Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа
Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;
Введение 4
1 Особенности эмпирической социологии 6
1.1 Виды социологических исследований 6
1.2 Методы эмпирического исследования 9
2 Опросные методы сбора первичной социологической информации 12
2.1 Особенности проведения анкетирования и интервью 12
2.1 Анализ эмпирических данных социологии 24
3 Практическое применение эмпирического исследования на примере проведения соц. опроса 34
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 47
Второй – мотив афеляции. Характерен для собственников, личный интерес выше общественного. Основные цели человека – это страсть к накопительству и получение удовольствий, каким угодно образом, особенно половым. Мировоззрение основывается на том, что всё можно купить и всё можно продать – «деньги могут всё», «деньги – это власть». Может стремиться к власти с целью получения удовольствий, однако как управленец весьма слаб. Сильно развита общительность, постоянно нуждается в самоутверждении.
Третий – мотив власти. Человек уже мыслит не категориями семьи и производства, а общественными интересами, интересами групп людей, проявляет себя в социальном пространстве через организацию сферы прав и обязанностей и защиту Отечества. Сильно развито чувство воли, возрастает контроль над своими желаниями, потребностями, интересами. Для него характерны такие волевые акты, которые включают стадии постановки целей, обсуждения борьбы и мотивов, принятия решения и исполнения. На этапе борьбы мотивов верх берут высшие ценности – этические и моральные нормы, общественно значимое является личностно значимым.
Четвёртый – мотив альтруизма. Характерен для философов, учёных, исследователей, учителей, интеллигенции. Такой человек несёт какую-то новую идею, которая прочно закрепляется в мире – мораль, идеи, теории, мировоззрение, которые определяют направление эволюции в определенный исторический период. Например, новая культура, способ стихосложения, течение в искусстве и т.д. Отличительной чертой является служение эволюции, постоянное стремление к гармонии, жизненная мудрость. Мораль у такого человека в крови. Сильно развита внутренняя культура, грамотность по своей природе и одновременно с этим очень сильно развито творчество.
Участники анкетирования ответили на следующие вопросы:
Вопрос 1: Юмор какого типа Вы предпочитаете?
а) «Лицом в торт», падения, пинки и т.п.;
б) с элементами эротики, про деньги;
в) про политиков, про Чапаева и Петьку, армейский и т.д.;
г)
несущий в себе некую идею, интеллигентный.
Рисунок 1 – Отношение респондентов к юмору
Вывод: большинство студентов выбирают юмор, связанный с эротикой и деньгами (38%), однако любят и юмор, заставляющий задумываться (32%).
Вопрос 2: Какая работа Вам более всего по душе?
а) Тяжёлая физическая, не требующая умственных усилий;
б) Оплачиваемая, престижная, с возможностью карьерного роста;
в) Связанная с руководством группой людей, защитой общественных интересов;
г) Творческая, мыслительная, связанная с умением находить нестандартные решения.
Рисунок 2 – Отношение к работе
Вывод: преобладающее число студентов выбирают оплачиваемую престижную работу (60%). Остальные ценности уходят на задний план. Вопрос весьма показательный, т.к. выбор профессии напрямую зависит от ценностей человека.
Вопрос 3: Если у Вас появилось свободное время, на что Вы предпочтёте потратить его?
а) Займусь спортом или отдохну;
б) Схожу на дискотеку, выпью с друзьями, проведу время в своё удовольствие;
в) Займусь боевыми искусствами, самосовершенствованием;
г) Почитаю книгу, займусь творчеством.
Рисунок 3 – Проведение свободного времени
Вывод: большинство студентов предпочитают проведение свободного времени в своё удовольствие (52 %), однако не забывают про книги (20%) и спорт (21%).
Вопрос 4: Выберите утверждение, которое, по Вашему мнению, наиболее верно:
а) «Закон – карающий меч, которого следует опасаться»;
б) «знание Закона позволяет заработать много денег»;
в) «Закон - средство управления людьми»;
г) «Закон – средство обеспечения жизни общества».
Рисунок 4 – отношение студентов к закону
Вывод: несмотря на то, что очень многие выбрали профессию прежде всего по денежному критерию, данный вопрос показал уважительное отношение к закону большинства опрошенных (58%).
Вопрос 5: Представьте, что в людном месте внезапно объявили о заложенной в бомбе. Что Вы сделаете?
а) Спасусь сам (а);
б) спасу себя, свою семью и друзей;
в) помогу всем, кто будет рядом;
г) организую вывод людей из здания.
Рисунок
5 – уровень ответственности
Вывод:
вопрос характеризует уровень
Вопрос
6: Как Вы относитесь к изменениям
в своей жизни и жизни
а) Не принимаю, хочу, чтобы всё осталась таким, какое оно есть;
б) принимаю то, что мне выгодно;
в) принимаю то, что полезно обществу;
г) мир постоянно и неизбежно изменяется, принимаю всё и изменяюсь сам.
Рисунок 6 – Отношение к общественному и личному развитию
Вывод: как показывает данный вопрос, консерватизм студентам не свойственен. 78% принимают изменения, происходящие в себе и в обществе.
Вопрос 7: Насколько значимо для Вас общественное мнение?
а) «Куда все, туда и я»;
б) мне важно, чтобы в обществе обо мне отзывались положительно;
в) окружающие должны не только выслушать моё мнение, но и уважать его;
г) меня не волнует мнение общества о чём-либо, я сам(а) формулирую свой взгляд на себя и мир.
Рисунок 7 – Отношение к общественному мнению
Вывод: большинство опрошенных заинтересованы в том, чтобы их признавали и уважали в обществе (80%), лишь для 20% общественное мнение не является вектором, которому необходимо следовать.
Вопрос 8: С какой целью Вы получаете высшее образование?
а) Не знаю / Так захотели родители / Случайно зашёл(ла);
б) для того чтобы получить прибыльную работу;
в) для того чтобы защищать людей и общество;
г) для того чтобы реализовать себя и свои способности.
Вывод: более половины опрошенных пришли получать высшее образование по велению души (51%). Лишь 28% пришли учится ради будущей зарплаты и 20% - ради общественной пользы.
Вопрос 9: Как Вы относитесь к смерти?
а) Как к неизбежному концу, боюсь;
б) боюсь и стараюсь не думать, но жизнь одна и прожить её надо «на всю катушку»;
в) доблесть и честь важнее смерти;
г) смерть – естественный процесс и в нём нет ничего страшного. Творчество и знания превыше смерти.
Рисунок 9 – Отношение респондентов к смерти
Вывод: вопрос провокационный и довольно ярко раскрывает систему ценностей человека. 66% опрошенных высказали боязнь смерти. Только 29% воспринимают смерть философски.
Вопрос 10: Как Вы считаете, чему наиболее важно научить детей?
а) Выживать в этом жестоком мире;
б) зарабатывать для себя и семьи, заслужить уважение в обществе;
в) кодексу чести и совести;
г) быть интеллигентным, культурным, развить научное и творческое мировоззрение.
Рисунок 10 – Отношение к воспитанию детей
Вывод:
мнения разделились. 33% опрошенных считают,
что в ребёнке следует
Общий вывод: вопрос о мотивах и ценностях человека весьма сложен и трудноопределим. В «чистом виде» систем ценностей не бывает, они тесно и сложно переплетаются между собой. Однако проведённое исследование наглядно показывает основные тенденции.
1. Основную роль играет мотив афеляции. Основная ценность – получение удовольствия любым способом. Этот культ чрезвычайно широко распространён в обществе и негативно влияет на развитие науки и культуры, т.к. во всём человек видит либо выгоду для себя, либо источник получения удовольствия.
2. Мотив альтруизма отстаёт от мотива афеляции, однако так же набрал немалое количество ответов, что показывает неплохое умственное и творческое развитие студентов. Однако на практике этот мотив оказывается на заднем плане.
3.
Мотив власти выбирали не
4.
Мотив агрессии проявляется
Заключение
Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.
Выше были описаны основные принципы при подготовке и проведении социологического исследования. Изложены его основные цели и задачи, даны понятия объекта и предмета социологического исследования, приведены методы выборки респондентов из генеральной совокупности.
В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации по проведению и т. д. В практической части проведено соц. исследование при помощи анкетирования, которое показало, что выбор эмпирического метода исследования как нельзя лучше подходит для изучения такого сложного вопроса как мотивы и ценности человека.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.
Важное
значение социологическое исследование
имеет и при разрешении проблем, возникающих
в социальных, производственных и других
сферах деятельности человека.
Список
использованных источников