемы.
Общая
структура конкретного
1) подготовительный (разработка программы
исследования, целей и плана);
2) сбор первичной социологической информации
(записи исследователя, выписки из документов,
результаты опросов, наблюдения и т.д.);
3) подготовка собранной в ходе социологического
исследования информации к обработке
на ЭВМ, обработка и анализ данных;
4) завершающий (формирование выводов,
рекомендаций, создание проектов) [15, с.
33-46].