Виды социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;

Содержание

Введение 4
1 Особенности эмпирической социологии 6
1.1 Виды социологических исследований 6
1.2 Методы эмпирического исследования 9
2 Опросные методы сбора первичной социологической информации 12
2.1 Особенности проведения анкетирования и интервью 12
2.1 Анализ эмпирических данных социологии 24
3 Практическое применение эмпирического исследования на примере проведения соц. опроса 34
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 47

Работа состоит из  1 файл

Виды социологических исследований (2).doc

— 4.23 Мб (Скачать документ)

       По  типу исследовательских задач опросы бывают :

  • глубинный (нацелен на получение поисковой информации)
  • фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
  • стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)
  • социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)
  • По уровню компетентности респондентов различают:
  • массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
  • массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)
  • симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
  • экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме) [2, с. 94].

       После сбора анкет начинается их обработка  и анализ данных.

       Из  проведенного анализа следует, что  метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

       Однако  при всей важности анкетного метода этого метода он, тем не менее, нуждается  в соответствующей корректировке  и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью.

       Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

       Интервьюирование  – это также разновидность  опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам  респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные. Под  интервью понимается непосредственное устное общение с респондентом, основанное на социально-психологическом взаимодействии. Специфика интервью заключается в следующем. Во-первых, высока роль интервьюера: человека, проводящего беседу, что повышает требования к его подготовке, а во-вторых, высока степень контроля над условиями получения информации, в которых находится респондент.

       Из  специфики метода вытекают его достоинства  и недостатки. К достоинствам можно  отнести:

       а) возможность получения глубинной  информации;

       б) ситуация интервью (похожа на беседу), потому способствует возникновению  непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность  ответов;

       в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;

       г) личный контакт способствует полноте  реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;

       д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.

       Наряду  с преимуществами данный метод имеет и недостатки:

       а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск  психологического контакта с каждым респондентом;

       б) значительные материальные и временные  затраты на проведение интервью;

       в) может возникать всякий раз проблема анонимности;

       г) трудность при оформлении ответов  респондентов (запись ответов).

       Существуют  разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени  стандартизации, то есть жесткости  форм проведения беседы. Формализованное (или стандартизованное) интервью очень напоминает ответы на вопросы анкеты, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы, полученные от респондента в беседе, в вопроснике. В неформализованных интервью вместо жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов на них, есть только направления, темы, по которым проводится беседа. Конечно, такой тип интервью требует от интервьюера высокой квалификации и опыта, а содержание интервью записывается на магнитофон или диктофон. К числу неформализованных интервью можно отнести: – глубинное – когда исследователь определяет круг проблем, сохраняя свободу в способе ведения беседы. Данный вид интервью может затрагивать обширный круг вопросов, используется на стадии разведки, когда исследователь слабо представляет границы проблемной ситуации, когда нет гипотез [6, с. 78]. Свободное интервью, заключается в длительной беседе (до 3 часов) без строгой разработки вопросов и тем более вариантов ответов, но до начала беседы у исследователя есть некоторые предположения (гипотезы), а значит, он имеет представления, какого рода информацию должен собрать. Различают фокусированное интервью или кратковременное, оно отличается тем, что четко определена тема или проблема, по которой проводится данная беседа, а также есть перечень строго необходимых и возможных вопросов.

       Разновидностью  интервьюирования является так называемый телефонный опрос. Беседа проводится с  респондентов по телефону, обычно оно  не должно превышать 5-10 минут, количество вопросов строго ограничено. Недостатком  телефонного интервью является возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, а достоинством – быстрота получения информации.

       В проведении интервью встречаются четыре основные проблемы:

  • время и место проведения интервью;
  • ведение беседы;
  • оформление (запись) беседы;
  • подготовка интервьюеров.

       Место и время проведения беседы определяется спецификой предмета исследования: вопросы, связанные с проблемами быта, семьи  – выясняются в домашних условиях (по месту жительства), производственные – по месту работы. При выборе времени проведения следует учитывать ритм работы респондента.

       Ведение беседы или техника интервьюирования включает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение  беседы по определенному плану; –  устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.

       Если  проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и  инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в  котором сформулированы и сгруппированы вопросы. В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте. Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.

       Способ  регистрации данных беседы зависит  от вида интервью, так, в глубинном  и свободном лучше применить  дословную запись (магнитофон или  диктофон), в стандартизованном интервью – интервьюер кодирует (отмечает) ответы респондента в специальном бланке, вопроснике.

       Серьезной проблемой в данном методе является подготовка интервьюеров, так как от этого зависит качество полученной информации, а также просто возможность ее получения. Классический вариант состоит из следующих этапов: а) в газете публикуется информация о том, что требуются интервьюеры для проведения опроса; б) пришедшим по объявлению предлагается заполнить заявление, где отбираются те, кто не допустил грамматических ошибок; в) отобранным можно предложить анкету на коммуникативность или другим способом проверить умение общаться; г) далее с оставшимися проводится инструктаж по поводу целей исследования, условий заполнения анкеты, а также возможно обучение по проведению беседы: правила кодировки, использования аппаратуры и т.д. После этого интервьюеров допускают к работе, но предусмотрен обязательный контроль за их деятельностью. Добросовестные премируются, из них формируется постоянный штат интервьюеров, плохо работающие – увольняются.

       Можно выделить следующие требования к  интервьюеру:

  • соблюдение точности выборки;
  • установление контакта с респондентом;
  • обеспечение стандартной ситуации интервью;
  • адаптация вопросника к особенностям респондента;
  • точная регистрация полученных ответов;
  • знание темы, целей интервью, а также особенностей среды респондента;
  • внешний вид, темп и четкость речи, индивидуальные качества.

       Таким образом, интервью является одним из распространенных методов получения социальной информации, оно обладает рядом преимуществ: информация, полученная с помощью беседы, является более полной, глубокой и определенной, так как пропуски ответов практически исключены, а также при необходимости можно корректировать ход беседы. 

       
    1. Анализ  эмпирических данных социологии
 
 

       Существуют  качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:

       - функциональный анализ, направленный  на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;

       - структурный анализ, связанный с  выявлением внутренних элементов  объектов и способа их сочетания; 

       - системный анализ, представляющий  собой целостное изучение объекта. 

       Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:

       1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать  эмпирическое распределение измеренных  в социологическом исследовании  признаков. В этом случае вычленяются  дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;

       2) анализ сопряженности и корреляции  признаков - предполагает использование  совокупности статистических методов,  связанных с вычислением парных  корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;

       3) проверка статистических гипотез  - позволяет подтвердить или опровергнуть  определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;

       4) многомерный статистический анализ - позволяет анализировать количественные  зависимости отдельных содержательных  сторон исследуемого объекта  от множества его признаков  [3, с. 358-387].  
Таблица сопряженности признаков - форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.  
Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.  
Статистические методы анализа включают в себя:

Информация о работе Виды социологических исследований