Виды социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – обобщить теоретические знания и выделить особенности эмпирического метода проведения социального исследования.
В связи с поставленной целью, выделим следующие задачи:
- выделить виды социологических исследований;
- показать методы эмпирического исследования;

Содержание

Введение 4
1 Особенности эмпирической социологии 6
1.1 Виды социологических исследований 6
1.2 Методы эмпирического исследования 9
2 Опросные методы сбора первичной социологической информации 12
2.1 Особенности проведения анкетирования и интервью 12
2.1 Анализ эмпирических данных социологии 24
3 Практическое применение эмпирического исследования на примере проведения соц. опроса 34
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 47

Работа состоит из  1 файл

Виды социологических исследований (2).doc

— 4.23 Мб (Скачать документ)

       Второй  – мотив афеляции. Характерен для  собственников, личный интерес выше общественного. Основные цели человека – это страсть к накопительству и получение удовольствий, каким угодно образом, особенно половым. Мировоззрение основывается на том, что всё можно купить и всё можно продать – «деньги могут всё», «деньги – это власть». Может стремиться к власти с целью получения удовольствий, однако как управленец весьма слаб. Сильно развита общительность, постоянно нуждается в самоутверждении.

       Третий  – мотив власти. Человек уже  мыслит не категориями семьи и  производства, а общественными интересами, интересами групп людей, проявляет  себя в социальном пространстве через организацию сферы прав и обязанностей и защиту Отечества. Сильно развито чувство воли, возрастает контроль над своими желаниями, потребностями, интересами. Для него характерны такие волевые акты, которые включают стадии постановки целей, обсуждения борьбы и мотивов, принятия решения и исполнения. На этапе борьбы мотивов верх берут высшие ценности – этические и моральные нормы, общественно значимое является личностно значимым.

       Четвёртый – мотив альтруизма. Характерен для философов, учёных, исследователей, учителей, интеллигенции. Такой человек несёт какую-то новую идею, которая прочно закрепляется в мире – мораль, идеи, теории, мировоззрение, которые определяют направление эволюции в определенный исторический период. Например, новая культура, способ стихосложения, течение в искусстве и т.д. Отличительной чертой является служение эволюции, постоянное стремление к гармонии, жизненная мудрость. Мораль у такого человека в крови. Сильно развита внутренняя культура, грамотность по своей природе и одновременно с этим очень сильно развито творчество.

       Участники анкетирования ответили на следующие  вопросы:

       Вопрос 1: Юмор какого типа Вы предпочитаете?

       а) «Лицом в торт», падения, пинки и т.п.;

       б) с элементами эротики, про деньги;

       в) про политиков, про Чапаева и Петьку, армейский и т.д.;

       г) несущий в себе некую идею, интеллигентный. 

Рисунок 1 – Отношение респондентов к  юмору

       Вывод: большинство студентов выбирают юмор, связанный с эротикой и деньгами (38%), однако любят и юмор, заставляющий задумываться (32%).

       Вопрос 2: Какая работа Вам более всего  по душе?

       а) Тяжёлая физическая, не требующая умственных усилий;

       б) Оплачиваемая, престижная, с возможностью карьерного роста;

       в) Связанная с руководством группой людей, защитой общественных интересов;

       г) Творческая, мыслительная, связанная с умением находить нестандартные решения.

Рисунок 2 – Отношение к работе

       Вывод: преобладающее число студентов  выбирают оплачиваемую престижную работу (60%). Остальные ценности уходят на задний план. Вопрос весьма показательный, т.к. выбор профессии напрямую зависит от ценностей человека.

       Вопрос 3: Если у Вас появилось свободное  время, на что Вы предпочтёте потратить  его?

       а) Займусь спортом или отдохну;

       б) Схожу на дискотеку, выпью с друзьями, проведу время в своё удовольствие;

       в) Займусь боевыми искусствами, самосовершенствованием;

       г) Почитаю книгу, займусь творчеством.

        

Рисунок 3 – Проведение свободного времени

       Вывод: большинство студентов предпочитают проведение свободного времени в своё удовольствие (52 %), однако не забывают про книги (20%) и спорт (21%).

       Вопрос 4: Выберите утверждение, которое, по Вашему мнению, наиболее верно:

       а) «Закон – карающий меч, которого следует опасаться»;

       б) «знание Закона позволяет заработать много денег»;

       в) «Закон - средство управления людьми»;

       г) «Закон – средство обеспечения жизни общества».

Рисунок 4 – отношение студентов к закону

       Вывод: несмотря на то, что очень многие выбрали профессию прежде всего по денежному критерию, данный вопрос показал уважительное отношение к закону большинства опрошенных (58%).

       Вопрос 5: Представьте, что в людном месте  внезапно объявили о заложенной в  бомбе. Что Вы сделаете?

       а) Спасусь сам (а);

       б) спасу себя, свою семью и друзей;

       в) помогу всем, кто будет рядом;

       г) организую вывод людей из здания.

Рисунок 5 – уровень ответственности респондентов

       Вывод: вопрос характеризует уровень ответственности  студентов. Мнения разделились. 45% подумает только о том, чтобы спасти себя и друзей, 55% подумают и о других людях.

       Вопрос 6: Как Вы относитесь к изменениям в своей жизни и жизни общества?

       а) Не принимаю, хочу, чтобы всё осталась таким, какое оно есть;

       б) принимаю то, что мне выгодно;

       в) принимаю то, что полезно обществу;

       г) мир постоянно и неизбежно изменяется, принимаю всё и изменяюсь сам.

Рисунок 6 – Отношение к общественному  и личному развитию

       Вывод: как показывает данный вопрос, консерватизм студентам не свойственен. 78% принимают изменения, происходящие в себе и в обществе.

       Вопрос 7: Насколько значимо для Вас  общественное мнение?

       а) «Куда все, туда и я»;

       б) мне важно, чтобы в обществе обо мне отзывались положительно;

       в) окружающие должны не только выслушать моё мнение, но и уважать его;

       г) меня не волнует мнение общества о чём-либо, я сам(а) формулирую свой взгляд на себя и мир.

Рисунок 7 – Отношение к общественному  мнению

       Вывод: большинство опрошенных заинтересованы в том, чтобы их признавали и уважали в обществе (80%), лишь для 20% общественное мнение не является вектором, которому необходимо следовать.

       Вопрос 8: С какой целью Вы получаете  высшее образование?

       а) Не знаю / Так захотели родители / Случайно зашёл(ла);

       б) для того чтобы получить прибыльную работу;

       в) для того чтобы защищать людей и общество;

       г) для того чтобы реализовать себя и свои способности.

Рисунок 8 – Мотивация получения  высшего образования 

       Вывод: более половины опрошенных пришли получать высшее образование по велению души (51%). Лишь 28% пришли учится ради будущей зарплаты и 20% - ради общественной пользы.

       Вопрос 9: Как Вы относитесь к смерти?

       а) Как к неизбежному концу, боюсь;

       б) боюсь и стараюсь не думать, но жизнь одна и прожить её надо «на всю катушку»;

       в) доблесть и честь важнее смерти;

       г) смерть – естественный процесс и в нём нет ничего страшного. Творчество и знания превыше смерти.

Рисунок 9 – Отношение респондентов к  смерти

       Вывод: вопрос провокационный и довольно ярко раскрывает систему ценностей человека. 66% опрошенных высказали боязнь смерти. Только 29% воспринимают смерть философски.

       Вопрос 10: Как Вы считаете, чему наиболее важно  научить детей?

       а) Выживать в этом жестоком мире;

       б) зарабатывать для себя и семьи, заслужить уважение в обществе;

       в) кодексу чести и совести;

       г) быть интеллигентным, культурным, развить научное и творческое мировоззрение.

      

     Рисунок 10 – Отношение к воспитанию детей

       Вывод: мнения разделились. 33% опрошенных считают, что в ребёнке следует воспитывать  мотив афеляции, 34% - мотив альтруизма. Только 16% считают, что нужно развивать  мотив агрессии и 17% - мотив власти.

       Общий вывод: вопрос о мотивах и ценностях  человека весьма сложен и трудноопределим. В «чистом виде» систем ценностей не бывает, они тесно и сложно переплетаются между собой. Однако проведённое исследование наглядно показывает основные тенденции.

       1. Основную роль играет мотив  афеляции. Основная ценность –  получение удовольствия любым способом. Этот культ чрезвычайно широко распространён в обществе и негативно влияет на развитие науки и культуры, т.к. во всём человек видит либо выгоду для себя, либо источник получения удовольствия.

       2. Мотив альтруизма отстаёт от мотива афеляции, однако так же набрал немалое количество ответов, что показывает неплохое умственное и творческое развитие студентов. Однако на практике этот мотив оказывается на заднем плане.

       3. Мотив власти выбирали не очень  часто, что показывает слабый уровень включённости студентов в общественную жизнь.

       4. Мотив агрессии проявляется слабо  и набрал наименьшее количество  ответов, что является положительной  тенденцией. Однако в определённых  ситуациях этот мотив может  проявится (это видно по результатам  ответов на вопрос №9) и оказать существенное влияние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Методы  социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса  социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего – проблемой, целью и задачами исследования.

       Выше  были описаны основные принципы при  подготовке и проведении социологического исследования. Изложены его основные цели  и задачи, даны понятия объекта  и предмета социологического исследования, приведены методы выборки респондентов из генеральной совокупности.

       В зависимости от задач и условий  проведения социологического исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их положительные  и отрицательные стороны, трудности  осуществления рекомендации по проведению и т. д. В практической части проведено соц. исследование при помощи анкетирования, которое показало, что выбор эмпирического метода исследования как нельзя лучше подходит для изучения такого сложного вопроса как мотивы и ценности человека.

       Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.

       Важное  значение социологическое исследование имеет и при разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека. 
 

Список  использованных источников 
 

       
  1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологического исследования: Учеб. для высш. учеб. заведений [Текст] / Г. С. Батыгин. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286 с.
  2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами [Текст] / И. А. Бутенко. – М.: Высшая школа, 1989. – 176 с.
  3. Голенкова, З.Т. Общая социология: учеб. пособие [Текст] / З. Т. Голенкова. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.
  4. Елисеева, Е.В. Социальная информатика: учебно-методические материалы [Текст] / Е. В. Елисеева. – Брянск: СЭИ БГУ, 2003 г. – 240 с.
  5. Зарубина, И.Н. Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе: учеб. пособие [Текст] / И. Н. Зарубина. – М.: ЛОГОС, 2006. – 392 с.
  6. Зборовский, Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие [Текст]/ Т. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
  7. Клюшина, Н.А. Сравнительный анализ и методика социологических исследований [Текст] / Н. А. Клюшина. – Москва. – 1989. – С. 144-164.
  8. Маслова, О.М. Методология и методы [Текст] / О. М. Маслова // Социология в России. Ред. В.А.Ядов. – М.: ИС РАН. 1998. –С. 70-94.
  9. Методы сбора информации в социологических исследованиях. [Текст]: Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 232 с.
  10. Нартов, Н.А. Социология: учеб. [Текст] / Н. А. Нартов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511с.
  11. Немировский, В.Г. История социологии: уч. пос. [Текст] / В. Г. Немировский. - М.:ИЦ ВЛАДОС, 2005 - 318с.
  12. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов [Текст] / Ред Шереги Ф.Э., Горшкова М.А. – М.: Academia, 1995. – 191с.
  13. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки [Текст]/ Е. В. Сидоренко. - СПб.: СПЦ. 1996. – 297 c.
  14. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
  15. Ядов, В.А. Стратегия социальных исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

Информация о работе Виды социологических исследований