Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа
Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;
Введение 4
1 Особенности эмпирической социологии 6
1.1 Виды социологических исследований 6
1.2 Методы эмпирического исследования 9
2 Опросные методы сбора первичной социологической информации 12
2.1 Особенности проведения анкетирования и интервью 12
2.1 Анализ эмпирических данных социологии 24
3 Практическое применение эмпирического исследования на примере проведения соц. опроса 34
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 47
По типу исследовательских задач опросы бывают :
После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.
Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.
Однако
при всей важности анкетного метода
этого метода он, тем не менее, нуждается
в соответствующей
Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.
Интервьюирование – это также разновидность опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные. Под интервью понимается непосредственное устное общение с респондентом, основанное на социально-психологическом взаимодействии. Специфика интервью заключается в следующем. Во-первых, высока роль интервьюера: человека, проводящего беседу, что повышает требования к его подготовке, а во-вторых, высока степень контроля над условиями получения информации, в которых находится респондент.
Из специфики метода вытекают его достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:
а)
возможность получения
б) ситуация интервью (похожа на беседу), потому способствует возникновению непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность ответов;
в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;
г) личный контакт способствует полноте реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;
д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.
Наряду с преимуществами данный метод имеет и недостатки:
а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;
б) значительные материальные и временные затраты на проведение интервью;
в) может возникать всякий раз проблема анонимности;
г) трудность при оформлении ответов респондентов (запись ответов).
Существуют
разнообразные техники
Разновидностью интервьюирования является так называемый телефонный опрос. Беседа проводится с респондентов по телефону, обычно оно не должно превышать 5-10 минут, количество вопросов строго ограничено. Недостатком телефонного интервью является возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, а достоинством – быстрота получения информации.
В проведении интервью встречаются четыре основные проблемы:
Место и время проведения беседы определяется спецификой предмета исследования: вопросы, связанные с проблемами быта, семьи – выясняются в домашних условиях (по месту жительства), производственные – по месту работы. При выборе времени проведения следует учитывать ритм работы респондента.
Ведение беседы или техника интервьюирования включает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение беседы по определенному плану; – устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.
Если проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в котором сформулированы и сгруппированы вопросы. В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте. Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.
Способ
регистрации данных беседы зависит
от вида интервью, так, в глубинном
и свободном лучше применить
дословную запись (магнитофон или
диктофон), в стандартизованном интервью
– интервьюер кодирует (отмечает) ответы
респондента в специальном
Серьезной проблемой в данном методе является подготовка интервьюеров, так как от этого зависит качество полученной информации, а также просто возможность ее получения. Классический вариант состоит из следующих этапов: а) в газете публикуется информация о том, что требуются интервьюеры для проведения опроса; б) пришедшим по объявлению предлагается заполнить заявление, где отбираются те, кто не допустил грамматических ошибок; в) отобранным можно предложить анкету на коммуникативность или другим способом проверить умение общаться; г) далее с оставшимися проводится инструктаж по поводу целей исследования, условий заполнения анкеты, а также возможно обучение по проведению беседы: правила кодировки, использования аппаратуры и т.д. После этого интервьюеров допускают к работе, но предусмотрен обязательный контроль за их деятельностью. Добросовестные премируются, из них формируется постоянный штат интервьюеров, плохо работающие – увольняются.
Можно выделить следующие требования к интервьюеру:
Таким
образом, интервью является одним из распространенных
методов получения социальной информации,
оно обладает рядом преимуществ: информация,
полученная с помощью беседы, является
более полной, глубокой и определенной,
так как пропуски ответов практически
исключены, а также при необходимости
можно корректировать ход беседы.
Существуют качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:
- функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;
-
структурный анализ, связанный с
выявлением внутренних
-
системный анализ, представляющий
собой целостное изучение
Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:
1)
одномерный статистический
2)
анализ сопряженности и
3)
проверка статистических
4)
многомерный статистический
Таблица сопряженности признаков - форма
представления данных об объектах социологического
исследования на основе группировки двух
или более признаков по принципу их сочетаемости.
Наглядно можно представить лишь в виде
набора двумерных срезов. Таблица сопряженности
позволяет провести поградационный анализ
влияния какого-либо признака на другие
и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния
двух признаков. Таблицы сопряженности,
образованные двумя признаками, называются
двумерными. Для них разработано большинство
мер связи, они более удобны для анализа
и дают корректные и значимые результаты.
Анализ многомерных таблиц сопряженности
признаков в основном состоит из анализа
составляющих ее маргинальных двумерных
таблиц. Таблицы сопряженности признаков
заполняются данными о частотах совместной
встречаемости признаков, выраженных
в абсолютном или процентном отношениях.
Существует два основных класса статистических
выводов, которые делаются при анализе
таблиц сопряжения: проверка гипотезы
о независимости признаков и проверка
гипотезы о связи между признаками.
Статистические методы анализа включают
в себя: